УДК 82.09

О ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ А.С. МАКАРЕНКО

Ивонтьева Анастасия Константиновна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

Аннотация
В статье анализируется педагогический опыт А.С. Макаренко в создании классного коллектива как средства воспитания ребенка в школьной среде. Рассматривается созданная им технология через призму современного образования и возможность ее применения на данном этапе.

Ключевые слова: А.С. Макаренко, класс, коллектив, образовательные технологии, педагог, педагогика, школа


ABOUT THE TECHNOLOGY OF COLLECTIVE EDUCATION A.S. MAKARENKO

Ivontieva Anastasia Konstantinovna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)

Abstract
The article examines the pedagogical experience of A.S. Makarenko in creating a classroom team as a means of raising a child in the school environment. Considered created technology through the prism of modern education and the possibility of its application at this stage.

Библиографическая ссылка на статью:
Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2843 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время актуальной является проблема повышения эффективности и качества образования и, как следствие, педагогического процесса. Это вызвано тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования.

Использование современных образовательных технологий делает процесс обучения увлекательным, разнообразным, творческим. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса.

Педагогическое мастерство воспитателя заключается в отборе нужного содержания, применения различных методов и средств обучения, оптимальных для решения поставленных задач.

Каждая современная образовательная технология представляет  собой совокупность достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом,  гуманизацией и демократизацией общества.

В педагогическом процессе современная школа использует как технологии обучения, так и технологии воспитания. Школа это единый коллектив учащихся, поэтому необходимо применять технологию коллективного воспитания.

Исследования работы  различных педагогических коллективов показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Основой таких преобразований является освоение технологий включающих как традиционные, так и инновационные методы и приемы. И основополагающим фактором такого обновления является учитель, владеющий технологиями обучения и воспитания. Но чтобы создавать новое, нужно обращаться к традициям прошлого, ибо не существует будущего без прошлого.

Одной из теорий коллективного воспитания является теория
А.С. Макаренко. Несмотря на то, что педагог создавал свою теорию при работе с детьми девиантного поведения, ограничиваться узким кругом неблагополучных детей не стоит. И в обычных школах нормальные дети вырастают подчас более эгоистичными. Им не хватает чувства коллективизма и взаимопомощи, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети ощущали бы себя словно связанными одной ниточкой. Важно объяснить подросткам, что один прутик сломать легко, а вот когда они все вместе, едва ли удастся даже надломить.

И закладывать эти основы нравственного воспитания необходимо именно в школе, потому что сейчас, к сожалению, семьи, как правило, однодетные. О каком коллективизме можно говорить? И учителя должны заботиться если уж не о расширении семьи, то хотя бы об объяснении духовных принципов гармоничной жизни в обществе, что собственно и делал А.С. Макаренко.

Сегодня педагогическая технология, созданная А.С. Макаренко, не потеряла своей актуальности. Его идеи широко распространены в современном образовании. И доказательством этого являются современные образовательные учреждения, в которых применяются элементы, выработанной им теории.

Конечно, нельзя утверждать, что педагогическую технологию
А.С. Макаренко в ее первозданном варианте целесообразно применять в современных школах, но отдельные ее методы вполне приемлемы для успешного ведения образовательной и воспитательной деятельности. И судя по личному опыту можно с уверенностью сказать, что элементы коллективного воспитания фигурируют в деятельности многих педагогов. И сейчас почти в каждой школе или ином образовательном учреждении существуют свои традиции, проводятся трудовые акции, устраиваются дни самоуправления, организуются иерархические группы внутри класса и так далее.

Основным ядром созданной им теории педагогического воспитания был коллектив. Работая с воспитанниками, он создавал такие условия, при которых колонисты видели перед собой цель и стремились к ней в меру своих сил. Причем делали они это не по принуждению, а по внутреннему зову в русле сложившегося у них сознания. Находясь в крепком коллективе, колонисты развивали в себе любовь, уважение и сочувствие к ближнему – качества, которые необходимы для гармоничной жизни в обществе. Конечно, сразу перековать человека невозможно, поэтому бывали и срывы. Но и в этих случаях необходимо отметить очень четкую и продуманную тактику педагога.
А.С. Макаренко сразу пресекал любое непослушание, порой даже очень сурово, однако стоило провинившемуся осознать свою вину, он тут же был прощен. Самым главным в его педагогической деятельности было то, что он учил рассматривать достижения и неудачи отдельного ребенка, как достижения и неудачи всего коллектива. Четко отлаженная коллективная жизнь помогала ребятам избавиться от эгоизма, научиться учитывать интересы каждого, прививала умения прислушиваться к мнению остальных и высказывать свою точку зрения, не боясь, что тебя не услышат.

А.С. Макаренко выделил ряд признаков, харктерных для крепкого слаженного коллектива:

  • оптимизм – основная черта жизни;
  • чувство собственного достоинства и здоровой гордости за коллектив, в котором ты находишься;
  • ощущение личной безопасности в своем коллективе;
  • внешний вид коллектива, его эстетичность и красота;
  • наличие игрового момента в жизни коллектива;

Основополагающими моментами в коллективе являются труд и деятельность. Основным является труд поскольку он не воспитывает, а определяет смысл.

Изучив педагогическую деятельность А.С. Макаренко, можно выделить следующие идеи и принципы его технологии:

1) Перспектива жизненного пути (у ребенка должен быть смысл жизни).

2) Ведущим инструментом воспитания полноценной личности является коллектив.

3) Организация совместной деятельности детей.

4) Необходимость веры в ребенка, видение в нем перспективных путей развития.

5) Необходимость доверия ребенку.

6) Совмещение высоких требований к ребенку и уважения к нему.

7) Совмещенное воздействие как на отдельную личность, так и на коллектив в целом.

А.С. Макаренко понимал, что вместе с талантом педагогу необходимо иметь и жизненный пример, и духовно – нравственную целеустремленность, и бескорыстие. Все эти качества были заложены в нем самом, и их он прививал детям. Педагог стремился передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и чище. Формирование детского коллектива, по мнению А.С. Макаренко, должно идти непрерывно, оно должно подкрепляться педагогическим коллективом, который будет помогать ему, найти творческие пути для движения вперед. Несмотря на то, что Макаренко создавал свою теорию при работе с детьми девиантного поведения ограничиваться узким кругом неблагополучных детей. И в обычных школах нормальные дети вырастают подчас более эгоистичными. Им не хватает чувства коллективизма и взаимопомощи, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети ощущали бы себя словно связанными одной ниточкой. Важно объяснить подросткам, что один прутик сломать легко, а вот когда они все вместе, едва ли удастся даже надломить.

Сегодня педагогическая технология созданная Макаренко не потеряла своей актуальности. Его идеи широко распространены в современном образовании. И доказательством этого являются современные учреждения, в которых применяются элементы, выработанной им теории.

Конечно, нельзя утверждать, что педагогическую технологию Макаренко в ее первозданном варианте целесообразно применять в современных школах, но отдельные ее методы вполне приемлемы для успешного ведения образовательной и воспитательной деятельности. И судя по личному опыту можно с уверенностью сказать что элементы коллективного воспитания фигурируют в деятельности многих педагогов. И сейчас почти в каждой школе или ином образовательном учреждении существуют свои традиции, проводятся трудовые акции, устраиваются дни самоуправления, организуются иерархические группы внутри класса и так далее.

Представления А.С. Макаренко о сущности процесса воспитания коллектива являются результатом длительной работы, в ходе которой он осваивал традиции отечественной педагогики, изучал духовное наследие русских мыслителей, а также идеи зарубежного и отечественного образования. Он осознал и переработал опыт других педагогов своего времени и обосновал все это в своей теории. Школа всегда была и будет одним из центров воспитания личности, в ней должны сконцентрироваться все усилия педагогов, направленные на духовно – нравственное развитие. Молодое поколение – это наше будущее, и от того каким мы его вырастим, будет зависеть судьба нашей родины. Так давайте будем любить детей и заботиться об их воспитании, опираясь на опыт наших предшественников, в частности Антона Семеновича Макаренко.


Библиографический список
  1. А.С.Макаренко и его время. Новые материалы: К 105-летию со дня рождения А.С.Макаренко //Педагогика.– 1993.– № 2. – 120 с.
  2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко /Сост. и автор вступ. ст. В.М.Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Ред-кол.: М.М.Кондаков (гл. ред.) и др.– М.: Педагогика, 1983-1985.
  4. Фролов А.А. Беречь и развивать творческое наследие А.С.Макаренко // Сов. педагогика.– 1988.– № 3. – 30 с.
  5. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохов, Ф.А. Фрадкин. — М., 1992. – 245 с.
  6. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. — М: Народное образование, 1998. – 289 с.


Все статьи автора «IvontievaAnastasija»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: