УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Даськова Юлия Викторовна1, Сураева Анна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы ИИ-51

Аннотация
Основное внимание в данной статье уделено организации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров, а именно видам самостоятельной работы в процессе формирования творческой самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты-дизайнеры, творческая самостоятельность


THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY IN THE COURSE OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS DESIGNERS

Daskova Yulia Viktorovna1, Surayeva Anna2
1Penza state University of architecture and construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2Penza state University of architecture and construction, student gr. student gr. II-51

Abstract
The main attention in this article is paid to the organization of educational and creative activity of students designers, namely types of independent work in the course of formation of creative independence.

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Сураева А. Организация учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2380 (дата обращения: 18.07.2023).

Учебная дисциплина «Основы производственного мастерства»  (здесь и далее: «ОПМ») входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки студентов по специальности «Искусство интерьера».  В процессе освоения  дисциплины «ОПМ» студенты  не только овладевают профессиональными знаниями и умениями, но и  происходит формирование и развитие творческой  самостоятельности и критериев, раскрывающие ее сущность. Особенно важно, по нашему мнению, необходимо выделение следующих:   умение осмысленно подходить к отбору, изучению теоретического и наглядного материала; способность   делать анализ, обобщение и  логический вывод  изученного;  применение самостоятельно полученных знаний в новых,  в настоящее время учебных условиях. Направленность учебного процесса на использование   дидактического принципа активности и самостоятельности обучающихся позволяет более эффективно воздействовать на достижение выделенных выше целей.   Организация учебно-творческого процесса на основе активизации познавательной учебно-творческой деятельности студентов, направлена на осознанное самостоятельное участие  студентов в овладение профессиональными знаниями и умениями. Это обеспечивается нами соблюдением следующих условий: последовательное усложнение заданий; профессионально-практическая направленность содержания учебной дисциплины «ОПМ»; использование при организации учебно-творческой деятельности групповых, индивидуальных, коллективных способов организации; создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса; использование методов активизации и стимулирования творческого мышления и самостоятельности.

Творческая самостоятельность студентов — это стремление к нахождению и применению новых приемов в процессе овладения профессиональными навыками, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новизны в выполнение учебных заданий [9, 1]. Для повышения мотивации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров мы предлагаем  использовать этапы деятельности дизайнера  в качестве  организации самостоятельной работы студентов в  учебно-творческой деятельности:

этап поиска – сбор, обобщение, анализ научной, исторической,  информации, подбор аналогов, работа с заказчиком, продумывание проблемы;

- этап разработки – разработка идеи проекта и прорабатывание вариантов ее решения, уточнение промежуточных данных, работа с технической документацией;

- этап защиты уже готового решения – актуализацию теоретических знаний из смежных областей знаний по теме задания [1, 2].

Более наглядно данный принцип можно увидеть в таблице «Виды самостоятельной работы»

Наименование самостоятельной работы (СРС)

Виды  самостоятельной работы (СРС)

Аудиторная СР

(в соответствии с этапами проектирования)

  • входная клаузура
  • эскизы-поиски
  • творческие  упражнения
  • контрольные упражнения
  • участие в обсуждениях (семинары, круглые столы, деловая игра)
  • работа в  материале (выполнение витража)
  • просмотр работы
  • выставка
Внеаудиторная СР -      для овладения знаниями: 

сбор теоретической информации (историческая литература, журналы по оформлению интерьера, методические пособия, др. дополнительная литература по ознакомлению с данной техникой выполнения);

подбор аналогов; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами

-      для закрепления и систематизации знаний: 

ответы на контрольные вопросы; подготовка вопросов (тестов) по изучаемой технике оформления интерьера;

подготовка тезисов выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов. Изготовление других объектов в изучаемой технике

- для формирования профессиональных умений:

выполнение объекта (панно, фрагмента детали интерьера) по образцу; решение вариативных задач и упражнений

- для формирования творческой деятельности: выполнение учебно-творческих заданий в рамках  определенной тематики

Такой подход к организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров основан на том, что творческая самостоятельность, проявляемая студентом при выполнении различных видов самостоятельной работы, можно и нужно рассматривать не только как самостоятельное творческое выполнение ими учебно-творческих заданий, но и как процесс его профессионального становления. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается как  подготовительный этап для самостоятельной работы в аудитории и зависит от этапов выполнения курсовой работы.

Отбор учебного материала,  методов и форм организации учебного процесса соответствует этапам разработки курсовой работы. В таблице 2 представлена организация учебно-творческой деятельности в рамках курсовой работы «Разработка фирменного стиля»  и учебным задачам.

Таблица 2.

этапы

задачи

методы

- формирование представление о понятии брендбук, его функции. Брендбук – как средство оформления подачи фирменного стиля

- состав брендбука

- этапы создания брендбука

- активизация исследовательской деятельности через поиск информации о брендбуках;

- развитие  умений применять рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации;

- развитие умений  прогнозировать и планировать деятельность

презентация, доклады;

анализ аналогов; круглый стол;

обсуждение

- формирование понятия логотип как основной константы брендбука. Состав, виды  логотипов. -развитие навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа информации;

- накопление материала о логотипах;

- развитие творческого мышления

просмотр и

анализ аналогов; круглый стол;

слайд-тренинг

- создание логотипа для выбранной фирмы -научить создавать логотипы в соответствии с выделенными критериями деятельности фирмы; развивать умения актуализировать необходимые знания и способы достижения творческого результата; развитие потребности к самоутверждению в творческом процессе учебные тренинги;

ручные и графические эскизы-поиски; дискуссия;

консультации

 

На завершающем этапе студентам необходимо представить выполненную курсовую работу, а также сделать выводы о ходе и результате своей деятельности и оформить их в виде небольших по объему текстов.  Далее приводим пример описания своей работы по теме «Основные этапы и последовательность проектирования жилого интерьера» студентки 5 курса специальности «Искусство интерьера» Сураевой  Анны.

Создание дизайн-проектов жилых интерьеров всегда интересный и увлекательный процесс, который заставляет решать самые различные задачи. Дизайнер в праве фантазировать, находить неординарные приемы, создавать необыкновенные образы, подбирать самые различные материалы и мебель, однако чтобы процесс проектирования был максимально результативным  следует придерживаться определенных этапов в работе. Основываясь на собственном опыте проектирования, я бы хотела поделиться наиболее удобной последовательностью проектирования, которую разбила на несколько этапов. 1-й этап – «Эскизный проект». Первичная задача этапа заключается  в выявлении всех пожеланий заказчика максимально конкретно. Это обуславливается тем, что каждый жилой интерьер всегда имеет своего хозяина, т.е. человека или семью, для которых он создается. В качестве помощника дизайнеру может служить анкета, которая включает в себя основные вопросы, определяющие количество, предполагаемый размер и назначение помещений, необходимое оборудование, стилистику, она же (анкета) в дальнейшем будет для дизайнера техническим заданием на все время проектирования.
В анкете , как правило, отражаются следующие пункты:

- информация о физических размерах объекта);

- информация об эстетических вкусах и предпочтениях заказчика (определяется стилистика, варианты использования материалов в отделке и мебели, наличие декоративных или авторских элементов);

- информация о функциональных особенностях зон и помещений (здесь дизайнер должен отметить «особые» пожелания заказчика для тех или иных зон). Когда все вышеизложенные вопросы решены дизайнер приступает непосредственно к созданию эскизного проекта. В состав  эскизного проекта  входит следующее: обмерочный чертеж, несколько визуализаций интерьера с примерной расстановкой мебели (их количество оговаривается с заказчиком). Затем, когда один из вариантов утвержден – приступаем к составлению дизайн-проекта.

2-й этап – «Дизайн – проект». В отличие от эскизного проекта этап дизайн-проекта более сложен технически и требует большего времени для разработки. На этом этапе дизайнеру предстоит подбор предметов для оборудования интерьера и  всех отделочных материалов. Этот этап также включает разработку чертежей и спецификаций материалов с  полной информацией для строителей и заказчиков. На основании дизайн-проекта составляется смета на работы и материалы, графики выполнения тех или иных этапов работ, график закупки материалов. Дизайн – проект обычно включает в себя составляющее:

-  разработку планов и схем демонтажа, строительные планы и чертежи (раскладки на полы, потолки, перегородки и др.), схемы разводки и привязки водоснабжения и канализации, электрические схемы разводки и подключений. При этом на каждую схему, эскиз или чертеж должна прилагаться техническая спецификация и спецификация на материалы с привязкой по времени к графикам закупок и выполнения работ.

- построение трехмерного изображения помещений; разработку цветового решения; подробные схемы декорирования (если это требуется).

-  составление спецификации на отдельные виды работ, общая спецификация на объект.

Когда дизай-проект согласован с заказчиком – можно приступать к следующему этапу.

3-й этап – «Сметная документация». Задача этапа заключается в составлении сметных документов, а именно: смета на выполнение работ, смета на материалы и др. В них учитываются все возможные затраты и после их согласования можно приступать к непосредственному  выполнению работ.

4-й этап – «Авторский надзор». Когда проект готов и принят, работа дизайнера формально завершена. Но в реальности в ходе строительных работ возникает очень много вопросов, нужно уточнять неясные моменты, принимать решения в случаях, когда осуществить задуманное полностью не удается. Именно поэтому данный этап проектирования стоит особенно выделить, так как он позволяет воссоздать дизайн – проект в точности по эскизам. Надзор – это контроль за выполнением идей автора и поддержка, которая помогает оперативно решать возникающие в ходе отделки проблемы.

В процессе авторского надзора я рекомендую вести журнал, в который будут вноситься все замечания и пожелания дизайнера. В заключение хочу отметить, что какой бы объемной ни казалась работа над дизайн–проектом, упростить её можно, разбив на этапы. Такой подход позволяет последовательно вести проект, сэкономив при этом уйму времени. Я надеюсь, что выведенная мной последовательность проектирования найдет применение в практике других дизайнеров.

Описанная организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров в учебно-творческом процессе дает возможность существенно повысить эффективность процесса формирования творческой самостоятельности, помогая сформировать  у них следующие умения: планировать свою деятельность в соответствии с профессиональными этапами проектирования; анализировать,  критически оценивать результат своей деятельности, соотнося его с поставленной задачей; научно обосновывать творческие идеи.


Библиографический список
  1. Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (дата обращения: 27.05.2014)
  2. Сластенин В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов// Совершенствование подготовки учителя в педвузе. – М., 1980.- 154 с.
  3. Даськова Ю.В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] /  Научно-методический журнал Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика – 2012. – Том 18, №2. – с. 111 – 114
  4. Архипов В.И. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий [электронный ресурс]: диссертация кандидата пед.наук: 13.00.01. – Москва: РГБ, 2007
  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. – М.: Педагогика, 1972.- 184с.
  6. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. / Народное образование. – 1963. – №5.- С.34-56
  7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: