В настоящее время ключевым направлением образования стало формирование всесторонне развитой личности. Однако, ускоренные темпы развития общества, науки и техники, и соответственно, усложнение школьной программы, диктуют свои правила. Более строгими становятся требования к школьнику, все большие объемы информации ему приходится усваивать.
Поэтому неудивительно, что, приступая к школьному обучению, ребенок сталкивается с такой проблемой как тревожность.
Отсутствие преемственности между дошкольными учреждениями и школой, резкая смена статуса ребенка при переходе с одной образовательной ступени на другую, изменение видов деятельности, требований и меры ответственности провоцируют стрессовые ситуации, что особенно актуально для детей с низким и средним уровнем развития. Учебные программы в этом случае требуют от школьника высокого уровня развития физиологических и когнитивных функций, что в конечном итоге влияет на его адаптационное поведение.
Как правило, результаты исследований демонстрируют заметный рост распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.
Основным спорным вопросом в рассмотрении возникновения тревожности является вопрос о ее причинах. Придерживаясь разных позиций, ученые определяют как главную детерминанту тревожности:
1. внешние стрессогенные факторы, формирующие эмоциональные напряжение,
2. внутренние свойства самой личности (такие, как, например, темперамент). [1, c. 50]
В первом случае тревожность является новообразованием личности и поддается корректировке, во втором – выступает как врожденная предрасположенность нервной системы к переживанию чувства тревоги.
Если воспринимать тревожность как новообразование, сформированное под воздействием внешних факторов, то основная работа по борьбе с тревогой будут заключаться в поиске способа оградить личность от стрессогенов и нивелировать их воздействие.
Если же обратиться к другой точке зрения, и рассматривать тревожность, как одно из свойств темперамента, обусловленное особенностями нервной системы, то ключевыми факторами для возникновения тревожности станет слабость нервный процессов и неустойчивость самой нервной системы.
В первую очередь, чувство тревоги возникает в ситуациях, когда индивид ожидает неудачи при проявлении инициативы в социальном взаимодействии. Поэтому мнительные дети, характеризующиеся высокой впечатлительностью, наиболее подвержены тревоге, и у них она легче, чем у других закрепляется.
Тревожный ребенок часто страдает от неумения выстраивать комфортные дружеские отношения с социальным окружением. Он предрасположен к социальной дезадаптации, и старается найти способы компенсации своей социальной нереализованности, уходя в мир фантазий, или реализуя себя в другой социальной группе – в том числе, с более младшими ребятами или вне школы. [2, c. 27]
Тревожность может быть обусловлена реальным неблагополучием ребенка в важных жизненных сферах, в общении и другой значимой деятельности. Но также она может существовать и в ситуации, когда ребенок занимает объективно благополучное положение, но по каким-то причинам, в основе которых лежит внутриличностный конфликт, его самооценка не является адекватной.
Повышенная тревожность может вызвать гипертрофированное развитие потребности в достижении, и соответственно, быть причиной переутомления, постоянного эмоционального напряжения. Нивелируется значение достигнутых успехов и все внимание ребенка устремлено на те сферы, где он не был успешен.
Если к школьнику предъявляются завышенные требования, не сообразные уровню его интеллектуального развития, то это также может быть причиной возникновения тревожности. Требования в данном случае могут исходить как от педагога, так и от родителей. Наряду с этим идет и догматическая воспитательная система, для которой свойственна негибкостью и пренебрежением личной активностью и интересами ребенка. Тот же эффект имеет навязывание ребенку чуждых для него, но важных для взрослого, интересов. [3, c. 200]
Высокий уровень ситуативной тревожности заставляет ребенка проявлять гиперответственность, очень внимательно относиться общественным установкам и требованиям окружения, поэтому в некоторых случаях тревожность ребенка может рассматриваться как положительная черта и культивироваться. Опасаясь неудачи, ребенок более тщательно готовится к занятиям, старается не нарушать школьные правила – это положительные следствия, но под ними кроется внутреннее эмоциональное напряжение, которое провоцирует эмоциональную усталость, стресс и срывы.
Все перечисленные факторы, воздействуя на школьника вместе или по отдельности, ведут к появлению и закреплению тревожности как личностного новообразования, и таким образом тревожность будет перенесена ребенком из школьной жизни и в другие сферы социального взаимодействия. Поэтому большое значение в воспитании школьников младшего звена играют различные формы профилактики тревожности.
Как правило, склонность к проявлению тревожности закладывается в дошкольном-младшем школьном возрасте, а окончательно закрепляется в подростковом, поэтому данные возрастные периоды наиболее благоприятны для профилактики тревожности.
Библиографический список
- Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте, Тбилиси, 2003, 190 с.
- Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. – N 4. – С. 24-32.
- Тревога и тревожность, сост., перевод и общ. ред. В. М. Астапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 247 с.