Российское школьное образование в настоящее время переходит на образовательные стандарты нового поколения. Это позволит перейти от минимума содержания школьного образования к минимуму результатов обучения учащихся. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны условия внедрения инноваций в сфере образования.
Термин «инновация» применительно к образованию, означает нововведения в педагогическую школьную деятельность, изменения в содержании, средствах и технологиях обучения учащихся, для повышение эффективности обучения [1].
Информатика – молодая и динамично развивающаяся наука. В нашей стране она появилась в школах сравнительно недавно, в 1985 году. Разработка методики её преподавания началась чуть раньше. Изначально методика преподавания данного предмета позиционировалась на традиционных формах и методах обучения, которые применялись при преподавании других школьных предметов.
Инновации в преподавании информатики ограничивались только средствами. Сегодня активно используются в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют сочетать традиционные методы обучения с инновационными, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществлять постоянный и многовариантный контроль успеваемости [2].
Однако такой путь по нашему мнению ведет только в тупик, так как современные тенденции образования диктуют обучать учащихся не только знаниям, но и самостоятельному поиску, синтезу и использованию полученных знаний на практике. Однако данные навыки трудно сформировать, ограничиваясь традиционными формами и методами преподавания информатики.
Одним из инновационных методов обучения является метод проектов. Особенностью данного метода является развитие познавательных навыков учащихся, умение формулировать и решать самостоятельно проблему, развитие критического и творческого мышления. В основу данного метода положена идея, суть которой выражена в понятии «проект», направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Для достижения такого результата необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из других областей наук, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов, прежде всего, направлен на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая ограничена сроком её выполнения. Метод учебных проектов интересен также тем, что во взаимодействии с информационными технологиями он обеспечивает средства для реализации поставленных целей. Информационные технологии раскрывают перед учащимися широкие возможности: доступ к информации, ее анализу и структурированию, моделированию различных процессов, проведению экспериментов, презентации конечного результата [3].
Для организации этого метода на уроках информатики необходимо предварительно определить этапы разработки проекта. В настоящее время сложились следующие стадии реализации:
- подготовительная работа;
- разработка проекта;
- защита;
- презентация проекта;
- рефлексия.
При подготовке к урокам с использованием метода проектов учитель должен определить цель, учебные задачи проекта, время выполнения проекта, количество участников и состав групп, этапы реализации проекта, конечный результат, форму защиты проекта, процедуру и критерии проверки.
В процессе реализации проекта роль учителя, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, может меняться от руководителя проекта до помощника-консультанта (тьютора).
Метод проектов вполне отвечает современным требованиям образования. Одно из главных преимуществ данного метода – это гибкое сочетание разнообразных методов и форм самостоятельной работы учащихся и отчетности её выполнения. Однако для его организации нужен компетентный учитель, который обучен применению разнообразных форм и методов обучения и готов сам обучаться и идти в ногу со временем.
Библиографический список
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, – 2001. – 928 с.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.