Учебная дисциплина «Основы производственного мастерства» (здесь и далее: «ОПМ») входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки студентов по специальности «Искусство интерьера». В процессе освоения дисциплины «ОПМ» студенты не только овладевают профессиональными знаниями и умениями, но и происходит формирование и развитие творческой самостоятельности и критериев, раскрывающие ее сущность. Особенно важно, по нашему мнению, необходимо выделение следующих: умение осмысленно подходить к отбору, изучению теоретического и наглядного материала; способность делать анализ, обобщение и логический вывод изученного; применение самостоятельно полученных знаний в новых, в настоящее время учебных условиях. Направленность учебного процесса на использование дидактического принципа активности и самостоятельности обучающихся позволяет более эффективно воздействовать на достижение выделенных выше целей. Организация учебно-творческого процесса на основе активизации познавательной учебно-творческой деятельности студентов, направлена на осознанное самостоятельное участие студентов в овладение профессиональными знаниями и умениями. Это обеспечивается нами соблюдением следующих условий: последовательное усложнение заданий; профессионально-практическая направленность содержания учебной дисциплины «ОПМ»; использование при организации учебно-творческой деятельности групповых, индивидуальных, коллективных способов организации; создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса; использование методов активизации и стимулирования творческого мышления и самостоятельности.
Творческая самостоятельность студентов — это стремление к нахождению и применению новых приемов в процессе овладения профессиональными навыками, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новизны в выполнение учебных заданий [9, 1]. Для повышения мотивации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров мы предлагаем использовать этапы деятельности дизайнера в качестве организации самостоятельной работы студентов в учебно-творческой деятельности:
- этап поиска – сбор, обобщение, анализ научной, исторической, информации, подбор аналогов, работа с заказчиком, продумывание проблемы;
- этап разработки – разработка идеи проекта и прорабатывание вариантов ее решения, уточнение промежуточных данных, работа с технической документацией;
- этап защиты уже готового решения – актуализацию теоретических знаний из смежных областей знаний по теме задания [1, 2].
Более наглядно данный принцип можно увидеть в таблице «Виды самостоятельной работы»
Наименование самостоятельной работы (СРС) |
Виды самостоятельной работы (СРС) |
Аудиторная СР
(в соответствии с этапами проектирования) |
|
Внеаудиторная СР | - для овладения знаниями:
сбор теоретической информации (историческая литература, журналы по оформлению интерьера, методические пособия, др. дополнительная литература по ознакомлению с данной техникой выполнения); подбор аналогов; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами - для закрепления и систематизации знаний: ответы на контрольные вопросы; подготовка вопросов (тестов) по изучаемой технике оформления интерьера; подготовка тезисов выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов. Изготовление других объектов в изучаемой технике - для формирования профессиональных умений: выполнение объекта (панно, фрагмента детали интерьера) по образцу; решение вариативных задач и упражнений - для формирования творческой деятельности: выполнение учебно-творческих заданий в рамках определенной тематики |
Такой подход к организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров основан на том, что творческая самостоятельность, проявляемая студентом при выполнении различных видов самостоятельной работы, можно и нужно рассматривать не только как самостоятельное творческое выполнение ими учебно-творческих заданий, но и как процесс его профессионального становления. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается как подготовительный этап для самостоятельной работы в аудитории и зависит от этапов выполнения курсовой работы.
Отбор учебного материала, методов и форм организации учебного процесса соответствует этапам разработки курсовой работы. В таблице 2 представлена организация учебно-творческой деятельности в рамках курсовой работы «Разработка фирменного стиля» и учебным задачам.
Таблица 2.
этапы |
задачи |
методы |
- формирование представление о понятии брендбук, его функции. Брендбук – как средство оформления подачи фирменного стиля
- состав брендбука - этапы создания брендбука |
- активизация исследовательской деятельности через поиск информации о брендбуках;
- развитие умений применять рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации; - развитие умений прогнозировать и планировать деятельность |
презентация, доклады;
анализ аналогов; круглый стол; обсуждение |
- формирование понятия логотип как основной константы брендбука. Состав, виды логотипов. | -развитие навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа информации;
- накопление материала о логотипах; - развитие творческого мышления |
просмотр и
анализ аналогов; круглый стол; слайд-тренинг |
- создание логотипа для выбранной фирмы | -научить создавать логотипы в соответствии с выделенными критериями деятельности фирмы; развивать умения актуализировать необходимые знания и способы достижения творческого результата; развитие потребности к самоутверждению в творческом процессе | учебные тренинги;
ручные и графические эскизы-поиски; дискуссия; консультации
|
На завершающем этапе студентам необходимо представить выполненную курсовую работу, а также сделать выводы о ходе и результате своей деятельности и оформить их в виде небольших по объему текстов. Далее приводим пример описания своей работы по теме «Основные этапы и последовательность проектирования жилого интерьера» студентки 5 курса специальности «Искусство интерьера» Сураевой Анны.
Создание дизайн-проектов жилых интерьеров всегда интересный и увлекательный процесс, который заставляет решать самые различные задачи. Дизайнер в праве фантазировать, находить неординарные приемы, создавать необыкновенные образы, подбирать самые различные материалы и мебель, однако чтобы процесс проектирования был максимально результативным следует придерживаться определенных этапов в работе. Основываясь на собственном опыте проектирования, я бы хотела поделиться наиболее удобной последовательностью проектирования, которую разбила на несколько этапов. 1-й этап – «Эскизный проект». Первичная задача этапа заключается в выявлении всех пожеланий заказчика максимально конкретно. Это обуславливается тем, что каждый жилой интерьер всегда имеет своего хозяина, т.е. человека или семью, для которых он создается. В качестве помощника дизайнеру может служить анкета, которая включает в себя основные вопросы, определяющие количество, предполагаемый размер и назначение помещений, необходимое оборудование, стилистику, она же (анкета) в дальнейшем будет для дизайнера техническим заданием на все время проектирования.
В анкете , как правило, отражаются следующие пункты:
- информация о физических размерах объекта);
- информация об эстетических вкусах и предпочтениях заказчика (определяется стилистика, варианты использования материалов в отделке и мебели, наличие декоративных или авторских элементов);
- информация о функциональных особенностях зон и помещений (здесь дизайнер должен отметить «особые» пожелания заказчика для тех или иных зон). Когда все вышеизложенные вопросы решены дизайнер приступает непосредственно к созданию эскизного проекта. В состав эскизного проекта входит следующее: обмерочный чертеж, несколько визуализаций интерьера с примерной расстановкой мебели (их количество оговаривается с заказчиком). Затем, когда один из вариантов утвержден – приступаем к составлению дизайн-проекта.
2-й этап – «Дизайн – проект». В отличие от эскизного проекта этап дизайн-проекта более сложен технически и требует большего времени для разработки. На этом этапе дизайнеру предстоит подбор предметов для оборудования интерьера и всех отделочных материалов. Этот этап также включает разработку чертежей и спецификаций материалов с полной информацией для строителей и заказчиков. На основании дизайн-проекта составляется смета на работы и материалы, графики выполнения тех или иных этапов работ, график закупки материалов. Дизайн – проект обычно включает в себя составляющее:
- разработку планов и схем демонтажа, строительные планы и чертежи (раскладки на полы, потолки, перегородки и др.), схемы разводки и привязки водоснабжения и канализации, электрические схемы разводки и подключений. При этом на каждую схему, эскиз или чертеж должна прилагаться техническая спецификация и спецификация на материалы с привязкой по времени к графикам закупок и выполнения работ.
- построение трехмерного изображения помещений; разработку цветового решения; подробные схемы декорирования (если это требуется).
- составление спецификации на отдельные виды работ, общая спецификация на объект.
Когда дизай-проект согласован с заказчиком – можно приступать к следующему этапу.
3-й этап – «Сметная документация». Задача этапа заключается в составлении сметных документов, а именно: смета на выполнение работ, смета на материалы и др. В них учитываются все возможные затраты и после их согласования можно приступать к непосредственному выполнению работ.
4-й этап – «Авторский надзор». Когда проект готов и принят, работа дизайнера формально завершена. Но в реальности в ходе строительных работ возникает очень много вопросов, нужно уточнять неясные моменты, принимать решения в случаях, когда осуществить задуманное полностью не удается. Именно поэтому данный этап проектирования стоит особенно выделить, так как он позволяет воссоздать дизайн – проект в точности по эскизам. Надзор – это контроль за выполнением идей автора и поддержка, которая помогает оперативно решать возникающие в ходе отделки проблемы.
В процессе авторского надзора я рекомендую вести журнал, в который будут вноситься все замечания и пожелания дизайнера. В заключение хочу отметить, что какой бы объемной ни казалась работа над дизайн–проектом, упростить её можно, разбив на этапы. Такой подход позволяет последовательно вести проект, сэкономив при этом уйму времени. Я надеюсь, что выведенная мной последовательность проектирования найдет применение в практике других дизайнеров.
Описанная организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров в учебно-творческом процессе дает возможность существенно повысить эффективность процесса формирования творческой самостоятельности, помогая сформировать у них следующие умения: планировать свою деятельность в соответствии с профессиональными этапами проектирования; анализировать, критически оценивать результат своей деятельности, соотнося его с поставленной задачей; научно обосновывать творческие идеи.
Библиографический список
- Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (дата обращения: 27.05.2014)
- Сластенин В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов// Совершенствование подготовки учителя в педвузе. – М., 1980.- 154 с.
- Даськова Ю.В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] / Научно-методический журнал Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика – 2012. – Том 18, №2. – с. 111 – 114
- Архипов В.И. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий [электронный ресурс]: диссертация кандидата пед.наук: 13.00.01. – Москва: РГБ, 2007
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. – М.: Педагогика, 1972.- 184с.
- Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. / Народное образование. – 1963. – №5.- С.34-56
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.