УДК 37

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА (ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА)

Коробкина Нина Марковна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» города Валуйки Белгородской области
Учитель начальных классов

Ключевые слова:

Korobkina Nina Markovna
Municipal educational institution "High School № 1" of the city of Belgorod region Valuiki
Primary school teacher

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкина Н.М. Все начинается с детства (духовное развитие школьника) // Современная педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/03/1719 (дата обращения: 01.10.2017).

Семья – как общественная единица, ячейка общества – это группа близких родственников проживающих вместе. С развитием общества так же претерпевают изменения функций семьи. Вчерашние наши школьники, теперь родители, а их дети учатся у нас. Мы учителя с более чем 35 летним стажем работы, знаем большинство семей до третьего поколения, с дедушками и бабушками когда то учились сами,  родителей учили и теперь учим их детей, т.е. внуков. За этот большой период своей учительской деятельности, я вижу, как изменились функции семьи их духовные внутрисемейные отношения, взаимное влияние супругов друг на друга. Изменились и мы, педагоги, получившие педагогическое образование в условиях развитого социализма, нарабатывающие навыки в эпоху гласности и перестройки, и стали специалистами в условиях демократизации общества. Да мы многое знаем, многое можем, и молодому поколению есть чему поучиться у нас. Но и мы многое можем почерпнуть у наших молодых коллег. Поучиться их хватке, умению быстро добывать информацию, рационально использовать активно развивающиеся в последнее время информационные технологии. Имея такой багаж опыта, мы учителя – практики, продолжаем учиться и учиться, и понимаем, что иначе можно безнадежно отстать и как говорят спортсмены – сойти с дистанции. А ведь многие мои соратники педагоги не выдержав гонки не доработали до социальной пенсии, ушли из школы. Кто-то не вытерпел неблагодарности профессии, а кто-то не выдержал натиска новых технологий и компьютеризации. У каждого нашлись на то, свои причины.

Существенно изменились взаимоотношения семьи и общества, эти изменения связаны с изменениями самого общества, его материальных условий. Мерилом семейных ценностей при социализме было участие членов семьи в общественном производстве, в создании материальных ценностей, участие родителей в процессе воспитания детей и активная жизненная позиция. То сейчас ценностью семьи, в большей мере, стало её богатство, частная собственность, материальная заинтересованность и семейный капитал. Целью общества не перестала быть всестороннее развитие личности, это актуально для любого строя, любой общественной формации. Всестороннее развитие личности обеспечивается совместными усилиями семьи, общественностью и школами. Каждый гражданин обязан заботиться о воспитании детей, готовить их к труду и растить их достойными членами общества. Но готово ли само общество поддержать семьи. Не могу обвинить общество в равнодушии в целом, но детские ясли и детские сады, большинству семьям не доступны, и многие дети прошли их «заочно», пока стояли в очередях на право их посещения. Рядом с нашей школой построено великолепное здание казначейства, бесспорно нужный для города объект, но в результате город, а в частности дети, потеряли отличную спортивную площадку, можно даже сказать спортивный городок. Обновлялась школа, ремонт здания, новая мебель, новые учебные программы, новые учебники. А старые – вон на свалку. Детские книги, плакаты, учебные пособия безвозвратно сгорели в кострах или попали на свалку. А как же история, как наше наследие. И зачем – «До основания» и почему «За тем». Ведь нельзя не понимать, что наряду с изданиями явно не подходящими по политическим соображениям, пропадают безвозвратно шедевры детской литературы, учебные пособия. Пионеры и комсомольцы, погибшие на фронтах войны и в подполье – они, что уже не герои? Попробуйте найти их фотографии и материал о них, если и найдете, то купить будет очень дорого. Страна должна иметь героев, ведь нужен пример для подражания, нужны герои нашего времени. Нужен эталон самоотверженности и любви к Родине. Нужно кого- то ставить в пример. Нет, не сотворить кумира, а быть достойным подвига, готовым преумножить славу и заслужить уважение. Пионер, слово в школе не модное, а должность пионервожатый осталась. Пионерской организации нет, а школьные детские организации наподобие дружин остались. Школьная организация под названием «Радуга» – объединяет детей формально и в ней выделено место для самых маленьких школьников – они «цыплята», но помилуйте, господа взрослые, разве вы в детстве хотели быть цыпленком или светлячком?  Куда ни шло орленком или соколом. Читаешь девиз «Эй цыпленок не забудь – в Радугу ты держишь путь» и так и напрашивается что ни будь хулиганистое типа – «Ты в курятник держишь путь», или того смелее «в петухи». Есть над чем поработать, осталась пустая ниша, нужны школьные детские организации, сплоченные на основе идеи, на основе взаимного понимания и уважения. Поиски этого уже идут, здесь и кадетские классы, юные друзья пограничников, казачьи курени и корпусы. Младший школьник и в школе и дома приобщается к политической жизни страны, получает необходимую информацию из разных источников, но большей частью, либо по заданию, либо косвенно (краем уха услышано). За последнее десятилетие произошла большая переоценка ценностей, и в этой связи, школьник делает выбор. Политика и новости – неинтересны, а вот крутые фильмы и компьютерные игры, это ДА! Что и говорить, ведь общество заплатило потерей целого поколения, за внедрение компьютера. Во многих семьях компьютеризация прошла как то однобоко. Папы и мамы в большинстве своем стали пользователями, уделяют компьютерным играм много времени. Я знаю родителей, 40 летнего возраста, которые бегут с работы, с единственной целью, засесть за клавиатуру. Ведь там, в игре его ждут ребята, которых он не может подвести, с которыми он пойдет атаковать компьютерных монстров и пробиваться на следующий уровень. А жизнь не терпит пустот, Время истратил в игре, меньше осталось на общение с детьми, на решение домашних проблем. Кто будет прививать детям любовь и уважение к труду, кто разъяснит им важность права трудиться, разъяснит, что труд – необходимость, труд – долг. Какие выводы сделает ребенок, если слышит с детства такие диалоги: – «Ты работаешь? Да! – Ай молодец! И тут же вопрос: – «А что продаешь?»  Много у нас молодых людей имея образование, профессии, не могут реализовать себя, и вынуждены идти  на рынок, чем ни будь торговать.  Это беда нашего общества. Как объяснить школьнику, что труд инженера, врача, строителя, военного – почетен. По их семейному благосостоянию – нет, по их уважению в обществе – нет, и почему у сына дяди Рубена есть то, чего нет у него. Сын врача или сын  инженера на порядок ниже по материальному уровню заведующего рынком. Раньше меня очень радовал тот факт, что мои ученики по окончании школы поступали в высшие учебные заведения. А теперь я понимаю, что это не показатель. Да и давно уже говорят, не поступают, а устраиваются. Да родители учат ребенка наблюдать жизнь, понимать ее законы, любить природу, быть полезными обществу. Школа учит тому же, плюс дает знания , формирует личность, помогает адаптироваться и сделать правильный выбор. С самого раннего детства семья осуществляет всестороннее развитие личности, формирует характер и круг интересов ребенка. Школа подхватывает эстафету и развивает правовое, эстетическое, умственное, трудовое и физическое развитие личности. Обеспечивает уровень общего развития психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями. И этот далеко не полный перечень педагогических задач помогает осмыслить фразу – «Все начинается с детства».



Все статьи автора «Коробкина Н.М.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: