УДК 378

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Царан Александр Александрович
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации

Аннотация
В статье рассматривается нравственная культура будущих менеджеров. Пристальное внимание уделяется их нравственному развитию и формированию у них нравственных качеств, что позволяет в последующей профессиональной деятельности быть не только грамотным управляющим, но и оставаться субъектом культуры, способным нравственно оценивать последствия реализации управленческих решений, осоз-навать ответственность за судьбу организации.

Ключевые слова: духовный, менеджер, мораль, нравственная культура, нравственное воспитание, нравственность, нравственные качества, этика


THE DEVELOPMENT OF FUTURE MANAGERS’ MORAL CULTURE

Tsaran Alexander Alexandrovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages for Professional Communication Department

Abstract
In the article future managers’ moral culture is considered. Their moral development and the formation of moral features are given close attention. It lets them be not only intelligent managers in their future activities but also the subject of culture who can es-timate the sequences of managerial decisions and be responsible for the organization they work in.

Keywords: ethic, manager, moral culture, moral features, moral upbringing, sacred, virtue


Библиографическая ссылка на статью:
Царан А.А. Развитие нравственной культуры будущих менеджеров // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4028 (дата обращения: 03.10.2017).

Бизнес-образование направлено, прежде всего, на умелую подготовку управленцев, способных не только лишь решать управленческие задачи, но и помогать социальному развитию.

Проблема развития нравственной культуры будущих менеджеров, обладающих при выпуске из вуза не только профессиональными компетенциями, но и нравственным потенциалом, является одной их актуальных, имеющих судьбоносное значение для России [1].

Нравственные качества, которые присущи студенту-будущему менеджеру, содействуют его положительному саморазвитию, дают возможность в дальнейшей профессиональной работе быть не только хорошим управляющим, но и оставаться субъектом культуры, способным нравственно расценивать последствия принятия управленческих решений, осознающим, что он ответственен за судьбу организации. Впрочем, довольно быстрый отказ от прежней системы воспитания не привел к появлению новой, адекватной прогрессивным притязаниям, системы, а возникший вакуум в высших учебных заведениях заполнился узко профессиональной подготовкой студентов.

Главной целью бизнес-образования должно стать понимание того, что становление ценностных ориентаций менеджера, его нравственной культуры является не менее значимой задачей, чем становление его профессиональной компетентности. Для общества представляется важным, на что ориентируется управленец, поскольку это во многом определяет избираемые стратегии, задачи организации. Менеджер через систему управленческих решений передает личную систему отношений к людям, социуму. Он как раз таки и определяет репутацию организации.

Следует разводить «мораль» и «нравственность». «Словарь русского языка» слово мораль толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу и подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта, а нравственность – это внутренняя духовная жизнь человека и его убеждения [2, с. 513].

Если мораль базируется на понятиях «нельзя-можно», т.е. какое поведение дозволено в согласовании с социальными общепризнанными нормами, то мораль всегда основывалась на том, что есть запретное, то, что функционирует внутри человека в согласовании с его личными убеждениями, совестью.

Нравственность же есть внутренний аппарат индивидуума работать сообразно собственной совести и свободной воле. Этим, прежде всего, и отличается нравственность от морали. Нравственность и мораль исследуются философской дисциплиной – этикой.

Мораль является одним из способов нормативной регуляции поступков людей. Она охватывает нравственные убеждения, актуальные ориентиры, мотивы действий и тем самым проводит рубеж между злом и добром, бесчестием и честью, несправедливостью и справедливостью.

Различные оттенки имеются у морали и нравственности. Мораль предполагает присутствие наружного оценивающего субъекта (окружающих людей, церковь). В большей степени нравственность нацелена на внутренний мир человека и его личные убеждения.

В широком значении нравственность – особенная конфигурация социального сознания и картина социальных отношений. В узком значении нравственность – правила поведения людей по отношению друг к другу, социуму. С исторической точки зрения, нравственность – образовавшаяся система неписанных законов, главная ценностная конфигурация социального сознания, где находит отблеск публичная оценка действий человека.

На современном рубеже социуму необходимо именно совершенствование нравственное. Впереди трудный процесс отрицания отживших нравственных общепризнанных норм, критического переосмысления всего, что имеет возможность применения в данный момент в созидательных целях, обогащения морали свежими духовными ценностями. «Социальная ситуация оказывает существенное влияние на формирование

базовых показателей культуры личности, а именно на ее интеллектуальную культуру, культуру здорового образа жизни и нравственность», – утверждает Е.Б. Плотникова [3].

Нравственное развитие имеет следующие признаки:

-                     возрастание духовной свободы личности и расширение вероятности ее духовного совершенствования;

-                     ужесточение влияния морального начала на каждую сферу социальной жизни;

-                     дееспособность морали выходить из конфликтных ситуаций;

-                     присутствие нравственного неповиновения против бездуховности и аморализма;

-                     развитие морали, систематическое обогащение ее научного основания – этики;

-                     определение идеальных путей влияния на поведение человека и контроля за его нравственностью.

В передовом обществе особенность нравственности заключается в том, что познание и умения, необходимые от сотрудника (менеджера) больше сравниваются с нравственными качествами личности. Управленческие решения подразумевают тяжелые нравственные нагрузки, а этическая взыскательность и обязанность становятся важными для обеспечения положительных итогов профессиональной работы. Все в большей мере от общества требуются умения отыскивать механизмы функционирования учреждений и организаций, обществ, менеджеров, которые успешно решают задачи, безукоризненно с нравственной точки зрения [4, с. 31 – 32].

Нравственность работает ориентиром для обучения: она его ориентирует, упорядочивает и определяет суть. Практически главная задача образования – обучить учащихся критически расценивать высоконравственный взгляд на жизнь. Следовательно, познание сути морали – такое познание, в котором нуждаются педагоги в первую очередь. Именно им необходимо прививать учащимся основы нравственности.

В последнее время в РФ задачам административной этики, основам и общепризнанным нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется все больше интереса. Выделяют также и этику управленческую. Сущность управленческой работы заключается в принятии каждодневных важных решений, которые должны быть нравственно обоснованными.

В мировой общественной практике высшего образования сложилась традиционная модель подготовки специалистов любого профиля, включающая в себя два взаимосвязанных аспекта – собственно профессиональный и гуманитарный.

Целью профессиональной подготовки является “производство” специалиста определенного профиля, гуманитарная подготовка ставит своей целью развитие собственно личности – как мыслящего субъекта, обладающего определенным уровнем культуры, имеющего устойчивое мировоззрение, которое определяет его убеждения, установки и нравственную позицию.

Можно утверждать, что становление профессионально-нравственной культуры менеджера состоит из следующих компонентов, которые считаются фундаментом цели воспитания менеджеров высшей школы:

а) степень профессиональных и этических познаний, уровень их осмысления;

б) нравственные чувства, характеризующие отношение к профессиональной работе, такие как честность, порядочность, амбиции и др.;

в) способности, умения, пути реализации моральных общепризнанных мерок профессиональной работы, такие как компетентность, профессионализм, ответственность.

Большое общественное и психологическое значение имеет наличие научных школ в вузе и лидеров политических и управленческих наук, которые гарантируют определенную поддержку студентам и молодым ученым, за счёт получаемых школой грантов, коммуникативных связей и обмена специалистами, что, в конечном счёте,  формирует профессиональную корпоративную культуру современного российского менеджера.

Другой особенностью подготовки является то обстоятельство, что в процессе подготовки учащийся должен  сформироваться не только как специалист - служащий, но и как зрелый человек. Впрочем, надо принимать во внимание, что педагог обладает социально-политическими, морально-психологическими и нравственными качествами.

Нравственные качества менеджеров формируются под действием ряда объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся: степень демократизации общества, финансовое состояние страны, психологическая атмосфера в обществе, и то, как данные факторы отражаются в структуре учебного заведения и его климате.

К субъективным факторам относится степень становления самосознания личности, умственным компонентом которого считается совокупность мировоззренческих взглядов личности и ее познаний о государстве, конституционных правах и обязательствах, т.е. мышление граждан, которое отображает дееспособность видеть, воспринимать и оценивать социально-политические проявления в России и мире.

Эффективность модели воспитания нравственной культуры менеджера должна обеспечиваться следующими условиями [5, с. 90 -91]:

-                     создание воспитательной среды, положительно влияющей на моральное становление студента-будущего менеджера и обеспечивающей развитие его нравственной культуры как компонента профессиональной компетентности;

-                     внедрение педагогической помощи и педагогического сопровождения;

-                     проверка уровня воспитанности, предметом которого выступает степень нравственной культуры учащегося.


Библиографический список
  1. Царан А.А. Методика реализации педагогических условий нравственного самоопределения будущего менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – М, 2013. – № 6; URL:  http://www.science-education.ru/113-11393.
  2. Словарь русского языка в 4 тт. АН СССР. – М.: Русский язык, 1985 – 1989.
  3. Плотникова, Е.Б. Педагогическая функция общества: особенности влияния на становление базовых показателей культуры личности // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2007. – № 8. С. 143-151.
  4. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
  5. Доброхотова Л.Н. Воспитание нравственной культуры студента-менеджера: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. – 214 с.


Все статьи автора «Царан Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: