В Концепции модернизации российского образования поставлена задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся.
В условиях компетентностного подхода самостоятельная работа студентов и становится ведущей формой организации учебного процесса. Поэтому возникает необходимость в современных подходах к технологиям ее проведения и надлежащего учебно-методического обеспечения. Тем важнее становиться вопрос формирования понятий у студентов вузов при переходе на кредитную систему обучения.
Для успешного формирования понятий необходимо организовать активную мыслительную деятельность студентов на всех этапах овладения понятиями. Последнее может быть осуществлено с помощью специально разработанной системы самостоятельных работ. Эта система удовлетворяет следующим требованиям:
- Обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся на всех этапах формирования понятий.
- Способствует решению основных дидактических задач: приобретению студентами глубоких и прочных знаний основ дисциплины, формированию у них умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
- Удовлетворяет основным принципам обучения в кредитной системе: научности и доступности, сознательности, связи теории с практикой.
Входящие в систему отдельные виды самостоятельной работы разнообразны по дидактической цели и содержанию, выполнение их обеспечивает формирование у студентов разнообразных умений и навыков политехнического характера, воспитанию активности и самостоятельности как черт личности.
При кредитной системе обучения требуется более высокая качественная организация и контроль самостоятельной работы студентов. Общий объем часов в бакалавриате составляет 66% от общей трудоемкости дисциплины. Самостоятельная работа студента – работа, по определённому перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчётов; задачей которой является развитие у студентов способности к самообразованию и саморазвитию.
Самостоятельная работа студента занимает важное место в учебном процессе.
Во-первых, СРС способствует усвоению, закреплению основ методологии исследовательской работы, творческого мышления, умению аргументировать, отстаивать свою позицию, излагать свои «мысли, соображения в письменном виде».
Во-вторых, СРС не ограничивается расширением и углублением знаний студента, но и вырабатывает у него умение анализировать теоретический источниковедческий материал.
В-третьих, СРС позволяет проследить за процессом роста студента, насколько он дисциплинированно, инициативно, творчески выполняет программу и требования, предъявляемые студенту.
Опираясь на работы ведущих исследователей В.Г. Разумовского, А.И. Бугаева, Ю.И. Дика, А.В. Усовой и др., разделим все самостоятельные работы по их роли в формировании понятий на следующие виды:
- Первичное знакомство с классом объектов, понятие о которых формируется с целью выделения общих существенных признаков.
- Уточнение существенных признаков понятия.
- Дифференцировка понятий.
- Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями.
- Классификация понятий.
- Конкретизация понятий.
- Выработка умения оперировать понятием, применять его при решении различного рода учебных задач, в том числе задач творческого характера.
Все представленные выше виды самостоятельных работ играют важную роль в формировании понятий.
Самостоятельная работа студентов является важной составляющей самостоятельной познавательной деятельности.
Отличительной чертой кредитной системы является получение знаний студентами самостоятельно, таким образом, роль самостоятельной работы студентов возрастает.
Библиографический список
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника.– М.: Учпедгиз, 1963.–255 с.
- Карасева Э.М. Формирование понятий механики у студентов высших учебных заведений при кредитной системе обучения: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика) / Челяб. гос. пед. ун-т; науч. рук.Тулькибаева Н.Н. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – 228 с.
- http://www.dvfu.ru/umu/Mo_RF/concept/con1_02.htm
- Карасева Э.М. Особенности становления кредитной системы Казахстана / Э.М. Карасева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – Сер. 2: Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. – № 13. – С. 143 – 149.
- Зибровская Т.А. Эффективность применения элементов семинарского занятия в среднем звене школы при изучении языка программирования Паскаль//Вестник КГПИ.-№1 С. 29-31.
- Карасева Э.М. Формирование у студентов научных понятий в процессе кредитной системы обучения / Э.М. Карасева // Валихановские чтения–12: материалы междунар. научно-практ. конф.– Кокшетау, 2007. – Ч. 4. – С. 16 –17.