УДК 378

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Карасева Эльмира Миндыхатовна1, Рак Олеся Валерьевна2, Шукманова Алия Саймановна3
1Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, канд.пед.наук
2Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, магистр прикладной математики и информатики
3Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы влияния самостоятельной работы на развитие у студентов способности к самообразованию и саморазвитию.

Ключевые слова: компетентностный подход, кредитная система обучения, самостоятельная работа, формирование понятий

Karaseva Elmira Mindyhatovna1, Rak Olesya Valerevna2, Shukmanova Aliya Saymanovna3
1Kostanai branch of Chelyabinsk State University, Head of the department of social and natural sciences and the humanities, PhD (kandidat nauk) in pedagogics
2Kostanai branch of Chelyabinsk State University, senior lecturer, department of social and natural sciences and the humanities, Master of Applied Mathematics and Computer Science
3Kostanai branch of Chelyabinsk State University, Lecturer, department of social and natural sciences and the humanities

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева Э.М., Рак О.В., Шукманова А.С. Самостоятельная работа студентов – ведущая форма организации учебного процесса в условиях компетентностного подхода // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1832 (дата обращения: 14.07.2023).

В Концепции модернизации российского образования поставлена задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся.

В условиях компетентностного подхода самостоятельная работа студентов и становится   ведущей формой организации учебного процесса. Поэтому возникает необходимость в  современных подходах к технологиям ее проведения и надлежащего учебно-методического обеспечения. Тем важнее становиться вопрос формирования понятий у студентов вузов при переходе на кредитную систему обучения.

Для успешного формирования понятий необходимо организовать активную мыслительную деятельность студентов на всех этапах овладения понятиями. Последнее может быть осуществлено с помощью специально  разработанной системы самостоятельных работ. Эта система удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся на всех этапах формирования понятий.
  2. Способствует решению основных дидактических задач: приобретению студентами глубоких и прочных знаний основ дисциплины, формированию  у них умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
  3. Удовлетворяет основным принципам обучения в кредитной системе: научности и доступности, сознательности, связи теории с практикой.

Входящие в систему отдельные виды самостоятельной работы  разнообразны по дидактической цели и содержанию, выполнение их обеспечивает формирование у студентов разнообразных умений и навыков политехнического характера, воспитанию активности и самостоятельности как черт личности.

При  кредитной системе обучения требуется более высокая качественная организация и контроль самостоятельной работы студентов. Общий объем часов в бакалавриате составляет 66% от общей трудоемкости дисциплины. Самостоятельная работа студента  – работа, по определённому перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчётов; задачей которой является развитие у студентов способности к самообразованию и саморазвитию.

Самостоятельная работа студента занимает важное место в учебном процессе.

Во-первых, СРС способствует усвоению, закреплению основ методологии исследовательской работы, творческого мышления, умению аргументировать, отстаивать свою позицию, излагать свои «мысли, соображения в письменном виде».

Во-вторых, СРС не ограничивается расширением и углублением знаний студента, но и вырабатывает у него умение анализировать теоретичес­кий источниковедческий материал.

В-третьих, СРС позволяет проследить за процессом роста студента, насколько он дисциплини­рованно, инициативно, творчески выполняет программу и требования, предъявляемые студенту.

Опираясь на работы ведущих исследователей В.Г. Разумовского, А.И. Бугаева, Ю.И. Дика, А.В. Усовой и др.,  разделим все самостоятельные работы по их роли в формировании понятий на следующие виды:

  1. Первичное знакомство с классом объектов, понятие о которых формируется с целью выделения общих существенных признаков.
  2. Уточнение существенных признаков понятия.
  3. Дифференцировка понятий.
  4. Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями.
  5. Классификация понятий.
  6. Конкретизация понятий.
  7. Выработка умения оперировать понятием, применять его при решении различного рода учебных задач, в том числе задач творческого характера.

Все представленные выше виды  самостоятельных работ играют  важную роль в формировании понятий.

Самостоятельная работа студентов является важной составляющей самостоятельной познавательной деятельности.

Отличительной чертой кредитной системы является получение знаний студентами самостоятельно, таким образом, роль самостоятельной работы студентов возрастает.


Библиографический список
  1. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  2. Шардаков М.Н. Мышление школьника.– М.: Учпедгиз, 1963.–255 с.
  3. Карасева Э.М.  Формирование понятий механики у студентов высших учебных заведений при кредитной системе обучения: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика) / Челяб. гос. пед. ун-т; науч. рук.Тулькибаева Н.Н. – Челябинск: ЧГПУ,  2007. – 228 с.
  4. http://www.dvfu.ru/umu/Mo_RF/concept/con1_02.htm
  5. Карасева Э.М. Особенности становления кредитной системы Казахстана / Э.М. Карасева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – Сер. 2: Педагогика. Психология. Методика преподавания.  –  2005. – №  13. – С. 143 – 149.
  6. Зибровская Т.А. Эффективность применения элементов семинарского занятия в среднем звене школы при изучении языка программирования Паскаль//Вестник КГПИ.-№1 С. 29-31.
  7. Карасева Э.М. Формирование у студентов научных понятий в процессе кредитной системы  обучения  / Э.М. Карасева // Валихановские чтения–12: материалы междунар. научно-практ. конф.– Кокшетау, 2007. – Ч. 4. – С. 16 –17.


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: