УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ, В СТРУКТУРЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В ДЮСШ

Аксенова Анна Николаевна1, Гусева Елена Леонидовна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студентка, МАОУ ДОД ДЮСШ №2, спортивный клуб «Ринг», Новокузнецк, методист

Аннотация
Данная статья описывает возможности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся боксом, в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ). Исследование проводилось в 2013-2014 учебном году в МАОУ ДОД ДЮСШ №2, в спортивном клубе «Ринг», г. Новокузнецк. В структуре постановки и верификации качества социализации и самореализации обучающихся была разработана анкета, проведено анкетирование двух групп спортсменов-боксеров, занимающихся у двух разных тренеров, сделаны выводы о качестве социализации и самореализации юных боксеров.

Ключевые слова: анкета, бокс, культура самостоятельной работы, самореализация, социализация


SOME FEATURES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS INVOLVED IN BOXING IN THE STRUCTURE OF THEIR TRAINING IN SPORTS SCHOOL

Aksionova Anna Nikolaevna1, Guseva Elena Leonidovna2
1Novokuznetsk branch-institute of Kemerovo State University, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics
2Novokuznetsk branch-institute of Kemerovo State University, student, MAOU DOD DYUSSH №2, sport club “Ring”, Novokuznetsk, Methodist

Abstract
This article describes the features of socialization and self-realization of students involved in Boxing, youth sports school (CYSS). The study was conducted in the 2013-2014 academic year, the MAOU DOD DYUSSH No. 2, in the sports club "Ring", Novokuznetsk. In the structure of production and verification of the quality of socialization and self-realization of students have developed a questionnaire, conducted a survey of two groups of athletes boxers, studying under two different coaches, conclusions about the quality of socialization and self-realization of young boxers.

Keywords: boxing, questionnaire, self-development living activities culture, self-realization, socialization


Библиографическая ссылка на статью:
Аксенова А.Н., Гусева Е.Л. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся боксом, в структуре их подготовки в ДЮСШ // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2683 (дата обращения: 01.10.2017).

Возможности социализации и самореализации личности через спорт – одно из реализуемых направлений современной педагогической практики, специфика социализации и самореализации обучающихся через различные виды спорта неоднократно обсуждалась нашими коллегами в научных публикациях, где немаловажное значение имеет не только практика постановки проблемы дидактического и методико-методологического генеза – имеется в виду проблемы полисубъектных и субъектно-средовых отношений, выявляемых тренерами, занимающимися подготовкой будущих тренеров, но и возможности, специфика и результативность вузовской теоретико-эмпирической базы, располагающей личность педагога по физической культуре или тренера-преподавателя по выбранному виду спорта к оптимизации, детализации, верификации, модификации и реконструкции модели будущей самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Определим качество и уровень достижений будущих педагогов по ФК, обучающихся на факультете физической культуры в НФИ КемГУ, в структуре занятий научной-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности.

Наиболее успешным направлением подготовки в рамках организуемой научно-практической работы в НФИ КемГУ на факультете физической культуры является подготовка будущих тренеров по регби, специфика постановки и качество решения заявленных противоречий опубликована в ряде научных публикаций [1-17], где анкетирование как форма исследования качества социализации и самореализации личности в регби взята за основу моделирования нашей анкеты, опубликованной в [18], которая используется в работе в качестве инструмента исследования специфики и возможностей социализации и самореализации юного боксера, занимающегося в ДЮСШ.

Качество и возможности построения педагогического взаимодействия с юными боксерами уточнено нами и опубликовано в работе [19], которой предшествовала работа К. С. Ведяпина по анкетированию его воспитанников и анализу качества социализации личности спортсмена в боксе, анкетирование он использовал одним из методов исследования особенностей специфики социализации подростков, занимающихся боксом в ДЮСШ, другим методом, подтверждающем его гипотезу он взял портфолио обучающегося, результаты моделирования которого подтвердили и результаты, полученные в ходе анкетирования [20].

В спортивном клубе «Ринг» (г. Новокузнецк) научно-педагогической работой занимаются многие тренеры-преподаватели по боксу, включенные в условия непрерывного профессионального образования, не исключение и Л. И. Гвоздев, который в работах [21, 22] отражает перспективность и состоятельность подготовки юных боксеров.

Возможность исследования качества социализации и самореализации, самовыражения и взаимодействия личности через профессионально-педагогические презентации в боксе исследуется А. В. Кузнецовым [23], который сочетает обучение в вузе и свою спортивную карьеру боксера достаточно удачно, перспективность данной работы состоятельна, т.к. визуализация различных достижений в профессионально-педагогической практике – одно из условий распространения педагогического и спортивного опыта, особенности которых отражаются в предметно- и профессионально-педагогических презентациях, примерами являются профессионально-педагогические кейсы, портфолио обучающихся, презентации по предметным и методическим аспектам изучения того или иного дидактического материала.

Две работы по женскому боксу выполнены Н. С. Хуснутдиновой [24] и О. С. Нигматзяновой [25]в НФИ КемГУ. В структуре данных работ рассмотрены возможности социализации и самореализации девушек в боксе. Н. С. Хуснутдинова рассмотрела педагогические основы тренировочного процесса с позиции детализации и визуализации аксиолого-акмеологической практики становления и формирования личности спортсменок, занимающихся классическим боксом, а систему и возможности занятий тайским боксом в структуре постановки и верификации задачи самореализации и социализации спортсменок – О. С. Нигматзянова. Оба данные исследования только определили свои основы и терминологический аппарат, наметили планы по постановке и решению задач исследования и разработке научно-методического сопровождения научно-педагогических работ.

Наше исследование построено на сравнительном анализе двух выборок анкетируемых обучающихся (подростков), включенных в процесс социализации и самореализации через занятия боксом в ДЮСШ, как одном из направлений социальных форм распространения и верификации качества подготовки юных спортсменов, занимающихся боксом.

Приведем структуру и содержание анкеты, положенной в основу исследования, определяющего возможности и специфику социализации и самореализации личности через бокс (рис.1).

Анкета
боксёра

Фамилия                     Имя                      Отчество                              

Число           месяц            год рождения              город/село

Как получилось, что Вы начали заниматься боксом? Расскажите об этом.                                           

Кто Вас тренирует и тренировал ранее?                                                 

Бокс – это единственный вид спорта, которым Вы занимались и занимаетесь? Или были еще другие виды спорта?                                       

Какие увлечения (хобби) у Вас есть?                           

Что Вас привлекает в боксе?                            

Как давно Вы начали заниматься боксом?                     

Как часто Вы тренируетесь?                    

Какие успехи у Вас есть в боксе?          

В школе Вы интересуетесь какими предметами?         

Какие предметы школьной программы вызывают сложности или неприязнь?        

Как Вы видите своё будущее в боксе? Бокс будет Вашей профессией или только увлечением?               

Где Вы планируете учиться после окончания школы?                 

В каких профессиях знания и подготовка бокса могут помочь?                     

Поясните правила проведения соревнований по боксу.                     

Что Вы знаете об истории бокса?                   

Какие перспективы Вы ставите на тренировках?                 

Что Вы знаете о портфолио?                        

Вы участвовали в научной или научно-исследовательской работе? Да     Нет

Как Вы считаете занятие спортом (боксом) можно продуктивно сочетать с учебой? Да      Нет

Посоветовали бы Вы своим друзьям заниматься боксом? Почему?                  

Попытайтесь по годам Вашей жизни проследить Ваши достижения.                   

Рисунок. 1. Анкета, фасилитирующая исследование качества социализации и самореализации юного боксера

Рассмотрим данные выборки № 1 (количество 23 человека) и данные выборки № 2 (22 человека), в структуре качества и возможностей социализации и самореализации использовались вопросы анкетирования, в дальнейшем нами будет использована практика моделирования и анализа портфолио обучающегося ДЮСШ, которая пока еще совсем не разработана, т.к. все научно-практические конференции обучающихся направлены на исследование качества социализации и самореализации личности через портфолио обучающегося СОШ или ООШ.

Определим поле возможных ответов на вопрос № 1 (группы ответов или элементы шкалы наименований для исследования качества данного вопроса). Определим следующие группы: 1) родители и другие родственники; 2) педагоги, тренера, работники системы ООШ, СОШ, ДПО; 3) друзья и знакомые; 4) средства массовой информации; 5) самостоятельно решили выбрать данный вид спорта; 6) вынужденная мера («били на улице», «не отвечу» и пр.).

По выборке № 1:

1) 3 человека (13,04% – относительный результат в выборке);

2) 0 человек (0 % – относительный результат в выборке);

3) 7 человек (30,44% – относительный результат в выборке);

4) 0 человек (0 % – относительный результат в выборке);

5) 12 человек (52,17 % – относительный результат в выборке);

6) 1 человек (4,35 % – относительный результат в выборке).

По выборке № 2:

1) 8 человек (36,36 % – относительный результат в выборке);

2) 1 человек (4,55 % – относительный результат в выборке);

3) 5 человек (22,72 % – относительный результат в выборке);

4) 0 человек (0 % – относительный результат в выборке);

5) 7 человек (31,82 % – относительный результат в выборке);

6) 1 человек (4,55% – относительный результат в выборке).

Объединенные результаты:

1) 11 человек (24,45 % – относительный результат в объединенной выборке);

2) 1 человек (2,22 % – относительный результат в объединенной выборке);

3) 12 человек (26,66 % – относительный результат в объединенной выборке);

4) 0 человек (0 % – относительный результат в объединенной выборке);

5) 19 человек (42,22 % – относительный результат в объединенной выборке);

6) 2 человек (4,45% – относительный результат в объединенной выборке).

В перечне ответов обе выборки отличаются по составу и качеству ответов, данные, полученные в первом вопросе, мы будем сопоставлять с дальнейшими ответами, когда приведем формы и качество ответов на соответствующий по порядку вопрос.

Бокс – единственный вид спорта, которым занимаются/занимались воспитанники ДЮСШ, определили для себя:

- из выборки № 1 – 5/3 человек (21,74%/13,04%);

- из выборки № 2 – 13/9 человек (59,09%/40,91%).

Можно сделать вывод, что в выборке №2 обучающиеся в большей степени связаны своим выбором и другими направлениями социализации и самореализации на текущий момент в спорте не интересуются.

Данная особенность, если бы не хобби, – с одной стороны, хороша тем, что все усилия брошены на один вид деятельности и получают высокий результат в выбранной области самореализации, а, с другой стороны, – выделяются последствия такого рода выбора – привязанность и непринятие других направлений социализации и самореализации, что не позитивно влияет на качество решения субъектно-средовых противоречий в социальном и профессиональном ракурсах становления.

Из выше перечисленных таковыми (без определенного вида сформированных интересов, а также интересных предметов и увлечений) выделено нами следующее количество обучающихся:

- из выборки № 1 – 2 человека (8,7%);

- из выборки № 2 – 5 человек (22,7%).

В общей сложности 7 человек не имеют никакого позитивного распространения интересов, социализация и самореализация завязаны на занятиях боксом, на определенном уровне достижений и качестве формирования новых ступеней развития и формирования личности спортсмена в боксе.

Сложности в изучении различных дисциплин школьной программы не испытают в обеих выборках соответственно:

- из выборки № 1 – 2 человека (8,7%);

- из выборки № 2 – 1 человек (4,6%).

Это очень не значительное количество ребят, которые определили, что у них нет сложностей в освоении школьной программы, а также они не испытывают неприязни к предметам, изучаемым в СОШ.

Очень интересно и поучительно, что один мальчик ответил, что практически все предметы школьной программы ему сложны в понимании и усвоении, а бокс – единственное направление деятельности, где он может раскрыть себя.

Особенно хочется отметить другую сторону изучаемого явления – «интересные предметы», что у многих не сформирован интерес к различных предметам школьной программы, они пишут, что их не интересуют никакие учебные предметы в школе. Данный факт рассматривает современная дидактика с позиции формирования востребованности личности и ее уникальной ценности, которую никак нельзя терять в условиях тотального безразличия к проблемам ребенка, включенного в постижение социальных норм и ценностей, самодетерминации и самоутверждения, самореализации и социализации.

Аморфные ответы структуры «не знаю», «не задумывался», «не решал» преобладают в обеих выборках в структуре различных вопросов, определяющих отношение к тому или иному качеству, явлению, событию, ценности и пр., так дело обстоит со знанием истории бокса, у многих эти и профессиональная ориентация и профессиональное просвещение.

Не будем говорить о статистическом распределении на вопрос о знании правил проведения соревнований по боксу, т.к. все определили их верно, но доступность объяснения в иллюстрированных ответах присуща не каждому.

Научно-исследовательская работа как форма педагогического взаимодействия у всей совокупности не имела место быть в личной практике, большинство не знают и о портфолио обучающегося ничего, в выборке №1 знают о портфолио и могут сформулировать точно – 2 человека, в выборке №2 – 1 человек.

Качество и уровень достижений для обеих выборок соответственный времени занятий боксом. Достижения у ребят рассматриваются как результат кропотливого труда, а большинство бокс видят не будущей профессией, а интересом, увлечением, хотя у многих есть достаточные достижения в выбранном виде спорта.

Дальнейшее исследование нами будет строиться в повтором анкетировании и участии обучающихся ДЮСШ в научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».


Библиографический список
  1. Криулькин, И. В. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби / И. В. Криулькин, В. В. Шалунов, О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 570-573.
  2. Лапин, И. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби / И. А. Лапин, Е. Н. Ерохин, О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2013. – №5 (52). – С. 733-736.
  3. Шалунов, Н. В. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби / Н. В. Шалунов, В. В. Ермилин, О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С.749-752.
  4. Баранова, Е. А. Педагогические условия социализации и самореализации девочек-подростков в регби / Е. А. Баранова, О. А. Козырева, Е. Н. Ерохин, Е. В. Соловьева // Педагогическое мастерство (II): материалы Международной заочной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 4-6.
  5. Криулькин, И. В. Специфика самосовершенствования и самореализации тренера-преподавателя по регби / И. В. Криулькин, Н. А. Петухова, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : материалы Международной заочной научной конференции (г. Уфа , март 2013 г.). – Уфа : Лето, 2013. – С.3-5.
  6. Лапин, И. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби / И. А. Лапин, В. С. Умнов, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : материалы Международной заочной научной конференции (г. Уфа , март 2013 г.). – Уфа : Лето, 2013. – С. 6-8.
  7. Соловьева, Е. В. Особенности социализации и самореализации девушек-регбисток в специализированной детс­ко-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Буревестник» / Е. В. Соловьева, О. А. Козыре­ва, Д. А. Синева // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, ин­но­вации : материалы Международной научно-практической конференции. – Часть 2. – Новокузнецк, 2011. – С.166-169.
  8. Соловьева, Е. В. Самореализация девушек-регбисток в контексте формирования их культуры самостоятельной работы / Е. В. Соловьева, Е. Н. Трофимова, О. А. Козырева // Проблемы и перспективы развития образования : Международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011. – Т.2. – С.89-91.
  9. Шалунов, Н. В. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби / Н. В. Шалунов, О. А. Угольникова, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : материалы Международной заочной научной конференции (г. Уфа , март 2013 г.). – Уфа : Лето, 2013. – С. 21-23.
  10. Бурдин, А. С. Возможности и специфика анкетирования подростков, занимающихся регби, в структуре изучения основ социализации и самореализации / А. С. Бурдин, Н. В. Шалунов, О. А. Козырева // Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации : материалы XI межвузовской научно-практической конференции (29-30 мая 2013 г.) : сборник научных статей / сост. О. Ю. Шишкина. – Череповец : ООО «Издательский дом ПРИНТ». – 2013. – С.201-207.
  11. Ячменев, И. Ю. Социализация и самореализация подростков в регби в контексте идей гуманизма и продуктивной педагогики / И. Ю. Ячменев, И. А. Лапин, О. А. Козырева // Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации : материалы XI межвузовской научно-практической конференции (29-30 мая 2013 г.) : сборник научных статей / сост. О. Ю. Шишкина. – Череповец : ООО «Издательский дом ПРИНТ». – 2013. – С.207-212.
  12. Нагдиев, Т. Х. О. Возможности самореализации в регби как условие социализации и здоровьесбережения / Т. Х. О. Нагдиев, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева // Проблемы становления профессионала: материалы Международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2013 г. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», издательский центр «Социосфера», 2013. – С. 71-73.
  13. Дерксен, Л. А. Некоторые особенности социализации, самореализации и саморазвития мальчиков-подростков, занимающихся регби / Л. А. Дерксен, В. В. Ермилин, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 162-165.
  14. Малышева, В. О. Некоторые особенности изучения профессиональной самоидентификации и самореализации будущего тренера-преподавателя по регби / В. О. Малышева, О. А. Козырева // Identity of a personality and a group: psycho-pedagogical and sociocultural aspects : materials of the international scientific conference on January 27–28, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 122-123.
  15. Солдаткина, Н. В. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре занятий женским регби / Н. В. Солдаткина, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева // Приоритетные направления развития науки и образования : сборник статей Международной заочной научно-практической конференции, 25 февраля 2014 г. / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”, 2014. – С. 47-48.
  16. Васильев, А. С. Занятие регби как социально-педагогическая основа самореализации и здоровьесбережения / А. С. Васильев, О. А. Козырева // Социология и образование: проблемы и перспективы : материалы Российской научно-практической конференции (Ижевск,11-12 марта 2014 г.) ; под общ. ред. М. Н. Макаровой, О. Г. Федоровой. – Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014. – С. 55-56.
  17. Хоменко, С. М. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» / С. М. Хоменко, О. А. Козырева, Е. Н. Ерохин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 164-166.
  18. Гусева, Е. Л. Анкета как метод и ресурс изучения особенностей самореализации и саморазвития мальчиков-подростков в боксе / Е. Л. Гусева, Ю. А. Романов, О.А. Козырева // The theory and practice of gender researches in world science : materials of the V international scientific conference on May 5–6, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – P.52-53.
  19. Гусева, Е. Л. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися боксом в ДЮСШ / Е. Л. Гусева, О. А. Козырева // Наука и технологии в современном обществе: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 28-29 марта 2014 г.): в 2-х ч. Часть I. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. – С. 47-49.
  20. Ведяпин, К. С. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы / К. С. Ведяпин, О. А. Козырева // Международный академический вестник. – 2014. – №2. – С. 14-16.
  21. Гвоздев, Л. И. Специфика и возможности самореализации и самосовершенствования в боксе / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева // Актуальные задачи педагогики (IV): материалы Международной научной конференции (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита : изд-во Молодой ученый, 2013. – С. 75-77.
  22. Ким, Р. И. Некоторые аспекты организации педагогического взаимодействия в структуре подготовки спортсмена-боксера / Р. И. Ким, Л. И. Гвоздев, О. А. Козырева // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ; под общ. ред. М. В. Темлянцева. – Новокузнецк : изд-во СибГИУ, 2014. – С. 138-140.
  23. Кузнецов, А. В. Возможности и специфика профессионально-педаго­ги­чес­ких презентаций в работе тренера по боксу / А. В. Кузнецов, О. А. Козырева // Informatization of society: socio-economic, socio-cultural and international aspects: materials of the IV international scientific conference on January 15–16, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 167-168.
  24. Хуснутдинова, Н. С. Особенности детерминации педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих боксеров / Н. С. Хуснутдинова, О. А. Козырева // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы II Международной заочной, научно-практи­чес­кой конференции (Чебоксары, 29 июля 2014 г.) ; гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 57-58.
  25. Нигматзянова, О. С. Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе / О. С. Нигматзянова, А. А. Ситников, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа : Лайм, 2013. – С. 5-7.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: