УДК 159.9.072.432

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКА

Панкова Татьяна Викторовна1, Сергеева Наталия Викторовна2
1Егорьевский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Технологии, информатики и управления
2НОУ гимназия "Московская экономическая школа", учитель информатики

Аннотация
Информатизация общества породила проблему, которую психологи определяют как Интернет-зависимость. Одним из средств преодоления данного вида зависимости может стать информационно-коммуникационная компетентность, формируемая средствами комплексной технологии.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, информатизация, информационно-коммуникационная компетентность, комплексная технология


A STUDY OF INTERNET ADDICTION TEENAGER

Pankova Tatyana Viktorovna1, Sergeeva Natalia Viktorovna2
1Yegorievsk branch of the Sholokhov Moscow state University. M.A. Sholokhov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Technology, information and control
2gymnasium «Moscow economic school», teacher of Informatics

Abstract
Informatization of society caused a problem that psychologists identify as Internet addiction. One means of addressing this type of dependence can become an information and communication competence, which is formed by means of integrated technologies.

Keywords: addictive behavior, complex technology, computerization, information and communication competence, Internet addiction


Библиографическая ссылка на статью:
Панкова Т.В., Сергеева Н.В. Исследование интернет-зависимости подростка // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2328 (дата обращения: 13.07.2023).

Необходимость исследования интернет – зависимости обусловлена повсеместным вовлечением большого количества людей в сеть Интернет. Проблема патологического использования компьютера была обозначена в иностранной литературе ещё в конце 1980‐х гг.

Термин «интернет-зависимость» был предложен Иваном Гольдбергом, а Кимберли Янг первая описала чрезмерное и проблемное использование интернета как аддиктивное расстройство.

Отношение ученых в нашей стране и за рубежом к данной проблеме неоднозначны.

К. Юнг (США) в докладе, присланном на симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития», отмечает значительные изменения, которые произошли в поведении современных пользователей и тех, кто принимал участие в её исследованиях 15 лет назад.

Дж. Сулер (США) признает существование проблемы интернет-зависимости, отмечает ее развитие от не признаваемой до очевидной и отмечает необходимость активнее заниматься оказанием психологической помощи.

По мнению Дж. Грохол (США) на сегодняшний отсутствуют четкие критерии интернет-зависимости, в следствии чего ее классифицировать как самостоятельный вид зависимости.

По мнению М. Гриффитс (Великобритания) следует различать «технологические» зависимости, которые включают следующие ключевые компоненты: модификация настроения; «сверхценность»; симптомы отмены; увеличение толерантности; конфликт с самим собой и с окружающими; рецидив. И только немногие аддикты демонстрируют зависимость непосредственно от Интернета, большинство из них видят в Интернет – только орудие, тогда как зависимость носит обычный, традиционный характер (от алкоголя, азартных игр, сексуальная и др.).

Дж. Морэйхан-Мартин (США) связывает проявление интернет-зависимости с социокультурными факторами.

М. Фенишел (США) подробно анализируя возможные сходства и различия между интернет-зависимостью и традиционными зависимостями, высказывает полное единодушие с предыдущим автором [1].

А теперь об отношении российских специалистов к данной проблеме.

В докладе на симпозиуме «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» о психопатологии девиантного поведения в Интернете»
В.Д. Менделевич (Казань) в ряду других зависимостей, аддикций, девиаций поведения выделяет существование интернет-зависимости, анализирует её, отмечает специфику использования интернета психически больными людьми.

К.С. Лисецкий (Самара) выделяет «растворенность» и «нерастворенность» пользователя в Интернете, делится способами оказания помощи подросткам, проявляющим зависимость от кинтернет-игр.

С.Н. Ениколопов (Москва) в контексте интернет-зависимости раскрывает связь между применением Интернета и проявлениями агрессивных и враждебных действий [2].

Опыт работы в образовательных учреждениях показывает, что основной группой риска для развития интернет – зависимости в России являются подростки 12-16 лет. В качестве причин можно отметить: довольно широкое распространение домашних компьютеров, большое количество компьютерных клубов, порой полное безразличие в семье к занятиям подростка.

Цель исследования – выявление интернет-зависимых пользователей сети Интернет в образовательном учреждении.

В практической части исследования приняли участие 60 человек, в том числе 25 девочек и 35 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет.

В состав основной группы вошли 9 мальчиков и 11 девочек. В состав контрольной группы: 26 мальчиков и 14 девочек. Группы были сформированы таким образом на основании результатов теста на интернет-зависимость К. Янг

Непосредственно для исследования был использован опросник «Особенности Интернет-коммуникаций» Анастасии Жичкиной (http://user.lvs.ru/vita/test/), для выявления интернет-зависимости применялся тест К.Янг. По результатам теста К. Янг на первом этапе исследования были получены результаты, которые проиллюстрированы слайде.

68% респондентов абсолютно не склонны к интернет-зависимости. Это контрольная группа. Остальные автоматически становятся членами основной группы.

Исследование по методике «Особенности Интернет-коммуникаций» Анастасии Жичкиной рассматривают проблему в призму трех показателей: активность в действии, активность в восприятии, интернет-зависимость.


Рис. 1. Показатели контрольной и основной группы по шкале «Активность в действии»

Показатели контрольной группы по шкале «Активность в действии» расположились по убыванию (результаты контрольной группы в графике обозначены синим цветом). Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень активности в Интернете, меньше половины – средний, и совсем немного – высокий. В то время, как в основной группе большинство респондентов имеют среднюю активность, на втором месте низкий уровень, и высоких показателей так же меньше всего.

Процент высокого уровня активности в основной группе выше, чем в контрольной, а низкого – ниже. Это свидетельствует о том, что испытуемые основной группы более свободно чувствуют себя в киберпространстве, постоянно находятся в поиске новых сайтов, часто занимают активную позицию на различных форумах, принимают участие в обсуждениях, в то время, как члены контрольной группы являются приверженцами консервативных взглядов.

Рис. 2. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность в восприятии»

Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность в восприятии» показывает, что в обеих группах преобладают средние показатели, однако процент среднего уровня в контрольной группе чуть выше процента основной. На втором месте низкий уровень активности в восприятии альтернатив, но тут наоборот процент низких показателей в основной группе выше процента контрольной. В обеих группах меньше всего испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале, но процентный показатель контрольной группы почти в два раза превышает результат основной группы.

Все это свидетельствует о том, что Интернет-зависимый контингент нашего исследования проявляет низкий интерес к мнению остальных пользователей сети Интернет, их скорее интересует исключительно своя позиция, в то время, как обычные пользователи проявляют интерес к высказываниям других людей, часто читают чужие комментарии и обсуждения на форумах, хотя сами могут занимать позицию наблюдателя.

Рис. 3. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Интернет-зависимость»

Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Интернет-зависимость» показывает, что абсолютное большинство испытуемых контрольной группы абсолютно не подвержены Интернет-аддикции и имеют низкий показатель по данной шкале и только примерно десятая часть группы имеет средний уровень, высокий уровень в данной группе отсутствует. В экспериментальной группе ситуация обстоит противоположным образом.

Низкие показатели не были зафиксированы ни у одного испытуемого. Большинство имеет средний уровень Интернет-зависимости, и треть группы подвержена аддикции и имеет высокие показатели по этой шкале.

Таким образом, мы видим, что в контрольной группе отсутствует явление Интернет-зависимости, а в основной – напротив оно представлено достаточно широко.

Налицо аддиктивное поведение, поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [3, с. 291].

Психологи предлагают различные пути выхода из этого состояния, но любое заболевание легче предупредить, чем лечить.

Самый простой и доступный способ решения зависимости – это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости

В качестве такого «лекарства», мы предлагаем учителю информатики изменить стратегию и тактику изучения информатики в школе (именно в школе учащийся получает больше всего знаний о способах работы с информацией с помощью компьютера и сети): встать на путь формирования информационно-коммуникационной компетентности учащегося, а точнее одной из ее составляющей – информационной культуры личности [4 , с. 50].

Информационная культура – это знания и навыки, необходимые для эффективного поиска нужной информации и её применения; умения продуктивного использования информационных ресурсов и средств коммуникаций; активное применение передовых достижений в области развития средств информатизации и ИКТ в собственной деятельности [4, с. 51].

Информационно-коммуникационная компетентность, определяемая как интегративное личностное образование, включает многие составляющие:

  • умение организовать поиск новой информации, использовать формальные и неформальные каналы ее получения, осваивать возможности новых технологий;
  • умение перерабатывать массивы информации с использованием средств ИКТ;
  • умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности [4, с. 53].

В процессе изучения информатики большую роль играют педагогические технологии. Наибольшую значимость как средство профилактики интернет-зависимости приобретает необходимость разработки и применения комплексной педагогической технологии.

Это обусловлено рядом причин: комплексная технология обеспечивает целостное представление о процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности учащегося, дает возможность интегрировать (а не просто механически объединить) наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогических монотехнологий для достижения запланированного результата.

Для комплексной технологии характерны гибкость, адаптивность, многофункциональность, что позволяет учитывать разнообразные факторы воздействия на личность студента (педагогические, психологические, ресурсно-материальные, организационные и т.д.), обеспечить сотрудничество, сотворчество, совместное продвижение к общей цели субъектов учебно-педагогического взаимодействия. Кроме того, идея комплексности связана с реализацией единства функций целостного педагогического процесса (развивающей, обучающей, воспитывающей) и выходом на преемственность с точки зрения его содержания, форм, методов, средств, программно-методического обеспечения.

В широком смысле комплексная технология представляет собой совокупность традиционных, инновационных и проникающих технологий. В основе данной технологии лежит моделирование, проектирование и конструирование образовательного процесса или его отдельных компонентов с ориентацией на высокий результат.

Итогом претворения этой технологии в жизнь должна стать творческая, свободная личность учащегося, способная реализовать свои конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающая активной гражданской позицией, ответственная за свое взаимодействие с информационной средой, убежденная в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и профессиональных проблем.

Необходимым условием реализации разработанной технологии должно стать программно-методическое и организационное обеспечение, направленное на поддержку процесса формирования информационно – коммуникационной компетентности учащегося.

Таким образом, учитель информатики, вооруженный комплексной технологией формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся, получает возможность предупредить появление или остановить в самом начале заболевание, именуемое «интернет-зависимость».


Библиографический список
  1. Maressa Hecht Orzack Computer Addiction Services http://www.computeraddiction.com
  2. Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» URL: http://www.psy.msu.ru/science /conference /internet /2009/brief.html Дата обращения [20.03.2014].
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: «Академический проект», 2000. – 460 с.
  4. Панкова Т.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. … к.п.н. – Рязань, 2009. – 237 с.


Все статьи автора «Панкова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: