УДК 304.2

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Кайль Яна Вячеславовна
Алтайский государственный университет

Аннотация
В работе представлен комплекс упражнений по первичной и вторичной профилактике наркотической зависимости подростков. Их специфика состоит в том, что они нацелены на интерактивное взаимодействие в социально-педагогическом процессе всех участников и исключают пассивную роль подростка.

Ключевые слова: комплексный подход, наркомания, первичная и вторичная профилактика, подросток, профилактика, упражнения.


SET OF EXERCISES ON PREVENTION OF DRUG ADDICTION OF THE SENIOR TEENAGERS FOR EXPERTS OF THE HELPING PROFESSIONS

Kail Yana Vyacheslavovna
Altai State University

Abstract
In work the set of exercises on primary and secondary prevention of drug addiction of teenagers is presented. Their specifics consist that they are aimed at interactive interaction in social and pedagogical process of all participants and exclude a passive role of the teenager.

Библиографическая ссылка на статью:
Кайль Я.В. Комплекс упражнений по профилактике наркомании старших подростков для специалистов помогающих профессий // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3171 (дата обращения: 13.07.2023).

В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ – нередкое явление. Так, согласно статистическим данным ВОЗ, основной возраст первого знакомства с наркотическими веществами приходится на 10-14 лет (41%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов [1]. Поэтому, немаловажное значение приобретает профилактика наркомании подростков, так как психика подростка еще не сформирована, еще не выбраны ориентиры и жизненный курс. Дети этого возраста подвержены влиянию окружающих, склонны к конформному поведению – им еще сложно определить собственную точку зрения на то или иное явление. Поэтому подходить к профилактике наркомании среди подростков необходимо комплексно, серьезно и ответственно.

Профилактика подразумевает комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Данные мероприятия, прежде всего, проводятся в школах. Считаем, что простое информирование о пагубном влиянии наркотиков на человека малоэффективно. Более того, эта информация несет в себе метод «запугивания». Исследования доказали, что запугивание путем демонстрации подросткам ужасающих случаев с наркоманами, шокирующих видеофильмов и пугающей статистики – не только не эффективно, как говорилось ранее, а наоборот- может вызвать противоположный эффект –подтолкнуть подростков к экспериментированию с наркотическими веществами.

На наш взгляд, в профилактике наркомании наиболее эффективным является комплексный подход, направленный на решение следующих задач:

1) формирование у каждого учащегося концепции здорового образа жизни, опирающейся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью;

2) увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, развитие эмпатии и внутреннего контроля собственного поведения и т.д.).

3) формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, в том числе получаемой о наркотиках; [2]

4) объективное информирование о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

В предлагаемой работе мы представляем комплекс упражнений по первичной и вторичной профилактике наркотической зависимости подростков, ориентированных на формирование устойчивой Я-позиции, способной противостоять давлению окружающих, формированию негативного отношения к наркотическим веществам, к образу наркомана. Их специфика состоит в том, что они нацелены на интерактивное взаимодействие в социально-педагогическом процессе всех участников и исключают пассивную роль подростка.

Упражнение №1 «Ассоциации»

Цели: актуализация субъектного опыта участников; диагностика осведомленности участников группы о наркомании.

Алгоритм подготовки и проведения:

1. Для проведения упражнения понадобятся ручки и листы бумаги.

2. Инструктирование участников. Каждому участнику предлагается назвать 2 – 3 слова, которые приходят в голову, при словах – «наркотики», «наркомания», «зависимость».

3. Организация работы «в большом круге». На этом этапе участники образуют большой круг, после чего по кругу называют записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись.

В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

4. Рефлексия участников.

Упражнение № 2. «Спорные утверждения»

Цели: выяснить взгляды участников на проблему наркомании; обучение поиску аргументов за здоровый образ жизни и конструктивному поведению в дискуссии; информирования подростков о вреде наркотиков.

Алгоритм подготовки и проведения:

1. Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить листы бумаги с написанными на них утверждениями: «Полностью согласен», «Не совсем согласен», «Абсолютно не согласен», «Не имею определенного мнения». Эти листы нужно распределить по четырём сторонам комнаты.

2. Ведущий озвучивает спорные утверждения, а участники в этот момент должны подойти к тем листам, на которых отражена наиболее близкая им точка зрения на данное утверждение. Примеры спорных утверждений:

Лёгкие наркотики абсолютно безвредны.

Наркомания = преступление.

Наркотики дают ощущение свободы и легкости.

Наркомания- это неизлечимая болезнь.

У молодых людей могут возникнуть серьезные проблемы из-за наркотиков.

Отказаться от наркотиков легко, это можно сделать в любой момент.

Наркомания на самом деле не так опасна, как говорят.

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

Люди, употребляющие наркотики, не осознавая, что зависят от них.

Зависимость от наркотиков не формируется с первого раза употребления.

Наркоман может умереть от передозировки.

Продажа наркотиков не преследуется законом.

Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

Для решения проблемы употребления опиатов, нужно легализовать «лёгкие» наркотики.

Наркоманы опасны для общества.

 

3. Каждый участник должен обосновать свое решение: «Почему считаю именно так?». После того как каждый участник выскажет свое мнение, ведущий делает комментарии.

4. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них после дискуссии.

Упражнение № 3 «Марионетки»

Цели: создать условия для демонстрации человеком чувств в тот момент, когда им управляют, когда он не свободен.

Алгоритм подготовки и проведения:

1. Участникам разбиться на группы по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника будут играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль этой куклы.

2. Проигрывание. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 2 -3 метров. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, играющий «куклу», как бы сложно это не было, не должен сопротивляться и полностью идти на поводу у «кукловодов». Очень важно, чтобы в роли «куклы» побывал каждый участник упражнения.

3. После завершения игры происходит обсуждение, участникам предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

Упражнение № 4 «Отказ»

Цели: формирование у участников навыков уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Алгоритм подготовки и проведения:

1. Участникам необходимо разбиться на микрогруппы (по 2-3 человека). Каждой из групп предлагается одна из ситуаций:

Сосед (одноклассник, подросток, имеющий авторитет во дворе) предлагает приготовить наркотик у тебя дома.

Сосед (одноклассник, подросток имеющий авторитет во дворе) просит оставить какие-то подозрительные, на твой взгляд, предметы у тебя дома.

Сосед (одноклассник, подросток, имеющий авторитет во дворе) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Сосед (одноклассник, подросток, имеющий авторитет во дворе) просит отвезти какой-то предмет незнакомому тебе человеку.

Сосед (одноклассник, подросток, имеющий авторитет во дворе) обращается с просьбой раздобыть для него наркотик.

2. Задание подгруппам: в течение пяти минут найти как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: неуверенный, уверенный, агрессивный.

3. Проигрывание ситуаций. Каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Одни выступают в роли – «уговаривающего», другой – «отказывающегося».

4.Рефлексия. Участники делятся своими ощущениями. Предлагается ответить на вопросы: «Что вы чувствовали, когда говорили «нет», насколько это было сложно?».

Упражнение № 5 «Портрет наркомана»

Цели: формирование негативного отношения к образу наркомана, непринятия зависимого поведения.

Алгоритм подготовки и проведения:

1.Для проведения упражнения понадобится ватман, фломастеры. На чистом листе ватмана подростки в порядке очереди рисуют портрет наркомана. Важно, чтобы каждый участник нарисовал по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, продолжая рисунок.

2. После того, как последний участник завершит образ, и портрет будет готов, ведущий предлагает каждому ответить на вопросы: Кто хочет быть на него похожим? Как не быть на него похожим?

Упражнение № 6. «Мой выбор- жизнь!»

Цели: диагностика готовности участников к поддержке здорового образа жизни.

Алгоритм подготовки и проведения:

1.Подготовка реквизита. Необходимо заранее подготовить по количеству участников разные цветочки с надписью: «Я никогда не стану таким, потому, что…».

2. Цветы нужно раздать участникам. Каждому предлагается продолжить фразу и заклеить своим цветочком, нарисованный ранее портрет наркомана. 3.Завершение упражнения. Завершить упражнение ведущий может следующими словами: «Что же у нас получилось, дорогие ребята? Этот устрашающий гражданин скрылся под вашей цветочной полянкой, которая и символизирует жизнь!»


Библиографический список
  1. Информационные ресурсы ВOЗ [Электронный ресурс]: информационные бюллетени. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/ru – Загл. с экрана.
  2. Дронова Е.Н., Шаталова Е.А. Социально-педагогическая профилактика наркозависимости несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2014.


Все статьи автора «Кайль Яна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: