УДК 378.1

КОНТРОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Мовчан Ирина Николаевна
ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам организации контроля информационной деятельности студентов в рамках модульной технологии. В статье отражены основные моменты, связанные с использованием модульной технологии в образовании, описан опыт модульного построение курса на примере дисциплины «Математика и информатика».

Ключевые слова: информационная деятельность, информационные технологии, контроль информационной деятельности, контроль учебной деятельности, модульная технология


CONTROL INFORMATION ACTIVITIES STUDENTS IN THE MODULAR TECHNOLOGIES

Movchan Irina Nikolaevna
FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova"
Candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Applied Informatics

Abstract
This article is devoted to the organization of control information activities of students within modular technology. The paper describes the main points related to the use of modular technology in education, describes the experience of the modular structure of the course as an example of discipline "Mathematics and Computer Science."

Библиографическая ссылка на статью:
Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545 (дата обращения: 01.06.2017).

Целью современного высшего профессионального образования, в условиях перехода к информационному обществу, является подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем информационной деятельности. Традиционными методами обучения этого достичь достаточно сложно, поэтому интенсификация современной образовательной системы производится путем внедрения альтернативных методов и технологий.

Одной из таких технологий является технология модульного обучения, теоретические аспекты которой, в нашей стране достаточно подробно рассмотрены в работах П.А Юцявичене, М.И. Махмутова, М.А. Чошанова [1]. Суть данной технологии заключается в том, что весь материал, излагаемый в рамках одной дисциплины, разбивается на совокупность отдельных модулей. Одним из центральных вопросов, решаемым в рамках модульной технологии, является вопрос системы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

Модульная технология позволяет обеспечивать изучение материала студентами в доступном и посильном для них темпе. Преподаватель в этом случае выступает в роли человека, контролирующего индивидуальный процесс усвоения материала каждым отдельным студентом.

Модульная технология на практике реализуется через следующие принципы:

-               четкая постановка цели изучения модуля;

-               интеграция самых разных видов и форм обучения;

-               блочная организация учебного материала, включающая рекомендации и задания по его изучению;

-               самостоятельное изучение студентами учебного материала;

-               управление учебной деятельностью студентов посредством последовательных заданий и этапов учебной работы;

-               возможность выбора студентом уровня, формы, места и темпа изучения модуля;

-               собственная индивидуальная траектория продвижения студентов;

-               текущий и итоговый контроль информационной деятельности.

Отбор содержания модульной программы производится по критериям, выделенным Ю.К. Бабанским:

  1. Целостного отражения в содержании образования основных компонентов социального опыта, перспектив его совершенствования, задач всестороннего развития личности.
  2. Выделения главного и существенного в содержании образования, то есть отбор наиболее необходимых, универсальных, перспективных элементов.
  3. Соответствия возрастным возможностям обучаемых.
  4. Соответствия выделенному учебным планом времени на изучение данного содержания.
  5. Учета отечественного и международного опыта формирования содержания программ.
  6. Соответствия содержания имеющейся учебно-материальной и методической базе учебного заведения [2].

За проблемой отбора содержания учебного модуля встаёт проблема структурирования этого содержания. Это особенно актуально при модульном обучении, поскольку разбиение учебного содержания на автономные модули выступает ключевом моментом.

Теория использования модульного обучения, как и любая другая дидактическая теория, базируется на принципах, определяющих её, цели, содержание, способы организации и управления учебной деятельностью.

Специфику модульного структурирования учебного материала составляют следующие принципы:

-               компоновки содержания учебной дисциплины вокруг базовых понятий и методов;

-               систематичности и логической последовательности изложения учебного материала;

-               целостности и практической значимости содержания;

-               наглядного представления учебного материала;

-               вариативности;

-               проблемности;

-               модульности.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Принцип структуризации модульного обучения предполагает, что обучение строится по отдельным модулям, предназначенным для достижения конкретных целей обучения. Модуль одновременно является и банком информации и методическим руководством по ее усвоению. При этом содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности.

Принцип проблемности модульного обучения предполагает, что используются проблемные ситуации, визуализация информации, прикладная направленность обучения.

Принцип вариативности, направлен на обеспечение уровневой дифференциации содержания обучения, а также на создание условий для индивидуальной траектории продвижения по различным вариантам модульной программы: полному, сокращенному или углубленному. Так как модуль представляет собой блок информации с методическим обеспечением, то он выполняет функции управления учебным процессом и предполагает использование системы всевозможных форм, методов и средств обучения, их целесообразный выбор и оптимальное сочетание.

Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путём создания системы текущего и итогового контроля, самоконтроля усвоения материала учебного модуля. Модули, обустроенные системой самоконтроля и самоорганизации, позволяют информационно-контролирующие функции преподавателя перевести в функции самого обучающегося. Педагогическое общение в условиях модульного обучения должно реализовываться по субъект-субъектной схеме, партнерского сотрудничества преподавателя и студентов.

Поскольку мы говорим о контроле информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии, коротко остановимся на некоторых понятиях.

Понятие деятельности в педагогике рассмотрены в работах А.Н. Леонтьева, С.И. Архангельского, Т.Г. Калугиной, В.А. Беликова. Вопросами информационной деятельности занимались Т.А. Аверьянова, И.Н. Мовчан [3, 4, 5]. Исследования педагогического контроля применительно к системе высшего образования отражены в работах С.И. Архангельского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Челышковой и др. Исследования педагогического контроля информационной деятельности рассмотрены в работах автора [6, 7, 8].

Под информационную деятельность студентов мы понимаем процесс активного взаимодействия между студентом и источником информации, организованный с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленный на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов. Контроль информационной деятельности студентов рассматривается нами как составная часть учебного процесса, средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентом, система проверки результатов информационной деятельности студентов В качестве предмета контроля информационной деятельности студентов выступают ее результаты, которые рассматриваются нами как конечный итог приобретения и изменения в информационных знаниях, умениях, навыках в выполнении информационной деятельности, выраженных в определенных показателях [9].

Покажем на примере курса «Математика и информатика» как модульное построение курса позволяет совершенствовать контроль информационной деятельности.

Курс «Математика и информатика» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла предметов, является составной частью общего курса по подготовке специалистов по различным специальностям и направлениям.

Цель разработанной нами модульной программы – совершенствование контроля информационной деятельности студентов. Задачи модульной программы: изучить теоретические основы информационной деятельности (систему теоретических, методологических и технологических знаний); сформировать у студентов информационно-компьютерные умения; развить у студентов мотивацию на овладение компьютерными технологиями. По окончании изучения модульной программы курса «Математика и информатика» студенты должны: овладеть системой информационных знаний (базовыми понятиями, технологиями (способами и методами) осуществления информационной деятельности); уметь применять их на практике (овладеть информационными умениями); уметь оценивать и корректировать информационную деятельность, определять перспективы дальнейшего развития своей информационной деятельности.

Модульная программа курса «Математика и информатика», включает цели, задачи, требования к уровню освоения содержания курса, которое представлено 10 модулями. Учебный модуль курса «Математика и информатика», как автономная часть учебного материала состоит из следующих компонент:

-               точно сформулированная учебная цель;

-               теоретический учебный материал [10, 11];

-               практические занятия по формированию необходимых умений [12];

-               контрольные мероприятия, которые строго соответствует целям, поставленным в данном модуле [13,14].

Последний компонент направлен на контроль информационной деятельности, остановимся на нем более подробно. Основу системы контроля и оценки знаний, умений и навыков в модульном курсе составляет определение видов и форм контроля. Представим систему контроля модульной программы курса «Математика и информатика».

Входной контроль проводится перед началом изучения каждого модуля курса «Математика и информатика» в виде тестирования.

Текущий контроль проводится в ходе изучения теоретического и практического материала каждого модуля курса и может проходить в форме устного или письменного опроса, контрольной работы, оценки активности студентов на семинарах, в ходе решения студентами учебных задач или защита выполненных лабораторных работ.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения каждого модуля курса и может проходить в форме тестирования, письменной контрольной работы или коллоквиума.

Самоконтроль проводится студентами в ходе изучения компонентов каждого модуля курса в виде ответов на вопросы для самоконтроля, самостоятельного решения учебных задач, самостоятельного выполнения практических заданий.

Итоговый контроль проводится по завершении изучения всего курса «Математика и информатика» и в большинстве случаев проходит в форме итогового тестирования, зачета или экзамена. В отдельных случаях это может быть защита группового или индивидуального итогового проекта.

Выбор форм и методов контрольных мероприятий зависят от используемых в учебном модуле методов обучения и форм организации учебного процесса. В свою очередь выбор методов и форм обучения зависит от целей и содержания учебного модуля, опыта и степени готовности преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения, а также от состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Большое значение в нашей программе уделяется самостоятельной работе студентов при изучении учебного материала, выполнении практических заданий, самоконтроля изученного материала модульной программы [15, 16].

Сегодня в учебном процессе активно используются новые информационные технологий, которые позволяют сочетать традиционные методы обучения с инновационными, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории студентов, осуществлять постоянный и многовариантный контроль информационной деятельности студентов [17].

Вопросам использования новых информационных технологий в учебном процессе посвящены работы М.П. Лапчика, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, И.Д. Белоусовой [18, 19], И.Ю. Ефимовой [20], проблемы совершенствования процесса обучения студентов информатике в вузе рассматриваются в работах Р.И. Баженова [21, 22], И.Н. Мовчан [23, 24].

Одной из форм обучения используемых в модульной технологии является технология дистанционного обучения. Исследования по использованию дистанционного обучения в высшей школе проводили М.В. Махмутова [25], И.Н. Мовчан [26], Р.И. Баженов [27].

В модульной технологии используется, как правило, непрерывная рейтинговая система оценки результатов информационной деятельности, которая позволяет оценить работу студента  не только по изучению модуля, но и в течение всего семестра и поэтому считающейся наиболее объективной. Основная суть рейтинговой системы оценки информационной деятельности заключается в том, что каждому заданию в рамках учебного модуля ставится в соответствие определенное количество баллов (рейтинг), и на основании суммарного рейтинга по итогам выполнения всех видов заданий учебного модуля определяется итоговая оценка по всему курсу.

Определение количества заданий в учебном модуле и распределение баллов между ними является индивидуальным и зависит от особенностей конкретного учебного курса.

В результате описанной организации контроля информационной деятельности студентов в рамках модульной технологии обеспечивается переход студентов на более высокий, качественно новый уровень информационной деятельности, путем применения совокупности методов, средств и форм контроля информационной деятельности.


Библиографический список
  1. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. – М. : Народное образование, 1996. – 160 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
  3. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  4. Мовчан, И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза/И.И. Мовчан//Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114
  5. Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
  6. Мовчан, И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
  7. Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 183-187.
  8. Мовчан И.Н. Методика контроля информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии / И.Н. Мовчан // Современные технологии образования: сб. науч. тр. IV всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Е. Климовой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 163 с. – С. 80-85.
  9. Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  10. Гусева Е.Н. Математика и информатика электронный ресурс: учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011.
  11. Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011. – 260 с.
  12. Боброва И.И. Лабораторный практикум по информатике: учебно-методический комплекс. / И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. –Магнитогорск : МаГУ, 2010.-154с.
  13. Мовчан И.Н. Тесты по информатике : сб. тестов / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 94 с.
  14. Мовчан И.Н. АПИМ по «Математике и информатике» : Аттестационный педагогический измерительный материал печатная / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 48 с.
  15. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  16. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  17. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  18. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
  19. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
  20. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  21. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 2. № 5 (37). С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
  22. Баженов Р.И.  О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980
  23. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  24. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений / И.Н. Мовчан // Современная педагогика. – 2014. – № 5 – С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2345
  25. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2010. – № 8. – С. 52-56.
  26. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
  27. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.


Все статьи автора «inmovchan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: