УДК 378:001.891

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХЕОЛОГИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ»

Ставицкий Владимир Вячеславович
Пензенский государственный университет
профессор кафедры всеобщей истории, историографии и археологии, доктор исторических наук

Аннотация
В статье представлены планы теоретического материала и практических занятий, а также рекомендации по организации работы учащихся направления подготовки 030600 «История» программы «Археология Пензенского края».

Ключевые слова: археология, образовательный процесс, учебная программа


THE TEACHING OF DISCIPLINE «ARCHEOLOGY OF PENZA REGION»

Stavitsky Vladimir Vyacheslavovich
Penza State University
Department of General History, historiography and archeology, Doctor of Historical Sciences

Abstract
This article presents plans of theoretical materials and practical studies and recommendations in organization of working students of 030600 «History» direction in program «Archeology of Penza region».

Библиографическая ссылка на статью:
Ставицкий В.В. Преподавание дисциплины «Археология Пензенского края» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2872 (дата обращения: 28.05.2017).

В 2004 г. на историческом факультете Пензенского педагогического университета была введена специализации по археологии, в рамках которой предполагалось изучение ряда дисциплин, в том числе: «Археологии Пензенского края». Данный учебный курс относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла. Первоначально данная дисциплина читалась специалистам, в настоящее время – бакалаврам. Ее изучение проводится в 3 семестре и базируется на знании общеобразовательной программы по предметам: «Археология» и «Археология России». В предыдущем семестре слушатели курса также принимают участие в полевых археологических исследованиях [1].

В результате освоения курса студент должен:

- знать основные закономерности и локальные особенности развития отдельных регионов;

- знать основные принципы работы с различными видами источников, особенности аналитического подхода к извлечению информации из набора фактов;

- знать факты, добытые археологической наукой и этнологией для корректировки концепций развития отдельных регионов;

- уметь выявлять общее и частное в историческом и культурном наследии различных регионов

Целями освоения дисциплины «Археология Пензенского края» являются:

– формирование целостного представления о развитии человеческого общества на территории Российской Федерации от времени ее заселения первобытным человеком до позднего средневековья, на примере изучения отдельного региона;

– показание единства и многообразия путей развития материальной и духовной культуры, показание единства исторического процесса и многообразия путей развития в рамках этого единства на примере изучения археологических памятников отдельного региона;

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок народов Российской Федерации.

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции обучающегося.

Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11). Знать: основные закономерности и локальные особенности развития отдельных регионов. Уметь: выявлять общее и частное в историческом и культурном наследии различных регионов. Владеть: принципами толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, религиозным и национальным факторам народов Пензенского края.

Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12). Знать: основные принципы работы с различными видами источников, особенности аналитического подхода к извлечению информации из набора фактов. Уметь: анализировать и приводить в логическую систему разнообразные факты, взятые из разных источников. Владеть: приемами анализа и синтеза, системного видения проблемы.

Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнографии (ПК-2). Знать: факты, добытые археологической наукой и этнологией для корректировки концепций развития отдельных регионов. Уметь: применять при анализе исторических процессов и явлений, протекавших на территории Пензенского края материалы археологического и этнографического источников. Владеть: приёмами комплексного анализа процессов и явлений.

Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6). Знать: основные источники базовой исторической информации по археологическим памятникам Пензенского края. Уметь: извлекать из археологических источников историческую информацию. Владеть: навыками анализа и синтеза исторической информации.

Способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). Знать: методику работы в музейных фондах, особенности работы с археологическими материалами, содержание основных информационных баз и возможности новых информационных ресурсов. Уметь: применять приемы и навыки критики археологического источника, поиска нужного материала в комплексе информационных ресурсов. Владеть: навыками работы с археологическими источниками по истории Пензенского края, ориентации в комплексе краеведческих материалов и определении их интерпретационных возможностей.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

Количество аудиторных занятий: лекции – 36 часа, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа –  54 часа.

В содержание дисциплины включены следующие разделы.

1. История изучения археологии Пензенского края. Первые упоминания археологических памятников Пензенского края. Первые исследования на территории Пензенской губернии, экспедиция под руководством А.А.Спицына. Исследование Пензенского края в 1920-х гг. Н.И. Спрыгина и составление карты археологических памятников Пензенской губернии. Б.С. Жуков и изучение стоянки Озименки. Исследования в Пензенском крае саратовских археологов П.С. Рыкова и А.А. Кроткова. Археологические изыскания 1950 – 1970-х гг.  М.Р. Полесских. Вклад в изучение Пензенского края А.Е. Алиховой, В.А. Калмыковой и А.Х. Халикова. Исследования 1980 – 2000-х гг. памятников неолита –  энеолита: А.А. Выборнова, А.И. Королева, В.В. Ставицкого; средневековых могильников и селищ: Г.Н. Белорыбкина, А.В. Расторопова, В.В. Гришакова, Т.В. Осиповой, В.А. Винничека, Д.С. Иконникова, В.А. Гусынина, К.М. Киреевой  [2–3].

2. Изучение памятников каменного века на территории Пензенского края. Начало систематическое изучение памятников каменного века. Основные критерии неолита. Мезолитические памятники. Ранний неолит: стоянки елшанской культуры. Памятники с накольчатой и гребенчатой керамикой: происхождение, хронология, этнокультурная принадлежность, керамика, кремневый инвентарь. Льяловская культура эпохи позднего неолита: происхождение, стоянки, жилища, орудия труда, посуда. Памятники эпохи неолита: Озименки 1, 2, Бессоновка 1–3, Грабово 3, Подлесное 3–4, 7 (Бессоновский район), Нижняя Липовка (Сосновоборский район). Стоянки Потодеево (Наравчатский район), Екатериновка (Лунинский район) [4–5].

3. Изучение памятников энеолита и бронзового века на территории Пензенского края. Ранний энеолит. Памятники Мариупольской историко-культурной области. Среднестоговская и хвалынская культуры. Поселения: Подлесное 4, Скачки, Имерка 8, Старая Яксарка, Русское Труево 1, 2, Веденяпино 1, Софьино, Пензенские стоянки. Крупнопластинчатая техника изготовления орудий.  Волосовская культура. Стоянки: Озименки, Лещиново 1, Грабово 1, Подлесное 5.  Имеркская культура. Поселения Скачки, Большой Колояр, Новый Усад 4. Медеплавильные орудия, кремневая индустрия. История изучения памятников эпохи бронзы на территории Пензенского края. Балановская абашевская, катакомбная и срубная культура: происхождение, поселения, материальная культура, погребальный обряд [6–8].

4. Изучение мордвы на территории Пензенского края. Первые упоминание о мордве. Письменные источники византийских, арабских, голландских путешественников. Письменные средневековые источники о мордве. Открытие В.М. Терехиным Ефаевского могильника. Археологическая экспедиция под руководством А.А. Спицына: изучение могильники “Казбек” и Ефаевского. Образование церковно-археологический статистический комитет при духовной семинарии. 1920-е гг. – новый этап в изучении древней истории мордвы: экспедиция Саратовского университета под руководством А.А. Кроткова, исследования А.А. Гераклитова и Н.И. Спрыгиной. П.С. Рыков и исследование Армиевского могильника. Изучение мордвы А.Е. Алиховой: создание первой археологической классификации мордовских вещей и погребений. Вклад в изучение древнемордовских памятников Е.И. Горюновой. Паньжинское селище и Ефаевский могильник. Раскопки мордовских могильников М.Р. Полесских Изучение археологических памятников мордвы в настоящее время [9–10].

5. Памятники ранней мордвы в Верхнем Посурье и Примокшанье. Проблемы происхождения мордвы. Могильники селиксенского типа. Изучение ранних мордовских памятников М.Р. Полесских: Селиксенский могильник, Армиевский, Ражкинский, Тезиковский, Шемышейский, Селикса-Трофимовский, Степановский могильник. Материальная культура: типология и хронология ранней мордвы. Зареченское селище. Письменные источники о ранней мордве [11–12].

6. Мордовские памятники VIIIXVIII вв. Мордва и Хазарский каганат. Характерные черты погребального обряда мокши и эрзи. Основные занятия и домашние ремесла мордвы. Мордовские памятники XI – XIII вв. Территориальные особенности. Новые элементы погребального обряда. Эволюция украшений. Материальная и духовная культура. Торговые связи мордвы с соседними племенами и народами. Мордовские могильники XVII – XVIII вв. Особенности погребального обряда и материальной культуры могильников мордвы XVII – XVIII вв. в Пензенском крае. Отличия элементов костюма примокшанской и верхнесурской мордвы по археологическим и этнографическим данным [13].

7. Армиевский и Серго–Поливановский могильники. История открытия и исследования Армиевского курганно–грунтового могильника. Курганы. Грунтовые погребения. Погребальный обряд. Типология вещевого материала. Проблема происхождения населения Армиевского курганно–грунтового могильника. Этнокультурная интерпретация армиевских материалов. Гипотеза о буртасской принадлежности армиевского населения.   Серго–Поливановский могильник [14–16].

8. Памятники булгарского типа. Историография. Б.А. Васильев о мордве и буртасах. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М.Р. Полесских, Р.Г. Мухамедов, А.Х. Халиков о буртасах. Изучение памятников с коричнево-красной гончарной посудой в исследованиях А.А. Кроткова, А. Хвощева, А.А. Спицина, П.С. Рыкова, Н.И. Спрыгиной, М.Р. Полесских, А.Х.Халикова и др. Поселения с коричнево-красной круговой керамикой XI – начале XIII в. Памятники с ККГП в Верхнем Посурье и Примокшанье. Быт, сельское хозяйство, торговля и ремесло на поселениях. Вооружение. Золотаревское поселение [17–18].

9. Памятники Золотой Орды в Пензенской области. История изучения золотоордынских памятников на территории Пензенского края. Мордовские могильники XIV в. в Примокшанье. Особенности материальной культуры поселенческих памятников золотоордынского времени в Верхнем Посурье и Примокшанье. Город Мохши. Никольское селище в системе золотоордынских поселенческих памятников [19].

Около 30 процентов от всего объема аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

При проведении аудиторных занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся используются следующие образовательные технологии:

1) технология обучения в сотрудничестве (работа в парах и малых группах);

2) технология развития критического мышления через чтение и письмо. Реализуется в процессе проведения лекций разных типов (проблемная лекция – тема. 1; лекция-консультация – тема 8.; лекция-диалог – 4), а также за счет использования различных стратегий данной технологии (в том числе и при проведении традиционных лекций) – темы. 5; 7). К способам реализации данной технологии относится использование разных типов семинаров на практических занятиях (обзорный семинар – тема 4; семинар-круглый стол – тема 6).

3) проектная технология (создание исследовательского и творческого проектов при изучении проблемных тем – тема 3);

4) компьютерные технологии; создание Банка медиаматериалов (создание презентации – тема 2).

Процесс преподавания дисциплины «Археология Пензенского края» предполагает проведение лекционных занятий в соответствии с тематическим планом. Закрепление полученных теоретических знаний осуществляется на практических и интерактивных занятиях в завершающей части учебного курса. Форму проведения занятий определяет преподаватель.

Цель практических занятий:

– расширение и углубление знаний по наиболее важным проблемам курса «Археология Пензенского края»;

– формирование умения логично излагать взгляды на сущность, экономическую природу и протекание микропроцессов и исторических ситуаций;

– закрепление навыков образовательной деятельности.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: собеседование, тест, контрольная работа, реферат.

Наименование тем и виды самостоятельной работы.

Тема 1. История изучения археологии Пензенского края. Подготовить устный ответ на тему: «История изучения археологии Пензенского края»; подготовить презентацию в малой группе на одну из тем: «Археологи Пензенского края», «Археологические экспедиции ПГПУ», «М.Р. Полесских – выдающийся пензенский археолог», «Археологические памятники Пензенской области».

Тема 2. Изучение памятников каменного века на территории Пензенского края. Подготовить устный ответ по темам: «Стоянки каменного века на территории Пензенского края»; «Культуры каменного века»; подготовиться к контрольной работе.

Тема 3. Изучение памятников энеолита и бронзового века на территории Пензенского края. Подготовить устный ответ по темам:

«Памятники эпохи бронзы на территории Пензенского края»; «Памятники раннего железного века на территории нашего края». Подготовиться к контрольной работе.

Тема 4. Изучение мордвы на территории Пензенского края. Подготовить план-конспект на тему «История изучения древней мордвы на территории Пензенского края». Подготовить реферат в малой группе на одну из тем: «Теории происхождения мордвы», «Андреевский курган».

 Тема 5. Памятники ранней мордвы в Верхнем Посурье и Примокшанье. Подготовить устный ответ по темам: «Городецкая культура: вопрос о происхождении мордвы»; «Материальная культура: типология и хронология ранней мордвы». Подготовить базу данных памятников ранней мордвы Верхнего Посурья и Примокшанья. Подготовить реферат в малой группе на одну из тем: «История изучения и погребальный обряд Ражкинского могильника», «Вещевой материал Алферьевского могильника», «История изучения Усть-Узинского могильника».

 Тема 6. Мордовские памятники VIIIXVIII вв. Подготовить план-конспект на тему: «Материальная культура мордвы VIII–XIII вв.». Предварительно разбившись на группы, подготовить круглый стол на тему: «Быт мордвы в XVII – XVIII вв. по археологическим данным».

Тема 7. Армиевский и Серго-Поливановский могильники. Подготовить план-конспект по теме; подготовить устный ответ по темам собеседования: «Погребальный обряд Армиевского курганно-грунтового могильника»» «История изучения Армиевского курганно-грунтового могильника».

Тема 8. Памятники булгарского типа. Подготовить план-конспект на тему: «Поселения Верхнего Посурья XI – начала XIII в.». Пподготовить устный ответ по теме: «Материальная культура поселений с коричнево-красной гончарной посудой XI – начала XIII в.»; составить мини-глоссарий по теме.

Тема 9. Памятники Золотой Орды в Пензенской области. Подготовить план-конспект на тему: «Памятники Золотой Орды в Пензенской области» и устный ответ по темам: «Город Мохши»; «Ремесло Золотой Орды». Подготовить реферат в малой группе на одну из тем: «Мавзолеи города Мохши», «Монеты города Мохши», «Старосотенский могильник: история изучения, «Культура Золотой Орды».

В ходе обучения студентов для эффективной организации учебного процесса используются информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы.


Библиографический список
  1. Ставицкий В.В. Археологическая практика. Учебно-методическое пособие.  Пенза, 2009. 24 с.
  2. Белорыбкин Г.Н., Кишинская С.А. Историография древней истории Пензенского края: учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. Пенза, 1995.
  3. Расторопов А. В., Ставицкий В. В.  Хроника исследований // Из истории области. Очерки краеведов. Пенза: ПГОКМ, 1992. Вып. II. С. 217 – 234.
  4. Ставицкий В. В. Археология России. Каменный век Пензенского края: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2007.   62 с.
  5. Ставицкий В. В. Историография неолита бассейна р. Сура // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1015-1018.
  6. Ставицкий В. В. Ранний энеолит Пензенского края // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 9 (13). С. 138 – 146.
  7. Ставицкий В. В. Археология России. Бронзовый век Пензенского края: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2007. 42с.
  8. Ставицкий В. В. Взаимодействие культур севера и юга в неолите – энеолите лесостепной зоны: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2007. 64с.
  9. История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века: учебное пособие для основной школы / Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И., Винокуров Г.Ф., Первушкин В.И., Ставицкий В.В., Годин В.С., Горланов Г.Е. Пенза, 1996. Ч.1. 300 с.
  10. История и культура Мордовского края: учебник для вузов / Арсентьев Н.М., Арсентьев В.М., Богатырев Э.Д., Вихляев В.И., Заварюхин Н.В., Захаров В.И., Корнишина Г.А., Марискин О.И., Надькин Т.Д., Першин С.В., Солдаткин А.П., Ставицкий В.В., Тувин А.С., Щербакова Т.И. Саранск: ИСИ МГУ, 2008. 426 с.
  11. Ставицкий В. В. Основные концепции этногенеза древней мордвы (историографический обзор) // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Самара, 2009. С. 261 – 266.
  12. Вихляев В.И. Древнейшая мордва: учебное пособие. Саранск: МГУ им Н.П. Огарева. 80 с.
  13. История Пензенского края с древнейших времен до XIX века: учебное пособие для основной школы / Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И., Винокуров Г.Ф., Первушкин В.И., Первушкин А.В. , Ставицкий В.В.  и др. Пенза: ПИРО, 2007. 264 с.
  14. Сафронов П. И., Ставицкий В. В. Курганы №2 и №3 Армиевского курганно-грунтового могильника (по материалам раскопок М.Р. Полесских1969 г.) // Вестник НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Саранск. 2014.№3.
  15. Ставицкий В. В. Еще раз о мордве и буртасах // Центр и периферия. 2013. №2. С. 8 – 16.
  16. Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. Тезисы межобластной научной конференции. Пенза, 1990.
  17. Ставицкий В. В. Археологические изыскания М. Р. Полесских. Пенза: ПГКМ, 2008. 176 с.
  18. Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. Пенза, 2003. 200 с.
  19. Средневековый город Мохши и Наручатская земля: итоги 95-летнего изучения. Материалы Всероссийской научной конференции. Пенза, 2010.


Все статьи автора «Ставицкий Владимир Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: