УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДИЗАЙН В КОНТЕКСТЕ КОМПЕНЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Даськова Юлия Викторовна1, Даськова Кристина Эдуардовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка

Аннотация
В статье актуализируется необходимость формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров. Рассматривается специфика и особенности профессиональной подготовки студентов- дизайнеров в контексте компетентностного подхода.

Ключевые слова: Дизайн в контексте компенентностного подхода, профессиональная подготовка студентов


VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE DESIGN DIRECTION IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

Das`kova Yulia Viktorovna1, Das`kova Christina Eduardovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2Penza State University of Architecture and Construction, student

Abstract
In article need of formation of creative independence at students designers is staticized. Specifics and features of vocational training of students - designers in the context of competence-based approach are considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Профессиональная подготовка студентов по направлению Дизайн в контексте компенентностного подхода // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3965 (дата обращения: 04.10.2017).

Наиболее актуальной  проблема поиска новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов выпускников вузов, умеющих легко ориентироваться в быстроменяющихся технологиях становится при  обучении студентов, обучающихся по направлению 072500.62 , где востребованы креативные специалисты, способные к быстрому обучению и изменению траектории профессиональной деятельности. Специфика профессиональная деятельности дизайнера определяется объектами деятельности и предполагает творческий процесс проектирования, в результате которого объект разработки приобретает  качества красоты, комфортности и  социальной ориентации. Проектная деятельность  дизайнера предполагает  не только художественно-эстетическую наполненность, но и  умение  глубокого изучения различных технологий изготовления, материалов, оборудования и конструкций. Это дает основание для совершенствования процесса  профессиональной подготовки будущих дизайнеров, в которой за короткий период времени необходимо подготовить будущего  дизайнера к творческой самостоятельности.

Анализ и осмысление научной литературы, посвященной вопросам формирования творческой самостоятельности рассматривается с различных аспектов. В психологии творческая самостоятельность исследуется  в контексте развития творческих способностей  (Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, А. Т.Шумилин и др.) В ряде работ решается проблема творческой личности и личности как субъекта творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Богоявленская, А. Дистервег, М.П. Дружинина,  Е.А. Климова, А.В. Хуторской, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Ермолаева-Томина и др.).

Мы считаем,  творческую самостоятельность студентов-дизайнеров надо рассматривать как целенаправленную, управляемую самим студентом учебную деятельность. Творческую самостоятельность дизайнера отличается  творческим мышление, наличием сформированных профессиональных знаний и умений,  мотивацией к импровизации  при решении учебно-творческих задний.

Анализ содержания дисциплин профессионального цикла, определенных Государственным образовательным стандартом по направлению “Дизайн” показал,  что дисциплины этого цикла, позволяют включать обучающихся в ситуации, приближенные профессиональным. При освоении методологических и технических знаний происходит формирование необходимых профессиональных умений и навыков, приобретается опыт творческой деятельности, создаются условия формирования мотивационно-ценностного отношения профессиональной деятельности студентов. Регулярная созидательная специально  организованная учебно-творческая деятельность студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин может и должна содействовать становлению творческой самостоятельности.

Дисциплина «ОПМ» входит в цикл профессиональных дисциплин профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Содержание лекционных и практических занятий направлено на изучение опыта и детализацию решений, принятых в процессе разработки комплексного дизайнерского проекта и представляет собой наиболее важный для дизайнера вид работы по предметному формированию среды. В рамках дисциплины студенты могут проектировать или создавать своими руками декоративные элементы, макеты образцов промышленной продукции. Следует отметить, что длительность ее освоения охватывает, практически весь период обучения в вузе (2-4 курсы).  Это обеспечивает более раннее погружение студентов в профессиональную деятельность. Согласно ФГОС ВПО профессиональная деятельность дизайнера заключается в проектировании объектов (комплексов)  предметной среды на основе применения современных технологий. Дисциплина “ОПМ” в полной мере обеспечивает студентов познанием всех этапов проектирования от разработки до выполнения объектов предметной среды в материале, например, этап выполнения фрагмента интерьера,  позволяет освоить классические технологии оформления детали интерьера и применить знания новых материалов и технологий.  В ходе изучения дисциплины особую актуальность приобретает практический аспект формирования дизайнерских умений: овладение художественными методами изображения и композиционного мастерства, методами эвристического формообразования, развитие творческой индивидуальности и художественного вкуса. Результаты освоения дисциплины “ОПМ” используются также  в процессе дипломного проектирования. Это становится существенным преимуществом данной дисциплины над другими дисциплинами профессионального цикла при выборе ее в качестве базовой для настоящего исследования.

Дисциплина «ОПМ» (совместно с дисциплиной «Проектирование») готовит студентов к выполнению  задач по видам профессиональной деятельности, заложенных образовательным стандартом:  художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, педагогической.  Она становится значимой в ряду  других дисциплин профессионального цикла, что определяет  ее в качестве базовой для эксперимента в области отбора средств формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Содержание занятий направлено на изучение опыта и детализацию решений, принятых в процессе изучения дисциплины «Проектирование», где разрабатывается комплексный дизайнерский проект. Содержание дисциплины «ОПМ» предусматривает освоение наиболее важного для дизайнера видов  работ по предметному формированию среды. В рамках дисциплины студенты могут проектировать или создавать своими руками декоративные элементы, макеты образцов продукции.

Цели освоения дисциплины: углубить профессиональные знания студентов в их комплексной подготовке путем ознакомления с основными принципами и методами технического проектирования основных видов оборудования, форми­рующих производственную, общественную, жилую и городскую среду; формирование у студентов знаний основных характеристик современных конструктивных и технологических решений оборудования, применяемых материалов, отделочных и декоративных, покрытий и т. п.; методов научно-исследовательской работы при изучении идеологических, социальных, функционально-технологических, технических и экономических предпосылок  проектирования средовых объектов.

Дисциплина «Основы производственного мастерства» изучается в базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1). Курс «Основы производственного мастерства» логически связан с дисциплинами: «Макетирование», «Основы эргономики и антропометрии», «Основы композиции», «Проектирование», «Архитектурное конструирование», «История искусств», «История дизайна, науки и техники», «Академическая живопись», «Академический рисунок», «Технический рисунок». Следует отметить, что длительность ее освоения охватывает, практически весь период обучения в вузе (2-4 курсы).  Это обеспечивает более раннее погружение студентов в профессиональную деятельность.

Дисциплина “Основы производственного мастерства” является основной профилирующей дисциплиной по направлению “Дизайн” и включает следующие аспекты: основы художественного проектирования, основы архитектуры, проектирование интерьеров жилых и общественных зданий, промышленных зданий и сооружений,  основы ландшафтной архитектуры малого городского пространства, реставрация памятников архитектуры. Содержательно-методически  курс дисциплины “ОПМ” взаимосвязан  с дисциплиной «Проектирование» базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1). Авторские программы “Технологии декорирования интерьера”, “Социально-ориентированное проектирование”, разработанные в рамках учебной программы «ОПМ»,  позволяют наиболее эффективно с учетом этапов формирования творческой самостоятельности наращивать  практический опыт: овладевать  художественными методами изображения и композиционного мастерства, методами эвристического формообразования, развивать  творческую  индивидуальность и художественный  вкус. Эти авторские программы реализуют существенную часть подготовки студентов дисциплины «ОПМ» и  обеспечивают студентов-дизайнеров знаниями (основ композиции в дизайне, эргономики, проектной графики, инженерного обеспечения дизайна, теории и методологии проектирования и конструирования, проектной графики; о цвете и цветовой гармонии; о способах обработки материалов; типологии  композиционных средств и их взаимодействие; основ профессиональной деятельности; методов и технологий классических техник оформления средовых объектов; принципов и особенностей применения новейших конструктивных и технологических решений оборудования в процессе дизайна-проектирования различных средовых объектов); умениями (разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; анализировать и определять требования к дизан-проекту различных средовых объектов; составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; научно обосновывать свои предложения; проектировать различные единичные образцы оборудования, их комплексы и системы организации среды, составлять соответствующую дизайнерскую и техническую документацию; использовать нормативные документы в своей практике); владениями (способами конструирования предметов и объектов средовых пространств; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки  информации; способами планирования, организации и контроля самостоятельной деятельностью).

Перечисленные знания, умения и навыки, заложены ГОС ФПО в качестве профессиональных  компетенций сформулированые с учетом специфики деятельности дизайнера и  обеспечивают подготовку выпускника к проектной, художественной, организационной-управленческой, информационно-технологической,  а также педагогической деятельности и отражают содержание  когнитивного, проектировочно-деятельностного и ценностно-мотивационного компонентов творческой самостоятельности.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 072500 – ДИЗАЙН  (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» мая 2009г.
  2. Дружинский, А.Н. История педагогики: учеб.пособие для студ.пед.вузов/ А.Н. Дружинский – М.: Владос, 1999. – 431с
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика. – 1981 – 186 с.
  4. . Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Сущность понятия творческой самостоятельности студента-дизайнера // Гуманитарные научные исследования. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6601 (дата обращения: 19.05.2014)
  5. Даськова Ю.В. Направленность содержания практических занятий на формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3199 (дата обращения: 02.06.2014)


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: