Молодость – важный этап в жизни человека, время, когда формируется его мировоззрение и иерархия ценностей. Процесс социализации молодежи во многом связан с типом общественного устройства, социальными институтами. Известно, что современное общество, в отличие от традиционного, «характеризуется нестабильностью системы ценностей [5. с. 218]». Поэтому процесс социализации современной молодежи отличается противоречивостью [4].
Современная Россия находится в особой ситуации. Ее социальные институты до сих пор испытывают последствия «радикальной трансформации не только политической и экономической жизни общества, но всего уклада жизни [5. с. 217]». В этих условиях формирование ценностных предпочтений молодежи характеризуется определенной сложностью. С одной стороны, продолжают действовать такие социальные силы, как аномия и социальная инерция, с другой – мы наблюдаем появление нового поколения людей, воспитанных в рыночном демократическом обществе.
Исследования последних лет показывают, что тема социологического портрета молодого поколения россиян является актуальной [2, 3, 5]. У актуальности есть несколько аспектов. Во-первых, этот портрет до сих пор полностью не описан в науке, не имеет окончательных характеристик. Любые работы на эту тему открывают новые грани проблемы. Во-вторых, тема ценностной ориентации молодого поколения подводит нас к более глобальной проблеме – проблеме развития общества: «ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом [3. с. 83]».
Цель нашей работы – на эмпирическом материале показать ценностные предпочтения современного молодого поколения россиян. В статье мы опираемся на результаты анкетного опроса учеников школ и студентов города Красноярска, проведенные в 2008 и 2010 гг. По некоторым вопросам была возможность сравнить результаты 2008 и 2010 годов и проследить динамику. Этим наша работа выгодно отличается от исследований на эту тему, которые обычно опираются на один период опроса. В статье мы остановимся на таких ценностных характеристиках, как структурирование времени, иерархия ценностей, жизненные цели, политика.
Структурирование времени. Одна из важнейших черт любого поколения – структурирование своего свободного времени. Это говорит о жизненных приоритетах человека. Ученикам школ был задан вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время?». Были получены следующие ответы (таблица 1). Основное время молодежи занимает общение с друзьями (44,1% – постоянно и 15,5% – достаточно часто), занятие спортом (20,6% – постоянно и 20,3% – достаточно часто) и просмотр телепередач (19,3% – постоянно и 23,8% – достаточно часто). Среднюю оценку получили такие направления, как чтение (17,6% – постоянно и 26,3% – достаточно часто), походы в кино (11,5% – постоянно и 33,9% – достаточно часто). Достаточно мало времени тратится на занятие художественным творчеством (12,7% – постоянно и 11,8% – достаточно часто), посещение храмов (13,4% – постоянно и 12,5% – достаточно часто), театров (9,6% – постоянно и 4,5% – достаточно часто), музеев (7,8% – постоянно и 3,2% – достаточно часто).
Хочется отметить, что значительная часть учащихся совсем не посещает клубов по интересам (41,3%), храмов (38,2%), музеев (31,7%), театров (26,2%), не смотрит телевизор (24,4%) и не читает (14,7%).
Таблица 1 – Ответы на вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время? (2010 год[1])»
Постоянно |
Достаточно часто |
От случая к случаю |
Никогда |
Хотел бы заниматься, но не имею возможностей |
|
Занимаюсь физкультурой или спортом |
20,6 |
20,3 |
29,4 |
11,5 |
9,3 |
Посещаю театры |
9,6 |
4,5 |
36,2 |
26,2 |
12,8 |
Посещаю музеи |
7,8 |
3,2 |
37,9 |
31,7 |
6,6 |
Хожу в кино |
11,5 |
33,9 |
28,4 |
10,1 |
1,2 |
Посещаю бары, рестораны, ночные клубы |
4,5 |
9,6 |
33,4 |
34,1 |
4,6 |
Занимаюсь музыкой |
11,8 |
11,4 |
20,8 |
35,9 |
7,4 |
Занимаюсь художественным творчеством |
12,7 |
11,8 |
26,3 |
31,6 |
4,5 |
Путешествую |
5,6 |
12,8 |
40,2 |
9,8 |
14,6 |
Встречаюсь с друзьями |
44,1 |
15,5 |
8,2 |
20,8 |
1,7 |
Посещаю клубы по интересам |
10,7 |
11,0 |
16,2 |
41,3 |
8,6 |
Посещаю храмы |
13,4 |
12,5 |
16,4 |
38,2 |
5,6 |
Смотрю телевизор |
19,3 |
23,8 |
17,5 |
24,4 |
0,3 |
Посещаю баню |
11,0 |
15,9 |
33,9 |
23,0 |
2,4 |
Читаю |
17,6 |
26,3 |
30,1 |
14,7 |
1,2 |
Иерархия ценностей. Второй, рассмотренной нами характеристикой, была система жизненных ценностей учащихся (таблица 2). По этому вопросу мы имели возможность сравнить результаты исследования 2008 и 2010 годов студентов и школьников и проследить динамику. Можно сказать, что получился срез трех поколений. Как наиболее раннее поколение было взято поколение студентов (опрос 2008 года), затем поколение школьников (опрос 2008 года) и как более позднее – поколение школьников 2010 года. Это позволило посмотреть, как менялись ценностные представления во времени.
В 2008 году среди жизненных ценностей у студентов высокую оценку получили такие позиции как «семья» (1 ранг – 77,7%), «карьера» (2 ранг – 67,0%), «дружба» (3 ранг – 55,3%), «любовь» (4 ранг – 54,2%), «самореализация» (5 ранг – 52%), «деньги» (6 ранг – 46,4%), «брак по любви» (7 ранг – 26,8%), «родина» (8 ранг – 24%). Низко были оценены «власть» (9 ранг – 11,2%) и «политика» (10 ранг – 8,4%).
Среди учащихся школ в 2008 году наибольшее предпочтение было отдано таким позициям, как «дружба» (1 ранг – 73,1%), «самореализация» (2 ранг – 66,7%), «семья» (3 ранг – 62,8%), «любовь» (4 ранг – 55,1%), «карьера» (5 ранг – 50,0%), «деньги» (6 ранг – 33,3%), «родина» (7 ранг – 26,9%). Невысоко оценены такие ценности, как «власть» (8 ранг – 6,4%), «брак по любви» (9 ранг – 5,1%), «политика» (10 ранг – 5,1%).
В 2010 году первые позиции получили следующие ценностные ориентиры: «семья» (1 ранг – 49,1%), «дружба» (2 ранг – 45,4%), «любовь» (3 ранг – 35,2%), «самореализация» (4 ранг – 34,4%), «карьера» (5 ранг – 31,7%), «деньги» (6 ранг – 28%). Ценности с низкой оценкой: «брак по любви» (7 ранг – 12%), «родина» (8 ранг – 11,9%), «власть» (9 ранг – 5,1%), «политика» (10 ранг – 4,5%).
В целом видно, что молодое поколение больше ориентировано на личностные ценности, чем общественные. Во всех трех срезах низко были оценены такие позиции, как «власть» и «политика». Более позднее поколение школьников добавило к этому списку и «родину». Также низкий ранг оказался у позиции «брак по любви», при этом сама «любовь» входит в четверку высших ценностей. Интересно отметить, что все три поколения показали одинаковое отношение к «деньгам» – 6 ранг в рейтинге.
Сравнивая результаты 2008 и 2010 годов, а также студентов и школьников, можно отметить, что личностные ценности также подвержены трансформации. Более раннее студенческое поколение в четверку наиболее значимых ценностей включало «карьеру». Более молодое поколение поставило вместо «карьеры» «самореализацию». Таким образом, как тенденцию можно отметить, что молодое поколение как бы замыкается в своем мире («дружба», «семья», «любовь») и все меньше и меньше ориентируется на статусных позициях («самореализация», «власть», «карьера») и общественном («родина»).
Таблица 2 – Ответы на вопрос: «Что для Вас на сегодняшний момент наиболее ценно и важно в жизни?»
2008 |
2010 |
|||||
Студенты |
Ученики |
Ученики |
||||
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
|
Дружба |
55,3 |
3 |
73,1 |
1 |
45,4 |
2 |
Самореализация |
52,0 |
5 |
66,7 |
2 |
34,4 |
4 |
Семья |
77,7 |
1 |
62,8 |
3 |
49,1 |
1 |
Любовь |
54,2 |
4 |
55,1 |
4 |
35,2 |
3 |
Карьера |
67,0 |
2 |
50,0 |
5 |
31,7 |
5 |
Деньги |
46,4 |
6 |
33,3 |
6 |
28,0 |
6 |
Родина |
24,0 |
8 |
26,9 |
7 |
11,9 |
8 |
Власть |
11,2 |
9 |
6,4 |
8 |
5,1 |
9 |
Брак по любви |
26,8 |
7 |
5,1 |
9 |
12,0 |
7 |
Политика |
8,4 |
10 |
5,1 |
10 |
4,5 |
10 |
Иное |
1,7 |
6,4 |
4,9 |
|||
Затрудняюсь ответить |
* |
* |
1,5 |
|||
Нет ответа |
* |
* |
38,0 |
|||
ВСЕГО |
424,7 |
390,9 |
301,7 |
Жизненные цели. Далее рассмотрим целевые ориентиры молодежи. Мы также имели возможность сравнить ответы студентов и учащихся 2008 и 2010 годов. На тему жизненных целей было задано два вопроса: «Как Вы думаете, кем сегодня чаще всего хотят стать юноши (и девушки)?» и «Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели для себя намечаете? Чего хотите добиться в жизни?».
Если посмотреть, как на первый вопрос ответили юноши, то видно однообразие среди разных временных поколений (таблица 3). Ранги в ответах студентов и учеников школ фактически не меняются. Все три группы опрошенных на первое место поставили ответ «предпринимателем, бизнесменом». Однако видно, что с каждым новым поколением процент уверенных в этом ответе молодых людей снижается: 67,6%, 64,1% и 61%. Вторую позицию получил ответ «успешным, богатым, олигархом». При этом процент, поддерживающих эту позицию, со временем также снижается: 61,5%, 59,0%, 54,1%. Третье место в рейтинге – «директором, руководителем, начальником». Здесь наблюдается та же тенденция – снижение значимости позиции: 59,8%, 57,7%, 54,0%. Четвертый ранг – «юристом, адвокатом». Эта позиция показывает определенную стабильность во времени: 43,6%, 57,7%, 52,3%. Пятая позиция – «спортсменом». Она имеет нестабильную, скачкообразную динамику: 35,8%, 52,6%, 42,2%. Позиция «менеджером» получила 6 ранг, однако она имеет тенденцию на увеличение 7,8%, 11,5%, 16,9%. Эта же тенденция отмечается и с позицией «инженером» – 7 ранг и 2,2%, 7,7%, 13,0%. Низкий рейтинг (8 и 9 ранг) и противоречивую поддержку получила позиция «художником, певцом, писателем»: 1,7%, 5,1%, 4,9% и «заниматься научной деятельностью» (8 и 9 ранг): 0,6%, 5,1%, 3,8%.
Таблица 3 – Кем сегодня хотят стать юноши
2008 г. |
2010 г. | |||||
Студенты |
Ученики |
Ученики |
||||
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
|
Предпринимателем, бизнесменом |
67,6 |
1 |
64,1 |
1 |
61,0 |
1 |
Успешным, богатым, олига
рхом |
61,5 |
2 |
59,0 |
2 |
54,1 |
2 |
Юристом, адвокатом |
43,6 |
4 |
57,7 |
3-4 |
52,3 |
4 |
Директором, руководителем, начальником |
59,8 |
3 |
57,7 |
3-4 |
54,0 |
3 |
Спортсменом |
35,8 |
5 |
52,6 |
5 |
42,2 |
5 |
Менеджером |
7,8 |
6 |
11,5 |
6 |
16,9 |
6 |
Инженером |
2,2 |
7 |
7,7 |
7 |
13,0 |
7 |
Художником, певцом, писателем и т.д. |
1,7 |
8 |
5,1 |
9 |
4,9 |
8 |
Заниматься научной деятельностью |
0,6 |
9 |
5,1 |
8 |
3,8 |
9 |
Иное |
0 |
1,3 |
2,0 |
|||
Затрудняюсь ответить |
7,8 |
5,1 |
3,7 |
|||
ВСЕГО |
288,4 |
326,9 |
307,9 |
На вопрос кем бы хотели стать девушки (таблица 4), как и у юношей, заметно определенное однообразие у разных временных групп, но только в первых четырех позициях. Первое место получил ответ – «удачно выйти замуж, быть женой». Динамика этого ответа следующая: 60,3%, 66,7%, 63,6%. Вторая позиция: «моделью, артисткой». Ее поддержка со временем также остается высокой: 56,4%, 53,8%, 56,6%. Третий ранг – «юристом, адвокатом». Динамика: 43,6%, 46,2%, 32,2%. Четвертый ранг – «экономистом, финансистом, бухгалтером». Видно, что поддержка этой позиции имеет положительную динамику: 33,5%, 41,0%, 48,1%. Дальше мы наблюдаем противоречивую картину. Позиция стать «менеджером» сначала набирает поддержку, а потом ее снижает 16,8% (7 ранг), 28,2% (5 ранг), 23,0% (6 ранг). Позиция – «директором, руководителем, начальником». Здесь мы наблюдаем последовательное снижение рейтингов и процентов поддержки: 33,0% (5 ранг), 23,1% (6 ранг), 17,3% (7 ранг). Позиция «врачом, преподавателем», наоборот, набирает поддержку: 10,1% (8 ранг), 19,2% (7 ранг), 24,0% (5 ранг). «Предпринимателем, бизнесменом» – наблюдается снижение: 27,9% (6 ранг), 16,7% (8 ранг), 15,1% (8 ранг). «Заниматься научной деятельностью» стабильно занимает 9 ранг: 3,9%, 2,6%, 3,1%.
Таблица 4 – Кем сегодня хотят стать девушки
2008 г. |
2010 г. | |||||
Студенты |
Ученики |
Ученики |
||||
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
|
Удачно выйти замуж, быть женой |
60,3 |
1 |
66,7 |
1 |
63,6 |
1 |
Моделью, артисткой |
56,4 |
2 |
53,8 |
2 |
56,6 |
2 |
Юристом, адвокатом |
43,6 |
3 |
46,2 |
3 |
32,2 |
4 |
Экономистом, финансистом, бухгалтером |
33,5 |
4 |
41,0 |
4 |
48,1 |
3 |
Менеджером |
16,8 |
7 |
28,2 |
5 |
23,0 |
6 |
Директором, руководителем, начальником |
33,0 |
5 |
23,1 |
6 |
17,3 |
7 |
Врачом, преподавателем |
10,1 |
8 |
19,2 |
7 |
24,0 |
5 |
Предпринимателем, бизнесменом |
27,9 |
6 |
16,7 |
8 |
15,1 |
8 |
Заниматься научной деятельностью |
3,9 |
9 |
2,6 |
9 |
3,1 |
9 |
Иное |
1,1 |
2,6 |
1,9 |
|||
Затрудняюсь ответить |
11,7 |
9,0 |
5,1 |
|||
ВСЕГО |
298,3 |
309,1 |
290,0 |
Интерес представляют ответы на вопрос: «Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели для себя намечаете? Чего хотите добиться в жизни (таблица 5)»? Мы наблюдаем противоречивую динамику. Почти по всем ответам мы не прослеживается определенных тенденций. Позиция «хорошей, высокооплачиваемой, интересной, любимой работы» занимает 1 и 2 ранги, но имеет отрицательную динамику: 64,2%, 60,3%, 47,4%. Ответ «счастья в личной жизни, благополучия семьи, детей» также 1 и 2 ранги и нестабильную динамику: 75,4%, 56,4%, 67,0%. Ответ «самореализации, определения своего места в жизни»: 31,8% (4 ранг), 37,2% (3 ранг), 30,8% (6 ранг). «Успеха, карьеры, высокой должности»: 41,3% (3 ранг), 35,9% (4 ранг), 37,1% (3 ранг). «Получения образования, профессионализма»: 27,4% (6 ранг), 34,6% (5 ранг), 32,4% (5 ранг). «Материального благополучия, достатка»: 28,5% (5 ранг), 25,6% (6 ранг), 33,2% (4 ранг). «Политической деятельности» – наблюдается рост поддержки: 2,2%, 5,1%, 10,9%, но ее рейтинг не меняется (7 ранг).
Таблица 5 – Какие цели хотят добиться в жизни школьники и студенты
2008 |
2010 |
|||||
Студенты |
Ученики |
Ученики |
||||
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
|
Хорошей, высокооплачиваемой, интересной, любимой работы |
64,2 |
2 |
60,3 |
1 |
47,4 |
2 |
Счастья в личной жизни, благополучия семьи, детей |
75,4 |
1 |
56,4 |
2 |
67,0 |
1 |
Самореализации, определения своего места в жизни |
31,8 |
4 |
37,2 |
3 |
30,8 |
6 |
Успеха, карьеры, высокой должности |
41,3 |
3 |
35,9 |
4 |
37,1 |
3 |
Получения образования, профессионализма |
27,4 |
6 |
34,6 |
5 |
32,4 |
5 |
Материального благополучия, достатка |
28,5 |
5 |
25,6 |
6 |
33,2 |
4 |
Политической деятельности |
2,2 |
7 |
5,1 |
7 |
10,9 |
7 |
Иное |
- |
2,6 |
5,1 |
|||
Затрудняюсь ответить |
0,6 |
1,3 |
1,5 |
|||
Нет ответа |
0 |
0 |
2,0 |
|||
ВСЕГО |
271,4 |
259 |
267,5 |
Политика. Респондентам были заданы вопросы на политические темы. В первую очередь нас интересовала политическая активности молодежи в целом. Ее можно оценить как среднюю. На вопрос: «В какой мере Вас интересует политика?», были получены следующие ответы (таблица 6). Ответ «очень интересует» имеет динамику: 19%, 24,4%, 6,3%. «Интересует, но не очень»: 64,2%, 47,7%, 54,9%. Имеют увеличение такие позиции как: «скорее не интересует»: 12,3%, 19,2%, 19,2% и «совсем не интересует»: 1,7%, 5,1%, 8,8%.
Таблица 6 – Ответ на вопрос: «В какой мере Вас интересует политика?»
2008 |
2010 |
||
Студенты |
Ученики |
Ученики |
|
Очень интересует |
19,0 |
24,4 |
6,3 |
Интересует, но не очень |
64,2 |
47,7 |
54,9 |
Скорее не интересует |
12,3 |
19,2 |
19,2 |
Совсем не интересует |
1,7 |
5,1 |
8,8 |
Затрудняюсь ответить |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
Нет ответа |
0 |
1,0 |
8,4 |
ВСЕГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Представляет интерес взгляд молодых людей на основные угрозы России. Он отличается от официальной версии. Существуют отличия между студентами и школьниками. Главными угрозами для России учащиеся средних школ города (опрос 2010 года) считают следующие:
- наркомания (77,3%);
- пьянство (72,3%);
- терроризм (47,5%);
- безработица (43,9%).
У студентов вузов (опрос 2010 года) представления о главных угрозах для России иные:
- пьянство (76,8%),
- коррупция (57,6%),
- бедность (47,8%),
- равнодушие и пассивность людей (43,6%).
Что касается экстремизма, то только 5,0% студентов и 5,8% школьников считают его угрозой для России.
Подводя итоги, можно сказать, что в целом наше исследование фиксирует изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значимость индивидуальных ценностей и снижается поддержка социально-политических. В определенном смысле, это мировая тенденция [4, 5]. В основе которой, возможно, лежат цивилизационные сдвиги, переход к постмодерну.
Существует и российская специфика. Достаточно сильно отличается целевая ориентация юношей и девушек. Юноши больше ориентированы на карьеру, а девушки – на семью. Наблюдается половое различие и в профессиональной ориентации. Также можно согласиться с предположением И.Г. Глазковой, что у современной российской молодежи наблюдается определенное противоречие между ценностными предпочтениями и целевой ориентацией [1]. Это проявляется в том, что с одной стороны, у нее нет четкого фокусирования на образовании, профессионализме и личностном росте, с другой стороны – есть стремление стать богатыми, успешными, занимать высокие руководящие посты. Этим ценности молодых россиян отличаются от ценностей молодежи Запада [5].
Библиографический список
- Глазкова И.Г. Ценностные основания образа жизни современного российского и американского студенчества: автореф. дис. канд. социолог., наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2003 // URL: http: // http://www.dissercat.com/content/tsennostnye-osnovaniya-obraza-zhizni-sovremennogo-rossiiskogo-i-amerikanskogo-studenchestva
- Елишев С. Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь? // URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/8/17/problemy_sovremennoj_rossijskoj_molodyozhi_chego_hochet_molodezh
- Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83-90.
- Ричард Дж., Браунгарт М. Советская и американская молодежь: сравнительный взгляд // Полис 1991 №4 С. 160-167.
- Соколова Е.В., Лобанова О.Б. Ценностные предпочтения современной молодёжи России и Германии // Гуманитарный вектор. 2012. № 3 (31). С. 217-221.