УДК 37

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Солдатенко Олег Александрович
ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический колледж
преподаватель спецдисциплин первой квалификационной категории

Аннотация
В статье рассматривается профориентация как основа профессионального самоопределения студентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, студенты


PROFESSIONAL ORIENTATION - BASIS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS: MYTH OR REALITY?

Soldatenko Oleg Aleksandrovich
Kemerovo Professional and Technical College
special disciplines teacher, first qualifying category

Abstract
This article consider Professional orientation as basis of professional self-determination of students.

Библиографическая ссылка на статью:
Солдатенко О.А. Профориентация – основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/855 (дата обращения: 01.10.2017).

Актуальность данного исследования обусловлена во многом нередкими высказываниями работодателей, разочарованных опытом целевой подготовки специалистов: «Сегодня не все понимают важность работы по развитию у выпускников необходимости профессиональной мобильности, стрессоустойчивости в жестких условиях конкурен­ции на рынке молодых специалистов, а большинство выпускников, вообще, с трудом представляет себе проблемы профессио­нальной жизни (ненормированный график работы, выполнение непрямых функций, на­личие сложного человеческого фактора на производстве и т.д.). И причина этих про­блем скрыта в устаревших формах профес­сиональной ориентации, которые во многом не соответствуют требованиям реальной жизни, а новые еще не сформированы». Сложно отрицать справедливость данных упреков со стороны главной заинтересованной стороны в получении качественного «продукта» от образо­вательных учреждений (да простят нас кол­леги и студенты).

Действительно, профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающейся молодёжи личностно-ориентированной кон­сультативно-информационной помощи в вы­явлении возможностей реализации потен­циала личности на рынке труда в соответст­вии с потребностями последнего. Сегодня главным становится не развитие способностей и склонностей, профессио­нальных и познавательных интересов в вы­боре профессии у будущего специалиста, а потребности  рынка и заказчиков в условиях многоукладности    форм собственности и предпринимательства.

В современных условиях профессио­нальное самоопределение характеризуется рядом особенностей, в их числе:

  • расширение пространства выбора профессионального пути;
  • негарантированный характер занято­сти;
  • динамичность и неопределенность структурной занятости;
  • социальное неравенство, касающееся шансов  различных   категорий   молодежи   в выборе профессии и профессиональном об­разовании;
  • повышение собственной ответствен­ности за принятие индивидуального решения.

Все острее становится задача подготов­ки молодежи к социально-экономическому активному отстаиванию себя в жестких ус­ловиях конкуренции, развитие стрессоустойчивости в трудовой деятельности в целом, а не только в рамках определенной профессии. Новой задачей профориентации становится содействие формированию жизненных мо­делей, включающих трудовую деятельность в качестве основного элемента.

В этих условиях представляет интерес подготовка специалиста, готового к выполнению новых социальных задач – развитие рыночных производственных отношений.

Основные положения профориентации были сформулированы Ф. Парсоном еще в 1908 г. и исходили из трех основных пред­положений:

1)   люди отличаются друг от друга с точки зрения умений, интересов и личностных особенностей;

2)  каждая специальность или профессия требует определенного набора умений, интересов и черт характера;

3) в зависимости от этих характеристик каждый человек способен работать по ряду определенных.

Такой подход ставит условием устой­чивость личных и профессиональных характеристик человека.

Профессиональная ориентация стано­вится специализированной социальной практикой, одним из способов регулирования со­циального поведения индивидов и средством стабилизации социальной системы. Этот момент делает профессиональную ориента­цию зависимой от общественного понимания ее значения в социальных процессах.

С точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения и хозяином своей жизни, также выделяются две противоположные установки:

  1. Профессиональное самоопределение как следование судьбе, предназначению, року, что предполагает меньшую активность человека, ведь кем-то (или чем-то) уже всё предопределено.
  2. Профессиональное самоопределение как «выход за пределы самого себя»  (по Франклу), что означает не только реализа­цию того, что уже заложено в человеке, но и расширение возможностей [1].

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации, имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многи­ми авторами и исследователями с теоретиче­ской точки зрения. При этом, именно сейчас актуальность профориентации высока, как никогда ранее. Многообразие выбора про­фессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лить небольшая часть тех причин, побуждающих людей уде­лять все более пристальное внимание вопро­сам собственной профессиональной жизни и карьеры [4].

Система профориентационной работы, в идеале, должна носить комплексный и многоступенчатый характер, «сопровож­дать» человека в ходе профессионального становления и обучения [3].

Безусловно, профориентационная рабо­та, даже при ее наличии в школе или колледже, будет востребована не всеми обучающи­мися, кто-то из них действительно может не нуждаться в ней, кто-то может не знать, бояться, не доверять. Поэтому необходимо проводить ряд информационных и рекламных меро­приятий, повышающих интерес к ней в среде школьников и студентов, снижающих страх неопределенности и повышающих доверие к услуге.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая рольэто необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся образовательных учреждений в момент профессионального выбора, т.е. практически – развитие той самой преслову­той стрессоустойчивости индивида в процес­се профессионального роста.

Действительно, в условиях кризиса особенно остро звучит вопрос о том, как взаимодействуют рынки образования, мар­кетинга и предпринимательства? Потреб­ность в качественном практическом образо­вательном маркетинге очевидна. Это под­тверждает растущий спрос со стороны учеб­ных заведений различного уровня на разработку стратегий, проведение ис­следований, продвижение рекламы, PR. BTL, но главное – на обучение специалистов из среды самих учебных заведений  маркетинговым технологиям. Отрадно отмечать, что все чаще этими специалистами становятся лучшие студенты и выпускники образовательных учреждений – самая лучшая реклама качества оказываемых образовательных услуг. Потребитель же этих ус­луг нуждается в качественных достоверных и доступных рейтингах. К сожалению, сегодня этот про­цесс слабоуправляемый и, как правило, осуществляется случайно выбранными ком­паниями и центрами занятости, что редко на практике способствует качественному фор­мированию образовательного рынка, как на уровне страны, так и в регионах.

Для вы­хода из сложившейся ситуации важно предпринять следующие шаги. Во-первых, предпосылкой появления нового маркетингового простран­ства в учреждениях профессионального об­разования должна выступать сама организа­ция в лице своей администрации, прини­мающая решение о функционировании учреждения на принципах маркетинга. Такой шаг сделал Кемеровский профессионально-технический колледж, запустив проект Сетевого ресурсного центра в 2011 г. В этом случае главными показателя­ми существования и функционирования мар­кетингового пространства колледжа и его партнеров выступили результаты, опти­мальные и реальные (прибыль, материаль­ные, общественные ценности) и затраты, необходимые для его достижения (финансо­вые, трудовые, другие).

Сетевой ресурсный центр, как органи­зация-участник рыночных отношений, занимающейся содействием формированию своего маркетингового пространства в разноуровневых учреждениях профессиональ­ного образования. В его основу положен принцип един­ства маркетинговой цели, который пред­полагает также единство способов ее дости­жения, участников процесса ее реализации, контроля и оценки результатов.

В качестве следующего шага становит­ся необходимой идентификация маркетингового пространства, существующего как единство социальных и материальных объ­ектов, обеспечивающих или включенных в маркетинговые процессы и оказывающих прямое или косвенное воздействие на их ре­зультаты. Протяженность и структур­ность социальных и материальных систем учебного заведения следует считать основными свойствами маркетингового пространства, что принци­пиально, например, в условиях организации сетевой профориентационной работы. Эти два показателя характеризуют мар­кетинговое пространство как эф­фективную форму существования объектов и процессов.

Для развития внешних связей с партнерами (и ОУ, и работодателями, и родителями, и аби­туриентами) нами были выбраны международные специализированные и профильные выставочно-ярмарочные экспозиционные площадки. Наш довод: новая рыноч­ная позиция предприятий-участников международных выставок и конкурсов должна обуславливать перестановку приоритетов в сложившейся политике менеджмента обра­зовательных услуг как для студентов и преподавателей колледжа, так и для наших сете­вых партнеров, одновременно работая на имидж и бренд участников совместных маркетинговых проектов. В первую очередь, новые акценты проявляются в системе от­ношений и связей как внутри организации, так и вне сферы ее существования, или про­исходит их новая расстановка.

Еще одной формой развития внешнего и внутреннего маркетингового пространства стали для нас конкурсы профессионального мастерства разного уровня с участием потенциальных работодате­лей.

Как показал анализ материалов официальных сайтов некоторых образовательных учреждений НПО, СПО и ВУЗов, в планах работы большинства служб содействия занятости студентов и выпускников отсутству­ет индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию (практически работодателю не озвучиваются потребности молодого специалиста, его со­путствующие навыки и опыт). В отчетах о проведении профориентационных мероприя­тий отмечается, что используются в основ­ном словесные методы, поскольку стажировочные программы и мастер-классы, ориентированные на предоставление возможно­стей каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в изби­раемой, – это еще не обычная практика, а скорее, «примеры, достойные подражания». Согласно данным сайтов центров занятости и кадровых агентств, мно­гие муниципальные образования по-прежнему не обеспечены актуальной информацией о потребностях в кадрах на тех или иных предприятиях, особенно в сфере малого бизнеса. И это реальная проблема.

Подчеркнем, важность такого шага в работе маркетинго­вых служб. Первое – необходимость разделе­ния маркетингового пространства на внут­реннее и внешнее. Второе –  разгра­ничение материальных и социальных объек­тов маркетинговой деятельности в простран­стве, которое объясняется расхождением целей маркетинговой деятельности организации, свя­занных с решением внутренних и внешних проблем, и, соответственно, способов и ме­тодов достижения поставленных целей.

Именно поэтому, на наш взгляд, на се­годняшний день главное противоречие менеджмента у большинства учреждений систе­мы профессионального образования состоит в несоответствии между внутренней систе­мой управления и необходимостью поведе­ния участника рыночных отноше­ний, которое проявляется, в частности, в под­ходах к организации внутреннего и внешнего маркетингового пространства, строитель­ства системы отношений и связей.

Для своих сетевых партнеров мы пред­лагаем схему, как избежать основной причины возникновения противоречия, которым является стремление менеджеров разного ранга встроить маркетинг с его объективны­ми законами и принципами в уже сущест­вующую систему менеджмента организации в учреждениях профессионального образо­вания разного уровня. В противном случае маркетинг приобретает ущербную форму существования, как новая система подходов к управлению производством и сбытом продукции (образовательной услу­ги), оправданной, но только развивающейся (особенно в сфере образования)».

И, наконец шаги, которые необходимо сделать, чтобы определить точку своего развития в новой ситуации:

Шаг первый – определить, какими внешними обстоятельствами вызван кризис на рынке образовательных услуг – от демографиче­ских причин до постепенного изменения структуры спроса на образовательные услуги (повышение интереса к техническим и «ре­месленным» специальностям).

Шаг второй – выявить обстоятельства, на ко­торые извне мы можем повлиять, а на которые – нет.

Ответ – на оба вышеназванных обстоятельства повлиять мы не можем, но можем повлиять на мнение работодателей, вузов-партнеров, сотрудников кадровых агентств относительно качества подготовки армии специалистов и тем самым повысить их привлекательность. Также мы можем повлиять на ассортиментную линейку предоставляемых образовательными учреждениями услуг (программ дополнительного образования для взрослых, для адресных аудиторий, в вечернее и     празднично-каникулярное время).

Шаг третий – выявить какие процессы внутри образовательного учреждения сопровождают кризисные явления. Например, компетенция управляющих бизнес-процессами   из   числа   руководителей  маркетинговой работой.

Шаг четвертый – определить какими антикризисными ресур­сами/резервами    располагаем. Ответ  – кадровый,   методический,   информационно-коммуникативный и административный ре­сурсы, устойчивое фи­нансовое  положение,  развитые  технологии управления, относительно высокое качество услуг, активная позиция на рынке, позитив­ный имидж образовательного учреждения.

Вывод: Использование различных форм в профориентационной работе, а также тесное сотрудничество с ча­стными и государственными партнерами дают возможность каждому абитуриенту и студенту осознанно и ответственно подойти к выбору своего профессио­нального пути, обеспечивая тем самым посто­янное присутствие учреждения профессионального образования в сегменте рынка образовательных услуг.


Библиографический список
  1. Бендюков М.А. Что ты должен знать о ныборе профессии и поиске работы/ Н.И. Гор­батого. И. Л. Соломин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. – М.: «Контур». 2000.
  3. Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старше­классников педагогических классов и их психофизиологические корреляты / Новые исследо­вания в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3). – М: Педагогика, 2000. – С. 13-15.
  4. Рогов Н.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов. – М: ВЛА-ДОС-ПРЕСС2003.


Все статьи автора «soldatenko.oleg»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: