Мир развивается по пути интернационализации. Знание иностранных языков сегодня – не только культурная, но и экономическая потребность. Владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека, что отчетливо осознается современной молодежью. Это объясняется тем, что мир становится все более открытым, поликультурным, активно интенсифицируются международные экономические, культурные и политические контакты.[1]
Межгосударственные и межкультурные связи активизируются, многонациональный мир преодолевает рубежи и границы многих государств и континентов. Сегодня специалисты со знанием иностранных языков и пониманием культурных норм и ценностей, становятся просто необходимыми для общества.[2] Основной задачей, стоящей перед современной системой высшего профессионального образования, ориентированного на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи. Согласно ФГОС ВПО, знание иностранного языка является частью общекультурной компетенции выпускника по различным направлениям подготовки.[3]
В связи с современным социальным заказом общества встала проблема переосмысливания структуры подготовки будущих специалистов. В соответствии с новыми запросами на профессиональную подготовку студентов и кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании, направленными, прежде всего на улучшение качества подготовки специалистов, происходит пересмотр ситемы подготовки специалистов. Более тесное взаимодействие стран, интернационализация промышленности и экономики, расширение межкультурного общения обусловили подготовку специалистов новых областей – новейших технологий, в том числе компьюторных, массовой культуры, новых средств массовой информации. Формирование профессионально – значимых компетенций будущего специалиста – вот какова задача, которая стоит сегодня перед вузовскими преподавателями иностранных языков.
В обществе постепенно формируется новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, все более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Реагируя на изменения общества, трансформируется и система образования. Желание молодого человека практически овладеть несколькими иностранными языками обусловлено, в первую очередь (и это отмечается практически всеми исследователями мотивации), представлениями о практической полезности такого знания. Оно, в свою очередь, формируется главным образом под влиянием внутренних и внешних политических и экономических факторов.
Сегодняшний специалист – эрудированный, свободно ориентирующийся в области достижений отечественной и зарубежной науки профессионал, способный в любое время возобновить своё обучение, готовый к продуктивному диалогу, осуществляющий возможности развития своей языковой личности, использующий иностранные языки в профессиональной деятельности. Знание одного иностранного языка на сегодняшний день уже не является достаточным критерием образованности человека. Поэтому в современном обществе возникает потребность в обучении специалистов всё большему количеству языков. Только владение двумя и более иностранными языками даст студентам возможность подключиться к Европейской информационно – образовательной среде. Есть явные экономические преимущества у специалиста со знанием нескольких иностранных языков. Мультилингвальное обучение, помимо чисто лингвистических аспектов, также тесно связано с развитием вторичной языковой личности и взаимодействием культур стран изучаемых языков. Таким образом, включение нескольких иностранных языков в процесс обучения позволяет в полной мере выполнить главное условие мультилингвального образования — обеспечение участия языка в деятельностно – значимой коммуникации, то есть овладение языком как средством образовательной (и любой иной) деятельности
Одной из основных тенденций в подготовке конкурентоспособного специалиста, которую признали наиболее перспективной, является усиление коммуникативной направленности учебного процесса.[4]
Особое значение приобретает международная проектно – грантовая деятельность в высшей школе. Мультилингвальное образование способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, всестороннему профессионально-личностному развитию студентов, как активных участников межкультурного диалога. Мультилингвальное образование становится надежной технологической и методической базой интернационализации высшего образования в русле Болонского процесса, и, исходя из его целей, содействует академической мобильности студентов, повышает их профессиональную компетентность, помогает снятию барьеров в межкультурном взаимодействии и, в конечном счете, способствует формированию единого мирового и европейского пространства. Формирование поликультурной, мультилингвальной личности с креативным мышлением – вот основная задача, которая ставится сегодня перед вузами.
Библиографический список
- Новгородова Е. Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности. // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2941
- Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде. // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/5741
- Валеева Р. З. Использование метода проектов в обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения. // Современная педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс].
- Кириллова А.И. Межкультурная коммуникация через стратегии речевого поведения // Гуманитарные научные исследования. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5741