УДК 37.02; 371

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Устинина Гульнара Фаварисовна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация
Статья рассматривает проблемы формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в условиях творческой образовательной среды.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, иностранный язык, конкурентоспособность, общество, творчество


CREATIVE LEARNING ENVIRONMENT AS A MEANS OF SPECIALISTS’ COMPETITIVENESS FORMATION

Ustinina Gulnara Favarisovna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
The article studies the problem of competitive personality formation in the context of creative approach.

Keywords: competitiveness, creativity, extracurricular activities, foreign language, society


Библиографическая ссылка на статью:
Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852 (дата обращения: 27.05.2017).

Современные социально-экономические условия развития общества, характеризующиеся остротой конкуренции на рынке труда [1], предъявляют особые требования к подготовке будущего специалиста – выпускника вуза.
В настоящее время образовательная парадигма несколько изменяет  свои основные положения. Образовательный стандарт ориентирует высшие учебные учреждения на переход от  «знаниевой» к деятельностной системе обучения.

ВУЗам необходимо подготовить специалистов, способных мыслить творчески и свободно, готовых самостоятельно добывать и анализировать  информацию, умеющих принимать взвешенные, адекватные решения.

Качественное образование – это образование, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию, обладающих неповторимой индивидуальностью,  творческим началом.

Качественно образовать будущего специалиста– значит  найти в нем механизмы саморазвития, самотворчества и самореализации; помочь ему в самоопределении, научить жизнетворчеству,  самосозиданию.

Качественное образование позволяет обеспечить каждому учащемуся  наилучшие стартовые условия для  его успешного вхождения в профессиональную деятельность.

Компетентный = конкурентоспособный специалист с высшим профессиональным образованием есть неотъемлемая составляющая социального капитала страны, ее стратегический ресурс и ключевой субъект успешного развития экономической отрасли. Конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации.  Знание иностранного языка открывает широкий спектр возможностей для будущего специалиста.

Современный урок иностранного языка требует от преподавателя большой мобильности, умения создавать яркие дополнения к традиционным учебным комплексам [2]. Образование требует разработки и внедрения  таких методов, которые содействовали  бы качественному развитию мотивационной сферы личности,  развитию профессионально значимых умений, формированию положительного отношения к    предстоящей профессиональной деятельности. Одним из таких методов выступает  творческая внеаудиторная деятельность . Внеаудиторные мероприятия на иностранном языке способствуют развитию познавательных и профессиональных мотивов, воспитания интереса к будущей профессии, формирования инициативно-личностной и активной профессиональной позиции будущего специалиста.

Творческая деятельность по иностранному языку в единстве с обязательным курсом  специальности “Иностранный язык” позволяет расширить сферу профессионально-ориентированных иноязычных возможностей будущего специалиста.

Креативность  выступает высшей формой положительной созидательной активности человека и общества; она отличается неповторимостью по результату  , оригинальностью и уникальностью. Творческие мероприятия на иностранном языке предполагают  продуктивную изобретательную деятельность, способность обучающихся решать определенный круг постоянно возникающих задач с высоким качеством.

Внеаудиторная творческая работа позволяет в полной мере реализовать уникальные возможности  личности в определенной сфере.  К довершению всего, активная творческая деятельность  приносит человеку удовлетворение от проделанной работы, позволяет ему испытать состояние психологического комфорта, независимо от того, как результаты творческой деятельности  будут оценены социумом.
Внеаудиторная работа способна создать   комфортную обучающую среду [3] , которая помогает учащимся раскрыться, проявить свою индивидуальность, приобрести практический опыт. Студенты становятся соавторами в конструировании и организации творческих мероприятий.

Эффективность внеаудиторной творческой работы зависит от  соблюдения ряда важных условий:

1) необходимо вовлекать в творческий процесс  всех учащихся, независимо от уровня их языковой подготовки;

2) четко организовывать и тщательно подготавливать планируемые мероприятия;

3) обеспечивать широкий спектр сотрудничества преподавателя и студента: сочетать инициативы учащихся с направляющей ролью педагога;

4) гарантировать занимательность и новизну содержания, форм и методов работы;

5) обеспечивать широкую гласность и открытость проведения мероприятий.

Все перечисленные факторы содействуют целенаправленному, последовательному, систематическому, и вместе с тем, разностороннему влиянию на развитие личности, её профессиональной адаптации.

Для студентов вузов культуры  дисциплина “ Иностранный язык”  является непрофилирующей [4]. Иностранный язык не является основным  предметом и времени на его изучение, соответственно, крайне недостаточно [5].  Коллективам кафедр  иностранных языков на неязыковых факультетах приходится искать способы преодоления трудностей в изучении иностранного языка. Именно внеаудиторная деятельность по иностранному языку позволяет включить студента в  активную, творческую, поисково-исследовательскую, познавательную деятельность и обеспечить формирование иноязычной компетенции студента.  Согласно психологическим исследованиям, память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит [6]. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне -  и я запомню. Вовлеки меня, дай мне действовать самому – и я научусь». Знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной творческой деятельности самого учащегося.

Кафедра филологии и межкультурных коммуникаций  Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств, обеспечивающая  подготовку по профессионально ориентированному иностранному языку бакалавров, специалистов и магистров, определяет своей приоритетной целью повышение качества языковой подготовки студентов университета, развитие академической и научной деятельности в международном формате, развитие поликультурной, современной информационно-технологической среды, обеспечение толерантной поликультурной коммуникации.

Вопрос активизации учебного и внеучебного процессов постоянно находится в центре внимания педагогического коллектива указанной кафедры.

Университет Культуры и Искусств предоставляет уникальные возможности для нескучного и продуктивного изучения иностранных языков [7]. Творческая деятельность нашего вуза  находится в постоянном качественном развитии [8]. Кадровый и студенческий состав вуза обладают мощным интеллектуально-творческим потенциалом для проведения внеаудиторных мероприятий [9].

Постоянное накопление творческих ресурсов  позволяет богатая и многогранная палитра творческих специальностей, по которым ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в  нашем университете [10].

Важное место в системе внеаудиторных мероприятий, которые проводит кафедра филологии и межкультурных коммуникаций КазГУКИ, занимают всевозможные конкурсы,  фестивали, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д.

Проводимые в нашем университете творческие мероприятия на иностранном языке способствуют повышению общего уровня владения иностранным языком, что отражается и на процессе обязательного обучения, развивают у будущих специалистов коммуникативные навыки и умения межличностного, профессионального межнационального общения, способствует становлению их нравственных основ, мировоззренческой и профессиональной культуры. Личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности являются реальной самостоятельной иноязычной деятельностью студентов с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения познавательных потребностей.

Творческие мероприятия  всегда импонируют студентам [11],  они позволяют  учащимся убедиться в том, что изучать  иностранный язык можно легко, увлекательно и  результативно [12].

В заключение важно подчеркнуть, что одним из приоритетных векторов современного высшего образования  является развитие творческой личности, формирование готовности   к профессиональной мобильности, конкурентоспособности,  к социальной и творческой активности. Креативность - центральная, стержневая характеристика конкурентоспособной личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности.

Итак, востребованность будущего специалиста определяется рядом качеств, выходящих за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик. Это качества, одобряемые социумом, позитивно воспринимаемые окружающими (гражданственность, порядочность), помогающие специалисту ориентироваться в обществе (гибкость, активность), искать и находить в нем место, соответствующее притязаниям и уровню подготовленности (мобильность, навыки самопрезентации).


Библиографический список
  1. Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480
  2. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  3. Валеева Р.З. Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2218
  4. Новгородова Е.Е. Особенности обучения иноязычной монологической речи студентов вузов культуры и искусств // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2248
  5. Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/02/6081 
  6. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
  7. Кириллова А.и. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
  8. Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987
  9. Сатарова Л.Х. Современные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития информационной среды в поликультурной библиотеке // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/03/2558
  10. Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987
  11. Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987
  12. Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983


Все статьи автора «Устинина Гульнара Фаварисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: