УДК 8209

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ивонтьева Анастасия Константиновна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

Аннотация
В статье рассматриваются педагогические идеи Л. Н. Толстого, история их возникновения и актуальность в настоящее время. Анализируется, какую роль сыграл Толстой и его педагогическая теория в становлении и развитии отечественной педагогики.

Ключевые слова: «яснополянская школа», дидактика, история, Л.Н. Толстой, педагогика, современность


PEDAGOGICAL HERITAGE OF L. N. TOLSTOY IN THE MODERN SCHOOL

Ivontieva Anastasia Konstantinova
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)

Abstract
The article discusses the pedagogical ideas of L. N. Tolstoy, the story of their origin and relevance at the present time. Analyzes the role of Tolstoy and his pedagogical theory in the formation and development of national pedagogy.

Библиографическая ссылка на статью:
Ивонтьева А.К. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого в современной школе // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4881 (дата обращения: 01.10.2017).

В наши дни, дни переустройств в социальном и духовном существовании обществ, педагогический поиск Толстого Льва Николаевича привлекает актуальными проблемами обучений, воспитаний подрастающих поколений, демократизаций систем народных образований. В его мыслях о новой школе и новых педагогических науках его времени, мы можем найти идеи и разработки, которые, отражают проблемы сегодняшнего дня и предлагают нам свежие, оригинальные мнения на проблемы современного преподавания. Пытаясь обучить ребенка творчески размышлять, сформировать их душевные необходимости и нравственные свойства, защитить будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” – все это вынуждало его поразмышлять о путях реформирований образовательных систем и пытаться найти новейшие подходы, технологии.

Жаль что, в изучении преподавательских исканий длительный период присутствовали определенные методологические просчеты, как итог прямолинейных толкований и упрощенных пониманий, поверхностных отношений к философской специфике  его мнения, молчание о непонятном положении. На примере, о его задумках религиозно-нравственных воспитаниях длительное время сохранялось в тайне, словно их и не существовало. Мы думаем, что нужно отойти от свойственных ему традиционных рассмотрений педагогического взгляда.

Основываясь на вышесказанном, темой нашей статьи является «Педагогическое наследие Л.Н. Толстого в современной школе».

Л.Н. Толстой сочинил одиннадцать статей, где продемонстрировал неправильность систем народных образований в царской России и в буржуазных странах Западной Европы, в то же время, изложив собственные педагогические убеждения. Он убежденно аргументировал, что правящие классы ни в России, ни за рубежом не беспокоятся о настоящей образованности ребенка из народа, что школы не соответствуют заинтересованности людей. Писал: «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование… Образования этого нет».[8] Он затеял «Общество народного образования», цель которого заключалась в «Распространение образования в народе». Но царское правительство этого не разрешило, после этого он сказал, что путь он и один, но создаст «тайное общество народного образования».

Преподавательский творческий процесс автора  следует поделить  на два грандиозных этапа:

- 1850 – 1870 года (формирование Яснополянской школы, выпуск  журнала «Ясная поляна», создание учебного пособия – «Азбуки» и «Новой азбуки»);

- содержит заключительные  тридцать  лет бытия, когда  создается религиозно-нравственные вероучения и создается желание его адаптированности к учебным процессам.

Его «Азбука» – совокупность учебных материалов из четырех книжек. Это своего рода энциклопедия, поясняющая ученикам окружающую среду. Художественно обогащая, она раскрывала главные определения физики, химии, ботаники, зоологии, поведала о жизни растений, внешних ощущениях людей и животных, процесса магнетизма, электричества и о другом.

В педагогических статьях он выделяет огромный интерес обоснованию принципа независимости в воспитательно-образовательных процессах. Неспроста, так много занимался данной проблемой. Свободное воспитание в понятии Льва Толстого во многом определено его политическими и философскими мнениями.

Л. Н. Толстой акцентрировался в педагогике на новейший вид бесед и подходу к каждому ученику. Если преподаватель математики представляет цель только лишь в том, чтобы обучить школьника решить задачи, а преподаватель русского языка – чтобы обучить детей правописанию и синтаксису, то скоро школьное учреждение, общество, семья станет пожинать печальные результаты пренебрежений нравственными идеями обучений.  Для него значимым была сама личность школьника, его внутренний образ и роль на планете, «в человечестве и Вселенной». Он думал, что следует создать всю личность школьника, а не отдельно его  черты ум и характер.

Он основал уникальную систему дидактических мнений, обогатившую науку новейшим подходом к решению главных трудностей образования и воспитания. Сообщать ученикам широчайшего круга сведений и формирование креативных сил ребенка, его инициатив и самостоятельности – это главная задача Толстовской школы. Задача воспитания, согласно Л. Толстому, обязана состоять в желании к гармоническому формированию абсолютно всех сил и возможностей детей.

Отталкиваясь из принципа независимости в педагогике, Л. Толстой аргументировал  всю преподавательскую концепцию.

Он по другому приблизился к пониманию сути учебного  процесса. Для него – преподаватель велик тем, что основательнее и всесторонне, нежели кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понимает потребность исследования внутреннего мира школьника, желание, заинтересованностей и стремлений. Помещая в центр собственной преподавательской системы личности школьника, он создаст вокруг нее концепцию дидактических принципов, которую мы дальше разберем, в частности, последующие принципы:

*сознательность и активность обучения;

* связь обучения с жизнью;

*доступность обучения;

* прочность усвоений знания;

* природосообразность.

Подчеркнем, что в ходе преподавания он давал огромную значимость формированию самостоятельности и творческого мышления у обучающихся. Писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”[9].

Книга для учащегося обязана давать ответ следующим заявкам:

1) высочайшая художественность;

2) краткость и доступность;

3) изобильные и различные содержания;

4) события о русской жизни;

5) рассказы на нравственную тему.

Особую роль в дидактических взглядах Л. Толстого играет принцип связи обучения с жизнью. Рассмотрев педагогическую концепцию немецких школ, объективно замечал, то, что чем состоятельнее и разностороннее жизненный опыт обучающихся,  тем больше возможностей благополучно учить детей в школе, тем проще утверждение межпредметных связей и увеличение учебной мотивации.

Оптимальным способом для достижения доступности преподавания, находил накапливание обучающимися возможно наибольшего количества определенных данных и фактов, в отличие от традиционного уведомления обобщенно и отвлеченно-абстрактной истины. Он предлагал, преподавателю отталкиваться от конкретных, жизненных опытов учеников, от личных фактов и явлений приводить ученика к обобщению. Он советовал преподавателям обращать внимание  на полное представление совершаемых поступков учащихся, применять элементы проблемностей в обучении, приводить обучающихся к самостоятельным выведениям правил, заключений. Он сформулировал “Общие замечания для учителя”:  “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.” [6]

Значительной предпосылкой крепкого освоения навыков полагал такой фактор, равно как наличие у ученика точного представления смысла, самой идеи познания и любого из его слагаемых, понимание учащимся жизненного значения исследуемого материала. В его преподавательской концепции имеется узкая взаимосвязь основополагающих принципов. Восприятие цели знания способно оживить ум учащегося, мобилизует его свободу и силы на преодолевание трудностей учения и достижение высочайших результатов. В отсутствии соблюдения данного условия педагог не имеет полномочия требовать с учащихся укрепления в памяти познания или опыта. Значимыми свойствами стойкого познания полагал представление сути.

Особый интерес в вопросе поучения Лев Толстой отдавал оживлению учебных процессов.  На основании исследований в Яснополянской школе, изучений деятельности школьных заведений в России и за рубежом он удостоверился, что традиционно применяемый набор способов и приемов преподавания зачастую неадекватен возрастным и психологическим особенностям ребенка, в связи с чем активность детей спадает, возникает недопонимание и страх, стесненность и безразличие по отношению к преподавателю и учебной программе. Создал целостный порядок различных методов и способов, стимулирующих инициативу учащихся, их творческую деятельность, формирующих раскованный и благоприятный для учений атмосферный климат на уроках. Назовем некоторые  способы, что он применял в современной преподавательской практике.

Наглядность в обучении.

Мощным средством достижения осознанных и оптимальных познаний полагал очевидность.   В данное понятие он вкладывал весьма широкое значение. Данная система, обеспечивала чувственно-образное понимание действительного. Наглядность в обучении нужно применять, для того чтобы гарантировать красочное эмоциональное усвоение ребятами живых образов, вызвать детскую фантазию, творческое воображение, желание к полному познанию вещей, явлений. Принимал практически единственно обоснованными средствами наглядности – настоящие предметы, находящиеся вокруг детей реальность и пополнение эмоций о ней посредством повседневного контроля в быту, работе, детской игре, прогулке, и целенаправленно, через школьные эксперименты, исследования, поездки.

Методика эмоциональных воздействий

Л. Толстым сформирована целая методика различных эмоциональных влияний на обучающихся, которая широко применялась им для пробуждения заинтересованности к истории и активизации мыслительной работы школьников.  В данном отношении свойственен урок о военных действиях 1812 года, описанных в издании “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”:

“Я начал с Александра 1, рассказал о французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне, окончившейся Тильзитским миром. Как только дело дошло до нас, со всех сторон послышались звуки и слова живого участия… Отступление наших войск мучило слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем? и ругали Кутузова и Барклая… Когда пришла Бородинская битва, и когда в конце ее я должен был сказать, что все мы все-таки не победители, мне жалко было их; видно было, что я страшный удар наношу всем”. [8]

Рассказы педагога о действиях войны длился вплоть до запоздалого вечера. Исторические действия он превращал в фантастичные действия, какие затягивали ребенка, делая их не попросту зрителями или слушателями, а соучастниками, сострадающими. Искусство живых, образных, выразительных рассказов, душевное общение с учениками приковывали к занятию всё внимание все их мысли и чувства. О данном говорит психическое поведение учащегося: “слова живого участия”, “все выразили одобрение”, “все замерли от волнения”, “все загрохотало от сознания непокорности”, “вся комната застонала от гордого восторга”. Подобные уроки на долгое время оставались в памяти обучающихся.

Эмоциональную взволнованность детей  стремил к руслу сознательной работы. Оживленность учащихся поддерживалась на протяженности всего занятия.

Ситуация затруднения

Иногда Л. Толстой в ходе преподавания организовывал “ситуацию затруднения” равно как инструмент активизации мыслительной работы обучающихся, причем формировались подобные требование, при которых посредством комбинирования известного планировалось нахождение новейшего. Он был прав, когда потребовал эластичности использования способов преподавания. Каждый способ, говорил он, можно извратить, в случае в случае если приблизиться к нему официально, никак не осмыслив его создания, не ощутив живую душу. Каждый способ плох, в случае если приучает обучающихся к обычный восприимчивости либо пассивности, и неплох, в случае если возбуждает в них независимость.

Мы выявили стороны преподавательской работы и концепцию дидактических мнений, которые являются актуальными на нынешнем шаге российский педагогики.

Львом Николаевичом по-новому был открыт мир ребенка. Свободность видения формировало требование для независимости творчества и оберегало от упрощенности и однозначности. Он продемонстрировал, то, что мнение старших на детей обязано быть несомненно гуманистическим, то есть включать в своей основе любовь словно  метод миропонимания и мироотношения. Это хорошо, что он устремился к проблемам педагогики, это счастье людей.

Задачей школы, семьи, общества являются развить в людях гуманистические задаток и необходимость существовать в соответствии с идеями сбережения и продолжения существования. Школа обязана стать учебным заведением современного существования учащегося и трудиться на улучшение духовного обновления. Подобная допустимость скрывается в самом содержании теории Льва Николаевича Толстого.

В соответствии с концепцией, школьник, храня свободу выбора, делает сознательный шаг в сторону величия ума и чувства, со временем созидает собственный Путь существования.

Осознанное предпочтение собственной жизненной дороги – это главная цель школы. Проблема не в профориентации, не в перекачке данных от одного к другому, а в создании статуса личности, когда духовная мощная личность готова к испытанию, способна защитить свое достоинство, совершить сознательный нравственный выбор.

На сегодняшний день учебное заведение, осуществляя противоречивость общественного формирования, обязана быть  впереди общественного формирования. Только лишь в таком случае она станет формировать личность, создающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой ведет нас путем педагогических исканий, пытается научить видеть настоящее счастье в выявлении индивидуальности каждого учащегося. Теперь, столько лет спустя после смерти великого учителя, мы многое можем по-новому понять и дать оценку. Он появляется пред судом времени в величии собственного гуманизма и мудрости. И по этой причине его имя как великого учителя-гуманиста бессмертно.


Библиографический список
  1. В.И. Ленин. Статьи о Толстом/ составлен проф. С.М. Брейтбурга/ Москва «Художественная литература» 1988 г. – 215 с.
  2. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд.  ТГПИ  им.  Л.  Н.  Толстого.-Тула, 1969.
  3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.
  4. Вейкшан В. А. “Л. Н. Толстой о воспитании и обучении”. Москва 1953 г.
  5. Гончаров Н. К. “Педагогические идеи и практика Л. Н. Толстого в книге “Историкопедагогические очерки”” М.1963 г.
  6. Гусев Н. Н. “Лев Николаевич Толстой”. Москва – 1963 г.
  7. Заварзина, Л.Э./ Л.Н. Толстой в оценке П.Ф. Каптерева / 2008  г./ Педагогика №8, стр. 65-76.
  8. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 2001.- № 9.
  9. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 20т. Т.15: Статьи из педагогического журнала «Ясная поляна»/ Л.Н.Толстой; [сост. и научный редактор В.Порудоминский]. – М: ТЕРРА, 1998, -383 с.
  10. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. М., 1928-1958.


Все статьи автора «IvontievaAnastasija»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: