ВВЕДЕНИЕ
Использование интерактивного метода обучения при проведении практических занятий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, так как он основан на взаимодействии студентов между собой и с преподавателем, в результате чего достигаются хорошие результаты обучения всеми учащимися.
Было неоднократно замечено, что монотонное изложение информации приводит к автоматической, не осмысленной записи материала. При этом интерес у студента к предмету постепенно угасает, поэтому его необходимо постоянно стимулировать. Одним из способов такой стимуляции является применение мультимедийного оборудования, а возможность непринуждённой беседы пробуждает интерес к происходящему на занятиях. Все это повышает мотивацию студентов к изучению дисциплины.
1. Методика применения интерактивного метода обучения при проведении практических занятий
Термин «интерактивное обучение» обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (учителем, преподавателем), т.е. интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними[1].
Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
Использование компьютерных интерактивных средств в обучении отвечает основным дидактическим принципам современной системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированного специалиста [2]:
- научность;
- развитие теоретического мышления и творческой активности студентов;
- системность обучения;
- самообразование;
- обеспечение необходимого темпа изложения материала в сочетании с высоким уровнем трудности;
- инновационность и наглядность обучения;
- профессиональная направленность
При этом, многие учащиеся уже со школы приучены к комплексному подходу в получении знаний, совмещающему традиционные методы обучения и методы, использующие современные компьютерные технологии. В большинстве современных школ активно используются ПК для демонстрации видеороликов с физическими опытами, которые сложно провести в условиях школьной лаборатории, на компьютерах проводятся виртуальные лабораторные работы и всевозможные тесты, контролирующие знание учащихся. Широкое распространение получают электронные энциклопедии баз знаний (например, «Кирилл и Мефодий»), интернет ресурсы («Физика для всех», «Решу ЕГЭ» и т.д.)
Рассмотрим методику проведения практических занятий по физике в интерактивной форме и сравним её с традиционным методом обучения.
Целью проведения практических занятий по физике является обучение студентов методике решения задач по пройденным темам. Традиционно перед решением задач преподаватель кратко объясняет тему занятия и формулирует необходимые законы. Затем зачитывается условие задачи и, если необходимо, на доске изображаются рисунки и выполняются пояснения, после чего следует решение задачи.
Интерактивный метод проведения практических занятий состоит в следующем: студентам показывается видеоматериал, содержащий физические эксперименты, на основе которого формулируется условие задачи, после чего предлагается обсудить увиденное, вспомнить законы, лежащие в основе экспериментов. При этом преподаватель только направляет обсуждение в нужное русло и комментирует правильные рассуждения, дополняя и обобщая их, если это необходимо. Когда у большинства студентов возникнет понимание увиденного на экране, преподаватель, а в некоторых случаях и сами студенты, производят математические выкладки. По окончании решения задачи студенты совместно с преподавателем подводят итоги и делают соответствующие выводы.
Кроме того, в качестве самостоятельной подготовки можно заранее объявить тему следующего занятия, что даст возможность студентам найти и изучить теоретическую информацию и затем применить ее на практических занятиях.
Таким образом, интерактивный метод проведения практических занятий обладает неоспоримым преимуществом, так как студенты с интересом наблюдают за происходящем на экране, с удовольствием в непринужденной обстановке обсуждают увиденное, что способствует лучшему усвоению пройденного материала.
Однако при проведении практических занятий в интерактивной форме был выявлен один недостаток по сравнению с традиционным методом обучения: количество решённых задач немного меньше (3 – 4, а не 5 – 6 как при традиционном способе). Но уменьшение количества задач покрывается улучшением усвоения материала.
Кроме того, было замечено, что обучающихся в интерактивной форме не должно быть много. Оптимальное количество участников составляет 10 – 15 человек.
2. Применение мультимедийного оборудования на практических занятиях
Оснащение аудитории мультимедийным оборудованием дает возможность повысить интерес студентов к такому предмету, как физика, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, облегчает процесс понимания и запоминания материала.
На кафедре физики сформирована видеотека из учебных фильмов, анимации физических процессов и видеороликов, которая используется при подготовке материалов для проведения практических занятий в интерактивной форме.
Рассмотрим способы применения мультимедийного оборудования на практических занятиях по одному разделу общего курса физики «Механика». В качестве условия задачи в данном случае выступает видеоматериал с физическим экспериментом. Показывать видео студентам можно двумя способами. В первом случае, видеоролик показывается целиком, после чего студенты обсуждают эксперимент и вспоминают законы, лежащие в его основе. Во втором – видеоролик показывают частично, до какого-то момента, далее студенты вспоминают законы и делают предположение об окончании эксперимента, и уже после обсуждения досматривают его до конца.
Кроме того, в процессе показа видеоматериала у преподавателя имеется возможность остановить воспроизведение и прямо на этом кадре, используя интерактивную доску, выполнить необходимые для понимания эксперимента подписи и рисунки. Пример такого кадра из видеоролика с подписями изображён на рисунке 1.
Важным моментом применения мультимедийного оборудования на практических занятиях является то, что студенты видят физические эксперименты, а не просто текст, описывающий условие задачи. Так как часто студенты не могут понять задачу, потому что им сложно наглядно представить её условие. Кроме того, у преподавателя отпадает необходимость изображать рисунки на доске, что иногда бывает весьма затруднительно.
Рис. 1. Остановленный кадр из видеоролика с выполненными на нём комментариями
В связи с этим, показ студентам видеороликов с экспериментами перед математическими выкладками, возможность самостоятельного поиска материала по заданной теме перед занятием, интерактивная беседа и обсуждение увиденного на экране позволяют учащимся более полно представить условия задач и лучше усвоить материал. При этом у студентов возникает интерес к рассуждениям и к решению задачи в целом. Кроме того, просмотренные видеоролики хорошо запоминаются, что впоследствии позволяет студентами быстрее вспоминать изученный материал во время сдачи зачетов и экзаменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное обучение с применением мультимедийного оборудования позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков у студентов. Такой вид обучения помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися и преподавателем, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Библиографический список
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
- Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. – 145 с.