В современном мире слово куратор используется во многих областях деятельности. Большую роль в воспитании и деятельности учащегося играют не только родители, но кураторы. Курорт отвечает за содержание воспитательного учебного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем учащегося. Для этого необходима диагностика достаточно полная осведомляемость куратора об участии учащегося в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характеры и содержание общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. Куратор получает необходимую информацию, получаемой от самих учащихся от непосредственных организаторов их жизни, куратор контролируют состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течении жизни. Важной задачей курорта по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: учебного работающих группой, родителей и трудового (базового предприятия).
Куратор группы – самый необходимый и полезный человек в вузе. Все время обучения он будет сопровождать своего подопечного и какие бы вопросы или проблемы ни возникали – в первую очередь поможет именно он. Куратор назначается приказом ректора вуза и имеет широкие полномочия:
- принимает участие в проведении собраний группы, назначения старосты и выборов профорга;
- помогает быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомит с традициями института и специальности;
- помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.;
- поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
- представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
- помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;
- посещает общежитие, вместе со студенческим советом института и администрацией студгородка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.
К выбору форм работы куратор подходит творчески, с учетом условий жизни учебного заведения, возможностей и особенностей учащихся, анализировать, обобщать, и корректировать.
Наиболее актуальные формы работы курорта заключается в проведении часа знаний и убеждений. Такая работа посвящается анализу складывающихся учащихся мировоззренческих представлений, нравственных эстетических идеалов, ценностных ориентаций, учащиеся выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеждения, с учетом освоенного учащимися учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в науке и искусстве.
Настоящий куратор любящий свою работу живет жизнью своих учащихся. На кураторском часе обсуждаются актуальные проблемы жизни группового коллектива, состояние самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Обсуждаются и результаты соревнований, дежурства, организации самообслуживания, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Он предоставляет возможность каждому учащемуся или группе проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себя что-то новое и самоутвердиться. Это позволит куратору активно влиять на духовный мир учащихся, на формирование их художественно–эстетических представлений, мировоззренческих убеждений.
Работа куратора в студенческой жизни – это прежде всего постоянное участие в жизни группы в течение учебного года. Куратор должен следить за посещаемостью и успеваемостью студентов, во время проверять журнал посещаемости, посещение учебных занятий; проявлять участие, помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией; проводить беседы с преподавателями и с родителями, доводить до их сведения необходимую информацию о посещаемости и успеваемости, поведении студента в вузе. Изучать научные интересы студентов, привлекать их к исследовательской работе, предоставлять возможности для самореализации.
Особенно важно место куратора в жизни первокурсника, особенно с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе. Он должен уделять внимание вопросам взаимодействия с сокурсниками, преподавателями, личным проблемам студентов. В вопросах этики и эстетическом воспитании студентов также немаловажную роль играет куратор. Он ведет контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в вузе; привитие интереса к культуре и искусству.
Кураторские собрания для первокурсников проводятся один раз в неделю, для старших курсов можно проводить раз в две недели. На собраниях разбираются повседневные проблемы и вопросы, появившихся у группы. Обсуждаются актуальные вопросы современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.).
Куратору важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают дети в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в учебе, в общественных организациях, из источников массовой информации. Таким образом, куратор посредством основных форм своей работы с учащимися превращается в мозговой центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного человека.
Библиографический список
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
- Зелеева В.П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002.
- Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011.
- Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. – Ташкент: ГФНТИ, ГКНТ РУз, 2001. − 192 с.
- Уста-Азизова Д.А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Автореф. дис. … канд. пед наук. – Ташкент, 2007.