УДК 37

КАК УЧАТ В ГРЕЦИИ?

Казаков Павел Анатольевич
Мурманский филиал ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1»
старший преподаватель кафедры «Высшая математика»

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности системы образования в Греции (современный период).

Ключевые слова: высшее учебное заведение, гимназия, греческий язык, дошкольное заведение, исторические факты, лицей, начальная школа, религиозное образование, сотрудничество высших учебных заведений, физическая культура


HOW LEARN IN GREECE?

Кazakov Pavel Anatolyevich
Murmansk branch of FGBOU VPO " Petersburg state university of means of communication of the Emperor Alexander 1"
senior teacher of Higher mathematics chair

Abstract
In article some features of an education system in Greece (the modern period) are considered.

Keywords: cooperation of higher educational institutions, elementary school, Greek, gymnasium, higher educational institution, historic facts, lyceum, physical culture, preschool institution, religious education


Библиографическая ссылка на статью:
Казаков П.А. Как учат в Греции? // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3033 (дата обращения: 26.05.2017).

Согласно Конституции  Греческому государству предписана «фундаментальная миссия» обучения своих сограждан нравственно, культурно, профессионально и физически.  Система просвещения в Греции централизована – деятельность образовательных учреждений курирует Министерство просвещения и религии. В нём имеются департаменты начальной, средней и высшей школы, по образованию греков, проживающих за рубежом, по делам национальных меньшинств, международных связей и др. Финансирование образования является обязанностью государства; образование на всех уровнях, предлагаемое государством, является бесплатным.

Современная система образования сформировалась в результате реформ, проведенных в 1963-65, 1974-76, 1984-85 гг. и закона 1985 г., который установил 9-летний срок обязательного школьного обучения, равноценность всех типов средних учебных заведений, объем и тематику учебных программ, ответственность государственных учреждений за обеспечение системы образования.

Начальное и среднее образование представлено дошкольными заведениями, начальной школой, гимназией и лицеем. С трех с половиной лет до пяти с половиной большинство детей воспитывается в детских садах, что является необязательным. Начальная школа предусматривает шестилетний срок обучения с 5,5 до 11,5 лет. Среднее образование учащиеся получают в двух типах учебных заведений: гимназиях (обязательное неполное) и лицеях – общего типа, классических, профессионально-технических, широкопрофильных и духовных (дают так называемое дополнительное среднее образование). Срок обучения в гимназии 3 года. Срок обучения в лицеях от 2 семестров (профессионально-технические вечерние) до 6 семестров (общеобразовательные). Программы лицеев включают продолжение изучения общеобразовательных предметов, а также преподавание обязательных профилирующих и факультативных предметов. После окончания лицеев проводятся выпускные экзамены. Успешно сдавшие их могут участвовать в конкурсе на поступление в вуз.

Уровень  подготовки сильно разнится от лицея к лицею – собственно, как и в России. Есть традиционно сильные лицеи, большинство выпускников которых стабильно поступают в лучшие национальные вузы.  Однако пользуются спросом частные подготовительные курсы, которые позволяют поднять свои шансы на поступление.

Высшее образование дают университеты и отраслевые высшие учебные заведения, среди которых немногочисленны частные и иностранные. Самым старшим высшим учебным заведением Афин является Политехнический институт, основанный в 1836 году. К слову сказать, студенты этого учебного заведения в 1973 году выступили против реакционного режима «чёрных полковников», которые потопили в крови это выступление, но оно своё дело сделало, и в 1974 году военная власть рухнула, её заменило гражданское правительство. На следующий год после открытия Политехнического института, в 1837 году, столица Греции обрела свой первый университет, который и поныне является крупнейшим в стране. Кроме того, есть университеты в Салониках (открылся в 1925 году), в Янине, Петрах и на Крите. В Афинском университете и университете в Салониках есть теологические факультеты, имеются  библиотеки с весьма солидным книжным фондом.

В настоящее время имеется 18 университетов или высших учебных заведений. Кроме  того, имеется также Греческий открытый университет.

Университеты состоят из факультетов. Факультеты состоят из кафедр, являющихся основными учебными подразделениями, осуществляющими подготовку студентов по определенным направлениям и ответственными за присуждение академических степеней по основному направлению и направлениям специализаций.

В Греции абитуриент может подать не более 20 заявлений на поступление: это могут быть разные вузы или несколько факультетов одного учебного заведения. Однако все направления подготовки разделены на 5 групп:

  • · филологическое и юридическое
  • · математическое (физика, химия, биология и пр.)
  • медицинское
  • · политехническое
  • · экономическое

и хотя абитуриент может пробовать поступать на разные факультеты и в разные вузы, но только в рамках одной, предварительно выбранной группы. Впрочем, в одну группу все равно могут попадать весьма далекие друг от друга специальности: например, избрав гуманитарное направление, можно подавать заявление и на филологический факультет, и на юридический, и на исторический.  Особым авторитетом  пользуются гуманитарные факультеты греческих вузов: филологический, юридический, исторический – в особенности археологический.

Количество студентов, принимаемых в каждый конкретный университет, ежегодно определяет  Министерство просвещения и религии. В тех случаях, когда число желающих поступить в тот или иной вуз значительно превышает план приёма на определённые направления обучения, зачисление студентов осуществляется на конкурсной основе с учётом оценок по 9 основным предметам, полученных на общенациональных экзаменах в школе. Программы обучения, предлагаемые отдельными кафедрами университетов (за исключением общеобразовательных кафедр), ведут к получению диплома о высшем образовании. Учебный план каждой кафедры университета включает в себя перечень дисциплин (обязательных и факультативных), их содержание, число часов аудиторных занятий в неделю и другую полезную информацию.

Каждый курс, изучаемый в семестре, оценивается определенным количеством баллов (так называемых кредитов). Один кредит эквивалентен одному часу занятий в неделю в течение семестра в случае лекционных курсов и от одного до трёх часов (по решению заседания кафедры) занятий в неделю для остальных видов аудиторных занятий и практических работ. Учебный план предусматривает, какое минимальное число кредитов должен набрать студент для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. Каждый семестр  включает в себя не более тридцати полных учебных недель и двух недель экзаменационной сессии. Как правило, первый семестр (осенний) начинается на третьей неделе сентября, а второй семестр (весенний) примерно на третьей неделе июня.

Греческие университеты предлагают 209 программ постдипломного образования. Каждый университет имеет право разрабатывать и преподавать такие программы самостоятельно усилиями одной или нескольких кафедр, а также совместно с одними или несколькими другими греческими или аккредитованными греческими университетами. Претенденты зачисляются на программы постдипломного образования по результатам либо конкурсного отбора, либо письменных или устных экзаменов.

Обязательным условием приёма является знание иностранного языка для греческих студентов. Основными критериями конкурсного отбора кандидатов являются следующие: оценка, полученная при защите диплома о высшем образовании, оценки по профильным дисциплинам, полученные при обучении по программе базового высшего образования, тема диплома, наличие печатных работ или результатов научных исследований, проведённых кандидатом.

По окончании курса студенты получают диплом о специальном постдипломном образовании (MDE), который в первом приложении можно считать эквивалентным диплому магистра наук.

Основная проблема,  с которой сталкиваются иностранцы, желающие поступить в греческий вуз, – это языковой барьер. Все образовательные программы в Греции принципиально преподаются на греческом языке, за исключением отделений иностранных зыков. Многих привлекает греческое образование и его доступность – оно является бесплатным (как первое, так и второе высшее). Однако на этапе освоения языка остаются лишь самые упорные, поэтому процент иностранных учащихся в греческих вузах невелик.

Дистанционное образование альтернатива для тех, кто не смог поступить в традиционный национальный вуз: часть таких абитуриентов идут на программы  Греческого университета открытого образования. Дистанционное образование является прекрасной возможностью для тех, кто хочет одновременно учиться и работать.

Расширяется сотрудничество гуманитарных факультетов российских и греческих вузов. Например, филологический факультет МГУ уже более 10 лет активно взаимодействует с филологическим факультетом Афинского университета, Солунского и Янинского. Благодаря этому сотрудничеству происходит постоянный обмен студентами, развивается греческая филология в Москве и Петербурге, русская филология – в Греции.

Организована единственная в мире Ежегодная научная конференция византистики и неоэллинистики для молодых специалистов. Издаётся научно-исследовательский международный сборник «Московия. Проблемы византийской и новогреческой филологии», а также выходит в свет серия «Греческая библиотека». Открылся Русский центр в Салониках (Греция). Эти связи, несомненно, будут расширяться – это обусловлено общим развитием и укреплением отношений России и Греции. Кроме того, есть живой интерес людей в обеих странах к совместной научной и образовательной деятельности…

Неформальное образование (музыка, молодежные фестивали, иностранные языки и т.д.) предлагается в Греции таким же образом, как и  в других европейских странах, предоставляя услуги детям, молодежи и взрослым.  Этот вид образования предлагает Министерство образования и религии, а также другие общественные и частные учреждения.

По сравнению с Россией, и рядом других европейских государств в общеобразовательных школах Греции внеклассная спортивная работа осуществляется скорее эпизодически, чем постоянно. Основные причины: учебные занятия во многих школах ведутся ещё в две смены, отсутствие соответствующих спортивных сооружений и др.

На государственном уровне предложены четыре программы физического воспитания для педагогической практики в Греции: для учащихся начальной школы, гимназий,  лицеев и для детей специальных школ, которые начали функционировать с 2003 года.

Для техникумов и профессиональных училищ программы физического воспитания готовят сами учителя физической культуры. Это делается в соответствии со спортивными предпочтениями учащихся и имеющейся инфраструктурой. Когда  Министерство просвещения и религии принимало такое решение, полагали, что данная практика повысит мотивацию учащихся к занятиям физическими упражнениями и спортом. Однако в действительности этого не произошло. Учителя физической культуры считают, что эта инициатива «не имеет никакого влияния на мотивацию учащихся». С 2004 года в Греции стали издавать специальные учебные пособия для физической культуры.

Уроки физической культуры, начиная с 1 класса, имеют право вести только специалисты по данному предмету. С точки зрения статуса, прав обязанностей, оплаты труда нет никакой разницы между учителями физической культуры и педагогами по другим предметам. С 1985 года они могут занять любую служебную должность. В настоящее время распространено мнение, что учителя физической культуры, являются лучшими администраторами, чем специалисты по другим предметам

Сказать, что в Греции в настоящее время доминирует какая-либо концепция (модель) физического воспитания, как это имеет место в других странах, нельзя. Большинство учителей физической культуры работают в соответствии с традиционной моделью, ориентированной на овладение спортивными дисциплинами, и используют методы и средства преподавания, больше соответствующие работе спортивных школ и клубов.

В существующих рекомендациях Министерства просвещения и религии Греции (1990 г.) при выставлении отметки по дисциплине «Физическая культура»  предписывается на 60% принимать во внимание достижения из области психомоторики (40% за приобретение умений и 20% за физическую подготовленность). Остальные 40% отметки должны относиться к развитию чувственно-мотивационной и когнитивной сфер личности учащихся.

Здесь я хочу прервать ход своего повествования и обратиться к событиям, которые произошли несколько десятков лет тому назад.  В современном греческом языке существует два языковых стиля: димотика (буквально – «народный» язык) и кафаревуса («чистый» язык). В грамматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку, на основе которого исторически развились оба стиля. До 1974 года преподавание в греческих университетах велось на книжном языке – кафаревусе. Сейчас в подавляющем большинстве высших  учебных заведений Греции преподавание ведется на димотике, которая изначально была разговорным стилем.  Далее, в греческом языке существует три вида ударения: острое, тупое и облеченное. В 1982 году в Греции были ведены новые правила правописания, согласно которым, в новогреческом языке был оставлен лишь один вид ударения. Также обильное проникновение в новогреческий язык иностранной лексики, упразднение древнегреческого языка в школьной программе  привело к снижению  образовательного уровня современных греков. Нередко не только выпускники гимназий и лицеев, но даже выпускники  университетов делают орфографические ошибки и пишут неразборчиво.

Разразившийся экономический кризис и полемика о его последствиях в Греции спровоцировали серьёзные противоречия…

Как же решается вопрос религиозного воспитания?  Он решается проще, чем в России, так как почти 100 % населения – православные. Впрочем, там, где в школах обучается некоторый процент мусульман (например, во Фракии), им преподаются основы ислама. Церковь в Греции формально отделена от государства. Но в то же время Греция – единственная страна – член ЕС,  где прозелитизм среди православного населения запрещен законодательно. Православное исповедание – одно из неотъемлемых начал греческой государственности, а также господствующее вероисповедание.

Церковь  играла и продолжает играть определённую роль в просвещении, в первую очередь, конечно, в просвещении религиозном, но и грамоте священнослужители учат детвору. В маленьких городах и селах, которые, кстати, мало, чем отличаются друг от друга, на центральной площади обязательно стоит церковь, вокруг, которой происходят все веселые и грустные события общественной жизни. При церквах ещё можно встретить начальные школы, похожие на наши церковно-приходские.  В некоторых школах Греции перед началом и в конце занятий в классах читают вслух православную молитву; в начале учебной недели на школьном дворе в присутствии всех учащихся торжественно поднимают государственный флаг Греции, а в конце недели его спускают. Когда-то греки и нас учили богослужению, расписывали стены наших храмов и даже были нашими митрополитами. Всё это хорошо, но здесь мне хочется привести один стишок:

«Моя козочка-коза,

Не бодайся, егоза.

Покорми своих козлят,

Сосуночков-дьяволят…

…чтобы дали молочка

Твоим маленьким внучкам,

Рогатеньким ребяткам,

Козляткам-дьяволяткам»

Приведенный отрывок взят из учебника по родной речи, официально рекомендуемого министерством образования Греции для второго класса начальной школы (начиная  с 20 века греческое правительство проводит политику по отделению церкви от государства)…

И напоследок. В 2005 году в Греции был выпущен сборник из 12 компьютерных дисков CD под названием «Документы  Второй мировой войны» (по 90 минут каждый). Диски выпущены компанией Victory Media S.A. и распространялись в качестве приложения к воскресным номерам афинских газет. Диски выпущены на основе одноимённой английской версии.

События войны рисуются справедливо и без прикрас, в деталях показывается ход военных операций вермахта, союзников и Красной армии, их стратегические ошибки и успехи. Но в отношении Красной армии события заканчиваются, по сути, выходом на Днепр и взятием Киева! О ряде наиважнейших, судьбоносных с нашей точки зрения моментов войны авторы как бы умалчивают.

Анализируя греческий школьный учебник новой и современной истории (в рамках  Второй мировой войны), изданный в Афинах (со знаниями именно этого учебника греческая молодёжь сдаёт государственный экзамен для поступления в вузы своей страны) приходим  к выводу: Советский Союз  в ходе этой войны удостоился всего несколько строк, помещающихся на одной странице!!! (объём учебника 525 стр.)

Существуют и другие недостатки и проблемы в системе образования, несмотря на ряд реформ и изменений. Однако следует отметить, в греческом обществе имеются предпосылки, чтобы образование соответствовало нравственным и  интеллектуальным требованиям, необходимому уровню технологической подготовки.


Библиографический список
  1. Гарова,  В.  Университеты Греции [[Текст]] / В. Гарова, М. Гарова // Учитель. – 2011. – N 3. – С. 83.
  2. Егоров, А   Правда и кривда истории / А. И. Егоров  [[Текст]] // Военно-исторический журнал. – 2014. – № 5. – С. 70-72.
  3. Лях,  В  Физическое воспитание в общеобразовательных школах Греции / В. И. Лях, Илиас Теодоропулюс  [[Текст]] // Физическая культура в школе. – 2011.  – N 7. – С. 58-62.
  4. Хирш, Н  Бойкот Болонскому процессу: беспорядки в защиту образования? / Неле Хирш ; пер. с нем. О. Ю. Глайсснер // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2009. – N 4. – С. 54-56.
  5.  Иванов Б. Звезды над Акрополем/ Б. Иванов  // Чужая азбука. Еженедельное приложение к «Учительской газете». – 1996. – 26 сент.
  6. Педагогика народов мира: История и современность. [ Учебное пособие / Селлек Р., Салимова К., Диин Д. и др.];  Автор международного проекта, д-р пед. наук, член-корр. РАО, Кадрия  Салимова при участии Нана Додде, профессора (Нидерланды). – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.
  7. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Монастырь Святого апостола и  Евангелиста  Иоанна Богослова. Суроти, Салоники, Греция / Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта.  – М.: «Святая Гора», 2002. – 406 с.
  8. Яламас, Д. Главное достижение греческой системы образования – победа над коррупцией/ Д. Яламас // Качество образования. – 2009. – №9. -  С.46-50


Все статьи автора «Казаков Павел Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: