УДК 37.378

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тымчик С.Г.
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»
преподаватель кафедры физического воспитания

Аннотация
Учителю физкультуры при подготовке к уроку необходимо учитывать медицинскую группу, степень готовности детей к занятиям в школе, уровень физической подготовленности учащихся, соответствие двигательного возраста биологическому (паспортному) [1; 2, с. 37-42].
В 1-4 классах начальной общеобразовательной школы на занятия по физическому воспитанию отводится 3 часа в неделю. Поэтому есть все основания при планировании опираться на общую теорию периодизации спортивной подготовки, дабы достичь максимально доступных результатов и демонстрировать их в наиболее ответственных соревнованиях [3] на уровне класса, школы по плану Спартакиады ученической молодёжи.

Ключевые слова: начальная школа, соответствие двигательного возраста биологическому (паспортному), физическая подготовленность, физическое воспитание


CURRENT SYSTEM REQUIREMENTS OF PHYSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

Tymchik S.G.
National technical university of Ukraine «Kyiv polytechnic institute»
teacher of department of P.E

Abstract
Рhysical education teacher with lesson preparation should be considered a medical group, the degree of readiness of children for classes at school, the level of physical preparedness of students, matching motor biological age (passport) [1; 2, p. 37-42].
In 1-4 classes primary school in grades physical education is given 3 hours a week. There is every reason for planning based on a general theory of periodization of athletic training in order to achieve maximum results are available and show them in the most important competitions [3] at the class level, the school plan Student Youth Games.

Keywords: elementary school, matching motor biological age (passport), physical education, physical preparedness


Библиографическая ссылка на статью:
Тымчик С.Г. Современные требования к системе физического воспитания в начальной общеобразовательной школе // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2771 (дата обращения: 02.10.2017).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Система физического воспитания рассчитана на привлечение к физической культуре подрастающего поколения (Положение об организации физического воспитания и массового спорта в учебных заведениях Украины от 02.08.2005 № 458) [4].
Цель физического воспитания в школьные годы – укрепить здоровье, повысить уровень физического состояния, физическую подготовленность и трудоспособность, удовлетворить потребности отдельных учеников и общества в формировании духовно и физически развитого человека и активной жизненной позиции.
Практическая реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой. Все виды занятий подразделяют на две группы: уроки и внеурочные формы. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания школьников. 
Цель занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня – создать предпосылки оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). 
Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня ограничены по содержанию и подчинены решению гигиенических задач, проводятся ежедневно, дополняют уроки, делают вклад в гармоничное физическое развитие школьников. Выделяются два вида внеклассных и внешкольных занятий: систематические и эпизодические. 
Систематические занятия проводятся в кружках физической культуры для младших школьников, из видов спорта в секциях, в группах с учетом интересов учащихся (разновидности аэробики, восточные единоборства, оздоровительное плавание, виды фитнеса). 
Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения. 
В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательное соблюдение общих и методических принципов, принципов спортивной тренировки. В практике общеобразовательных школ действует базовая программа по физическому воспитанию, в которой регламентированы требования к учебному предмету «Физическая культура», предусмотренные цели и задачи, организационно – методические указания, ориентировочное распределение часов, базовый раздел содержания. 
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в школе обусловлены возрастным развитием детей: процессами роста и развития детского организма – неодновременность (гетерохрония), волнообразное созревания и совершенствования систем и функций. Школьный возраст включает три периода: младший, средний старший. Переход от одного периода к другому – переломный этап индивидуального развития организма. 
Физическое воспитание организуется на основе преподавания специальной учебной дисциплины – физическая культура. Структура процесса обучения в практике физического воспитания школьников сохраняет общепринятые этапы (начальное и углубленное разучивание, совершенствование). Компоненты содержания, методы и методические примеры конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. 
Компоненты содержания обучения двигательным действиям: создание предпосылок и стимулов учебной деятельности (определение задач, мотиваций, преодоления трудностей, возникающих, акцент на усвоено ранее); восприятия учащимися нового материала; овладение техникой двигательных действий на основе знаний; опыт применения специальных знаний, двигательных умений и навыков в сложных условиях; формирования гармоничной телосложения, предупреждения нарушений осанки, развитие двигательных качеств, необходимых для усвоения двигательного действия; самоконтроль, анализ, взаимооценка и самооценка учениками достигнутого результата в усвоении техники двигательных действий [5]

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Учитывая психологические особенности младших школьников, программа позволяет планировать комплексные уроки, которые дают возможность включать в урок разноплановые физические упражнения, повысят заинтересованность и эмоциональное состояние учащихся. 
Экспресс – оценку психофизиологического состояния проводили ранее, согласно проекта „За здоровый способ жизни и физическое усовершенствование” (2009 – 2012гг.). По результатам проведенных нами исследований высокий уровень готовности к занятиям в школе у 29% учащихся 1-4 классов и только у 1% учащихся 1-х классов. Приседания за 10 секунд – наиболее сложное упражнение как для учеников 4-х классов мальчиков и девочек, так и для учеников 1-х классов [1; 2].
С целью определения исходных данных (октябрь) физической подготовленности учащихся проводили определение резервных возможностей по видам, определяющим уровень развития основных физических качеств, координации движений. Учащихся заранее ознакамливали с нормативными требованиями физической подготовленности детей к занятиям в школе [6] (таблица 1).

Таблица 1. Нормативы физической подготовленности к занятиям в младших классах школы
Упражнения
Возраст
6
7
8
9
1 Прыжок в длину с места (см)
100
125
140
145
2 Броски мяча в стену и ловля с расстояния 1 м, за 30 секунд (количество раз)
19
22
24
26
3 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество раз)
6
9
12
15
4 Прыжки через скакалку до усталости (количество раз)
24
40
60
85
5 Подъем туловища из положения лёжа в сед (количество раз)
30
40
50
60
6 Максимальное количество приседаний до усталости (количество раз)
40
60
80
100

Оценивали степень соответствия двигательного возраста паспортному (календарному) по технологии физической подготовленности – определяли двигательный возраст учащихся с помощью тестирования физических и двигательных качеств (таблица 2) .

Таблица 2. Индивидуальный уровень физической подготовленности к обучению в школе
Возраст (годы)
Оценка в баллах за тест
Тесты – упражнения
Сумма набранных баллов
Возрастной уровень 
физической подготовленности
Прыжок в дожину с места
Бросок – ловля мяча
Поднимание туловища в сед до усталости
Сгибание и разгибание
рук от пола
Прыжки на скакалке
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6
1
90
11
6
1
2
0-5
Низкий
2
95
13
8
2
6
6-10
Ниже среднего
3
105
15
10
3
10
11-15
Средний
4
115
17
12
4
14
16-20
Выше среднего
5
120
18
14
5
18
21-25
Высокий
7
6
125
19
16
6
22
26-30
Низкий
7
130
20
18
7
24
31-35
Ниже среднего
8
135
21
20
8
28
36-40
Средний
9
140
22
22
9
32
41-45
Выше среднего
10
145
23
24
10
36
46-50
Высокий
8
11
148
24
26
11
40
51-55
Низкий
12
150
25
28
12
45
56-60
Ниже среднего
13
152
26
30
13
50
61-65
Средний
14
154
27
32
14
55
66-70
Више среднего
15
156
27
34
15
60
71-75
Высокий
9
16
158
28
36
16
65
76-80
Низкий
17
160
28
38
17
70
81-85
Ниже среднего
18
162
29
40
18
75
86-90
Средний
19
164
29
42
19
80
91-95
Выше среднего
20
166
30
44
20
85
96-100
Высокий
10
21
167
30
46
21
90
101-105
Низкий
22
168
31
48
22
95
106-110
Ниже среднего
23
169
31
50
23
100
111-115
Средний
24
170
31
52
24
103
116-120
Выше среднего
25
171
32
54
25
105
121-125
Высокий
11
26
172
32
56
25
108
126-130
Низкий
27
173
32
58
26
110
131-135
Ниже среднего
28
174
33
60
27
112
136-140
Средний
29
175
33
62
27
115
141-145
Выше среднего
30
176
33
65
28
120
146-150
Высокий
12
31
177
34
66
28
123
151-155
Низкий
32
178
34
67
29
125
156-160
Ниже среднего
33
180
34
68
29
128
161-165
Средний
34
181
35
69
30
130
166-170
Выше среднего
35
182
35
70
30
133
171-175
Высокий

Оценивали степень соответствия двигательного возраста календарному в баллах:
“5″ – соответствие двигательного возраста календарному на уровне ” высокого” и ” выше среднего” развития физических качеств или его опережение;
“4″ – соответствие двигательного возраста календарному на уровне “среднего”, “ниже среднего” и “низкого ” уровня развития физических качеств;
“3″ – отставание двигательного возраста от календарного на один год на уровне “высокого” и “выше среднего развития физических качеств;
“2″ – отставание двигательного возраста от календарного на один год и более.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Тестирование по определению уровня развития основных физических качеств, координации движений проводили как соревнования «Внимание!» между учениками 1 – 4 классов как среди девочек, так и среди мальчиков общеобразовательной школы № 225 в октябре – ноябре 2010 – 2011 учебного года и специализированной школы № 120 в ноябре – декабре в 2011 – 2012 учебном году города Киева (проект „За здоровый способ жизни и физическое усовершенствование” (2009 – 2012 гг.). Ученикам, принявшим участие в соревнованиях «Внимание!», выданы сертификаты, где указаны результаты и рейтинг в видах программы.
Ученикам рекомендовали принять участие во всех видах программы соревнований: бросок мяча в стену и ловля, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки через скакалку, подъем туловища из положения лёжа в сед, прыжок в длину с места, приседания на двух ногах. На одном уроке учащиеся выполняли одно упражнение. В тестировании приняли участие 356 учеников (175 девочек и 181 мальчик) 1-4 классов основной и подготовительной медицинской группы. По результатам выполнения упражнений высчитывали средние величины, среднее квадратическое отклонение и коэффициенты вариации [7] (таблица 3).

Таблица 3. Физическая подготовленность учеников 1 – 4 – х классов
Упражнения
Классы
Пол
Количество
участников
хmin
xmax
x‾±sx
Норматив
Баллы
V,%
Броски мяча в стену и ловля с расстояния 1м, за 30 с, (раз)
4-й
Дев.
44
7
48
29,32±7,46
26
18
25,4
Мал.
54
12
51
29,69±8,49
26
18
28,6
3-й
Дев.
42
13
44
29,14±6,92
24
18
23,7
Мал.
47
16
43
28,39±6,72
24
16
23,7
2-й
Дев.
62
12
36
23,60±5,73
22
10
24,3
Мал.
52
39
52
23,29±6,85
22
10
29,4
1-й
Дев.
27
30
27
21,19±5,22
19
8
24,6
Мал.
28
38
28
19,5±8,19
19
6
42,0
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, (раз)
4-й
Дев.
43
0
33
11,84±7,56
15
11
63,9
Мал.
53
2
70
24,08±16,32
15
24
67,8
3-й
Дев.
41
0
30
12,66±6,78
12
12
53,6
Мал.
45
2
40
18,37±9,68
12
18
52,7
2-й
Дев.
61
0
35
13,33±8,02
9
13
60,2
Мал.
51
1
61
17,55±12,3
9
17
70,1
1-й
Дев.
25
2
30
11,84±6,81
6
11
57,5
Мал.
27
1
22
10,7±5,73
6
10
53,3
Прыжки через скакалку до утомления, (раз)
4-й
Дев.
43
0
150
66,12±34,92
85
14
52,8
Мал.
49
0
212
50,57±37,49
85
10
74,1
3-й
Дев.
41
0
100
54,85±18,08
60
13
32,9
Мал.
41
0
154
49,39±26,22
60
12
53,1
2-й
Дев.
63
0
110
36,01±18,51
40
10
51,4
Мал.
51
1
70
25,37±16,72
40
5
65,9
1-й
Дев.
28
0
87
28,75±20,1
24
6
69,1
Мал.
21
3
38
18,43±9,83
24
4
53,3
Подъём туловища 
в сед, раз
4 -й
Дев.
43
0
100
47,51±19,52
60
21
41,1
Мал.
50
17
67
53,5±11,97
60
24
22,4
3-й
Дев.
39
13
59
44,95±10,49
50
20
23,3
Мал.
41
33
50
49,59±2,65
50
22
5,3
2-й
Дев.
61
0
110
38,25±15,85
40
17
41,4
Мал.
50
1
70
30,28±16,44
40
13
54,3
1-й
Дев.
25
1
44
22,8±10,31
30
9
45,2
Мал.
25
0
115
30,88±23,51
30
13
76,1
Прыжок в длину 
с места, см
4-й
Дев.
44
90
172
131,23±13,10
145
7
9,98
Мал.
49
90
173
140,63±17,74
145
9
12,6
3-й
Дев.
40
100
180
124,08±17,56
140
5
14,1
Мал.
44
90
180
133,27±18,60
140
7
13,95
2-й
Дев.
63
75
150
114,75±18,21
125
3
15,9
Мал.
51
90
170
126,90±18,96
125
6
14,9
1-й
Дев.
26
75
125
101,23±13,42
100
2
13,3
Мал.
26
80
163
113,96±20,76
100
3
18,2
Приседания на двух ногах до усталости, (раз)
4-й
Дев.
24
9
100
59,08±33,98
100
-
57,5
Мал.
30
11
160
57,03±37,8
100
-
66,3
3-й
Дев.
12
20
120
65,58±28,71
80
-
43,8
Мал.
15
23
115
59.47±32,13
80
-
54,0
2-й
Дев.
21
26
100
50,67±18,22
60
-
36,0
Мал.
27
16
206
57,74±34,54
60
-
59,8
1-й
Дев.
25
15
110
43,32±21,12
40
-
48,8
Мал.
29
11
52
36,34±9,07
40
-
25,0

Проведённые нами исследования позволили установить, что все учащиеся справились с выполнением только одного контрольного норматива бросок мяча в стену и ловля (рисунок 1).

Рисунок 1. Выполнение норматива физической подготовленности:  бросок мяча в стену и ловля.

С выполнением упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лёжа не справились только девочки 4-го класса (рисунок 2).

Рисунок 2. Выполнение норматива физической подготовленности:  сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Выполнили норматив по прыжкам через скакалку только девочки 1-го класса, у мальчиков отсутствует навык выполнения этого упражнения (рисунок 3).

Рисунок 3. Выполнение норматива физической подготовленности:  прыжки через скакалку.

Упражнение подъём туловища в сед выполнили норматив только мальчики 1-го класса, у многих детей недостаточно развита мускулатура брюшного пресса (рисунок 4).


Рисунок 4. Выполнение норматива физической подготовленности: подъём туловища в сед.

Норматив прыжках в длину с места выполнили мальчики 1 и 2 классов и девочки 1-го класса (рисунок 5). У детей не справившихся с заданием недостаточно развиты скоростно – силовые качества, взрывная сила.

Рисунок 5. Выполнение норматива физической подготовленности:  прыжок в длину с места.

Развитие мышечной мускулатуры ног позволяет определить упражнение приседания на двух ногах. С нормативом справились только девочки 1-го класса (рисунок 6). Значительное отставание в развитии мышечной мускулатуры ног наблюдается в учеников и мальчиков, и девочек 3-4 классов.

Рисунок 6. Выполнение норматива физической подготовленности:  приседания на двух ногах.

По результатам наших исследований было установлено, что:соответствие двигательного возраста календарному на уровне “высокого” и “выше среднего” развития физических качеств или его опережение с оценкой “5″ у 36% учащихся: 14,2 % – ученики 2-х классов и 10,5% – учащиеся 3-х классов;
соответствие двигательного возраста календарному на уровне “среднего”, “ниже среднего” и “низкого ” уровня развития физических качеств с оценкой “4″ у 22% учащихся: 8,5% – ученики 2-х классов;
отставание двигательного возраста от календарного на один год на уровне “высокого” и “выше среднего развития физических качеств с оценкой “3″ у 13% учащихся: 5,1% – ученики 2-х классов;
отставание двигательного возраста от календарного на один год и более с оценкой “2″ у 28% учащихся, где 14% – это ученики 4-х классов (рисунок 7).

Рисунок 7. Соответствие двигательного возраста и календарному возраста

По большинству показателей наблюдается внутригрупповые (V от 9-23% до 76%) значительные разногласия в величинах индивидуальных показателей физической подготовленности учеников 1 – 4 – х классов, что требует дифференцированный подход к процессу обучения. Также необходимо рассматривать урок физической культуры как тренировочное занятие, а учебный год как годичный цикл в построении тренировочного процесса. В планировании учебно – тренировочного процесса необходимо опираться на принцип углублённой специализации.

ВЫВОДЫ 

  1. Проведённые нами исследования позволили установить:
    • что все учащиеся справились с выполнением сложнокоординационного упражнения бросок мяча в стену и ловля;
    • в учеников 1-4 классов развита мускулатура рук – выполнили норматив в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; не справились только девочки 4-го класса;
    • у мальчиков отсутствует навык исполнения прыжков через скакалку;
    • у многих детей недостаточно развита мускулатура брюшного пресса. Выполнили норматив в упражнении подъём туловища в сед только мальчики 1-го класса;
    • скоростно – силовые качества развиты соответственно возрасту у мальчиков и девочек 1-го класса и мальчиков 2-го класса (прыжок в длину с места);
    • развита мышечная мускулатура ног у девочек 1-го класса – упражнение приседания на двух ногах. Значительное отставание в развитии мышечной мускулатуры ног наблюдается у мальчиков и девочек 3-4 классов.
  2. По результатам тестирования физических и двигательных качеств установили соответствие двигательного возраста календарному на уровне “высокого” и ” выше среднего” развития физических качеств с оценкой “5″ только у 14,2% учеников 2-х классов, 10,51% – учеников 3-х классов и по 5,68% – учеников 1-х и 4-х классов.
  3. Следует обратить внимание на то, что у 28% учащихся 1-4 классов отставание двигательного возраста от календарного на один год и более с оценкой “2″, из них 14% – это ученики 4-х классов.

Библиографический список
  1. Тымчик С.Г. Современный взгляд в управлении физическим воспитанием в начальной общеобразовательной школе. адаптация учеников 1 – 4-х классов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3475
  2. Тимчик С.Г. Сучасний підхід в управлінні фізичним вихованням в загальноосвітньому навчальному закладі. – л.: Вид-во ЛПУ ім. Франка. 2014. – Вип. 2014.
  3. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение.-К. Олимпийская література. – 2013
  4. Круцевич Т.Ю. Фізична культура 1-4 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, К. 2011
  5. Теорія і методика фізичного виховання, т. 1, 2 / За ред.Т.Ю.Круцевич. – К.: Олімпійська література, 2008
  6. Дубогай О. Навчання в русі: здоров’язберігаючі педагогічні технології в початковій школі.-К.: Вид. Л.Галіцина, 2005
  7. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биолгич.спец.вузов.- М.: Высш.школа, 1980
  8. Вітос Я. Рівень психофізичної підготовленості дошкільнят до навчання в школі. //Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2012. – №3
  9. ОмельченкоТ.Г. Біологічний вік як критерій для визначення донозологічного стану організму молодших школярів. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 8
  10. ОмельченкоТ.Г. Пріоритетні фактори структури донозологічного стану організму дітей молодшого шкільного віку. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 12
  11. Презлята Г. Заняття фізкультурою та здоров’я: Мед.-пед. Моніторинг – К.,2006


Все статьи автора «Тымчик Григорий Семенович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: