УДК 37.013

СВЯЗИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕЛАТЬ УТРЕННЮЮ ЗАРЯДКУ С НЕКОТОРЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мошкин Владимир Николаевич1, Зуев Владимир Михайлович2
1Алтайская академия экономики и права, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры
2Алтайская академия экономики и права, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры

Аннотация
Объектом исследования выступил процесс формирования готовности студентов к физическому самосовершенствованию. Предметом исследования является самооценка студентов 1-3 курсов экономического и юридического факультетов их готовности ежедневно делать утреннюю зарядку. Выяснялись эмпирические признаки связи привычки ежедневно делать утреннюю зарядку с факультетом, курсом, полом студентов, готовностью к чтению литературы о физическом самосовершенствовании, посещением спортивной секции, умением подобрать упражнения для развития силы, выполнением упражнений для развития выносливости, привычкой обливаться холодной водой, самооценкой знаний о развитии физических возможностей, самоконтролем за физическим состоянием, отношением к употреблению допингов. Проведено сравнение результатов анкетирования студентов в 2005 г. и в 2015 г. В ходе исследования использовались методы: анкетирование (студенты выражали согласие или несогласие с утверждениями), статистическая обработка результатов анкетирования (применялась статистическая программа, разработанная на основе Excel), проверка статистической достоверности различий (критерий Фишера). По данным 2005 г. выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи готовности студентов ежедневно делать утреннюю зарядку со следующими факторами: курс, на котором учатся студенты (обнаружены признаки негативной динамики физической активности студентов от 1 к 3 курсу); чтение студентами литературы по физкультуре (имеются признаки положительного влияния чтения литературы на готовность делать зарядку); привычка студентов обливаться холодной водой (имеются признаки положительного влияния обливания холодной водой на готовность делать зарядку). На основе сравнения ответов студентов в 2005 г. и в 2015 г. выявлены признаки негативных изменений готовности студентов делать утреннюю зарядку. На основе эмпирического исследования 2005 г., 2015 г. не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи между готовностью студентов ежедневно делать утреннюю зарядку и следующими факторами: факультет, на котором обучаются студенты; пол студентов; посещение студентами спортивных секций. В связи с уменьшением в 2015 г. по сравнению с 2005 г. количества выявленных связей между элементами физической культуры сформулировано предположение о негативном изменении физической культуры опрошенных студентов в направлении уменьшения целостности.

Ключевые слова: выполнение упражнений, допинги, закаливание холодной водой, развитие выносливости, развитие силы, самоконтроль физического состояния, спортивные секции, утренняя зарядка, физическая культура студентов, физические возможности


COMMUNICATION READINESS OF STUDENTS TO DO MORNING EXERCISES WITH SOME ELEMENTS OF PHYSICAL CULTURE

Moshkin Vladimir Nikolaevich1, Zuev Vladimir Mihaylovich2
1Altai Academy of Economics and Law, Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education
2Altai Academy of Economics and Law, Ph.D., Associate Professor, Department of Physical Education

Abstract
The object of the study was made by the process of formation of readiness of students to the physical self. The subject of research is the self-esteem of students of 1-3 courses of economic and legal faculties of their willingness to do morning exercises every day. It turns out empirical signs of communication habits every day to do morning exercises with faculty, course, sex students ready to read literature about the physical self-improvement, visit the sports section, the ability to choose the exercises to develop strength, doing exercises to develop endurance, a habit to pour cold water, self-assessment of knowledge about development of physical abilities, self-control of the physical condition, attitude toward doping. A comparison of the results of the survey of students in 2005 and in 2015. The study used methods: survey (students expressed agreement or disagreement with statements), statistical processing of survey results (used statistical program developed based on Excel), verification of a statistically significant difference (Fisher's). According to 2005 data revealed a statistically significant relationship signs of readiness of students do morning exercises every day with the following factors: the rate at which students learn (found signs of the negative dynamics of the physical activity of students from 1 to 3 courses); reading literature students in physical education (there is evidence of the positive impact of reading literature on the willingness to do exercises); the habit of students pour cold water (there is evidence of the positive impact of pouring cold water on the willingness to do exercises). Based on the comparison of answers of students in 2005 and in 2015 showed signs of adverse changes in students' readiness to do morning exercises. On the basis of empirical research in 2005, 2015 revealed no statistically significant evidence of the relationship between students' readiness to do morning exercises every day, and the following factors: the faculty, where students are trained; Students floor; students attending sports sections. Due to the decrease in 2015 compared to 2005, the number of identified links between elements of physical culture formulated assumption about adverse change in physical training of the students in the direction of decreasing integrity.

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н., Зуев В.М. Связи готовности студентов делать утреннюю зарядку с некоторыми элементами физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4886 (дата обращения: 01.10.2017).

Принимая во внимание наличие публикаций о результатах теоретических и экспериментальных исследований формирования физической культуры студентов [1-32], следует признать, что в настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема влияния физической культуры на развитие личности студентов. В связи с этим на основе анкетирования изложим результаты изучения эмпирических признаков связи некоторых элементов физической культуры с готовностью студентов ежедневно делать утреннюю зарядку.

Исследование основано на эмпирических данных, полученных при анкетировании студентов в 2005, 2015 гг. В ходе анкетирования в декабре 2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов ААЭП. В апреле 2015 г. анкетирование студентов экономического и юридического факультетов ААЭП было проведено повторно (опрошено 229 студентов 1-3 курсов, из них 153 девушек, 76 юношей). В 2005 г. была использована анкета, распечатанная на листах формата А4. В 2015 г. был использован электронный вариант анкеты, студенты заполняли анкету на персональных компьютерах. Результаты анкетирования обработаны при помощи разработанной нами статистической программы (на основе Excel). При опросе была использована анкета, включающая 36 вопросов закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов (вопросы сформулированы в виде утверждений), предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты.

В утверждениях анкеты отражены элементы физической культуры студентов (утверждения 8, 15-20) и два внешних фактора совершенствования физической культуры личности. Эти факторы следующие: литература о физическом самосовершенствовании (утверждение 9), спортивные секции (утверждение 10). В то же время, утверждения 9, 10 фиксируют отдельные элементы физической культуры: готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании, готовность посещать спортивную секцию. Поэтому ответы студентов по поводу утверждений 9, 10 дают информацию о двух видах факторов: об элементах физической культуры студентов (готовность пользоваться литературой и готовность посещать секции) и о внешних факторах развития физической культуры личности (литературе, секциях). В настоящей статье при анализе результатов опроса студентов мы имеем в виду оба эти фактора (физическую культуру самих студентов и физическую культуру общества), однако ограничиваемся рассмотрением лишь одного аспекта полученной информации о студентах: их готовность к чтению литературы и готовность посещать секции.

Статистические данные 2005, 2015 гг. об ответах студентов разных групп (группы выделены по признакам: факультет, курс, пол) представим в сводной таблице 1, в которой сгруппированы данные о процентных долях делающих зарядку студентов.

Таблица 1 – Данные об отличии активности студентов разных групп в выполнении утренней зарядки в 2005, 2015 гг.

Группы студентов Процентные доли студентов, делающих зарядку в 2005 г. Процентные доли студентов, делающих зарядку в 2015 г. Разница процентных долей студентов, делающих зарядку в 2005, 2015 гг. Изменение активности студентов в выполнении зарядки от 2005 г. к 2015 г. 1
Экономический факультет 22% 18% -4% Снижение 2
Юридический факультет 25% 24% -1% Снижение 3
1 курс 29% 24% -5% Снижение 4
2 курс 21% 10% -11% Снижение 5
3 курс 19% 23% 4 Статистически незначимое повышение 6
Девушки 22.84% 20,92% -2% Снижение 7
Юноши 25.42% 13,16% -12% Снижение 8
1 2 3 4 5

Из таблицы 1 следует, что в 2015 г. по сравнению с 2015 г. на 1-11% активность студентов в выполнении утренней зарядки снизилась (6 групп из 7).

Результаты статистической обработки полученных в ходе анкетирования в 2005 г. данных об ответах студентов по поводу утверждений 9, 10, 15-20 представим в таблице 2, в которой отобраны данные о процентных долях делающих зарядку студентов с положительной (см. данные в столбце 3) и с отрицательной (см. данные в столбце 2) самооценкой наличия различных элементов физической культуры. Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных нами использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Результаты проверки достоверности различий процентных долей (ответов по поводу занятий физической зарядкой в группах студентов с положительной и с отрицательной оценкой наличия различных элементов физической культуры) также отразим в таблице 2 (см. столбец 5).

Таблица 2 – Данные 2005 г. о наличии признаков связи готовности студентов делать зарядку с различными элементами физической культуры

Утверждения (элементы физической культуры). Процентные доли делающих зарядку среди студентов с отрицательной самооценкой (наличия элемента культуры). Процентные доли делающих зарядку среди студентов с положительной самооценкой (наличия элемента культуры). Разница процентной доли делающих зарядку среди студентов с положительной и отрицательной самооценкой (наличия элемента культуры). Наличие признаков связи, эмпирическое значение φ*, значимость различий. 1
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

18%

37%

19% Выявлены признаки связи, 6.228, φ* находится в зоне значимости 2
10. Я посещаю спортивную секцию.

23%

25%

2% Не выявлены статистически значимые признаки связи 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы.

15%

30%

15% Выявлены признаки связи, 5.123, φ* находится в зоне значимости 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости.

17%

38%

21% Выявлены признаки связи, 6.883, φ* находится в зоне значимости 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой.

22%

44%

22% Выявлены признаки связи, 3.698, φ* находится в зоне значимости 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности.

17%

27%

10% Выявлены признаки связи, 2.648, φ* находится в зоне значимости 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием.

16%

26%

10% Выявлены признаки связи, 2.724, φ* находится в зоне значимости 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов.

25%

24%

-1% Не выявлены признаки связи 9
1 2 3 4 5

Из таблицы 2 следует, что среди признавших наличие элементов физической культуры в занятиях зарядкой наиболее активны студенты, которые обливаются холодной водой: среди них 44% утверждают о ежедневном выполнении зарядки. Наименее активны (среди признавших наличие элементов физической культуры) в занятиях зарядкой студенты, которые отвергают допинги: среди них 24% утверждают о занятиях зарядкой. Из таблицы 2 также следует, что наибольшая разница активности в занятии зарядкой между студентами с положительной и отрицательной самооценкой наличия элемента физической культуры составила 22% (между обливающимися холодной водой и не обливающимися).

Из таблицы 2 видно, что признавшие наличие 7 элементов физической культуры (см. данные по поводу утверждений 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19) студенты продемонстрировали более высокую активность в выполнении зарядки (разница в группах студентов признавших и не признавших наличие различных элементов физической культуры составила от 2% до 22%). Причем отличие ответов о занятиях зарядкой в 6 группах студентов (в разных процентных долях признавших наличие и отсутствие элементов физической культуры) оказались статистически значимыми. Связь занятий зарядкой с посещением спортивной секции (см. в таблице 2 утверждение 10) оказалась статистически незначимой. Не выявлено признаков связи занятий зарядкой с отношением опрошенных к допингам. Более того, среди студентов, отвергающих допинги, на 1% оказалась меньше процентная доля делающих зарядку (по сравнению с признающими допинги студентами).

Полученные нами статистические данные 2015 г. об ответах студентов по поводу утверждений 9, 10, 15-20 представим в таблице 3, в которой отобраны данные о процентных долях делающих зарядку студентов с положительной (см. данные в столбце 3) и отрицательной (см. данные в столбце 2) самооценкой наличия различных элементов физической культуры. Результаты проверки достоверности различий процентных долей (ответов по поводу занятий физической зарядкой в группах студентов с положительной и отрицательной оценкой наличия различных элементов физической культуры) также сгруппируем в таблице 3 (см. столбец 5).

Таблица 3 – Данные 2015 г. о наличии признаков связи готовности студентов делать зарядку с элементами физической культуры

Утверждения (элементы физической культуры). Процентные доли делающих зарядку среди студентов с отрицательной самооценкой (наличия элемента культуры.) Процентные доли делающих зарядку среди студентов с положительной самооценкой (наличия элемента культуры). Разница процентной доли делающих зарядку среди студентов с положительной и отрицательной самооценкой (наличия элемента культуры). Наличие признаков связи, эмпирическое значение φ*, значимость различий. 1
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

16%

15%

-1% Не выявлены признаки связи 2
10. Я посещаю спортивную секцию.

13%

22%

9% Выявлены признаки связи, 1.866, φ* в зоне неопределенности 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы.

12%

21%

9% Выявлены признаки связи, 1.746, φ* в зоне неопределенности 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости.

11%

36%

25% Выявлены признаки связи, 4.663, φ* находится в зоне значимости 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой.

18%

40%

22% Выявлены признаки связи, 1.73, φ* в зоне неопределенности 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности.

21%

18%

-3% Не выявлены признаки связи 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием.

19%

19%

0% Не выявлены признаки связи 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов.

20%

19%

-1% Не выявлены признаки связи 9
1 2 3 4 5

Из данных таблицы 3 следует, что в 2015 г. наиболее активны в занятиях зарядкой студенты, которые обливаются холодной водой, среди них 40% утверждают о занятиях зарядкой. Наименее активны в выполнении зарядки студенты (среди признавших наличие элемента физической культуры), которые читают литературу по физкультуре, среди них 15% утверждают о занятиях зарядкой. Из таблицы 3 также следует, что наибольшая разница между студентами с положительной и с отрицательной самооценкой наличия элемента физической культуры составила 25% (между теми, кто выполняет и теми, кто не выполняет упражнения для развития выносливости).

Из таблицы 3 следует, что студенты признавшие наличие 4 элементов физической культуры (см. данные в строках 3, 4, 5, 6 таблицы) продемонстрировали более высокую активность в занятиях зарядкой (по сравнению со студентами с отрицательной оценкой тех же элементов физической культуры, разница составила от 9% до 25%). При этом отличие ответов о готовности делать зарядку только в 1 группе студентов, признавших наличие или отсутствие элемента физической культуры (самостоятельное выполнение упражнений для развития выносливости), оказались статистически значимыми. Выявлены статистически незначимые признаки связи 3 элементов физической культуры с самооценкой готовности к занятиям зарядкой (см. данные о различиях в ответах по поводу утверждений 10, 15, 17). Не выявлено признаков связи активности в выполнении зарядки с готовностью читать литературу, с наличием самоконтроля за физическим состоянием и с отношением опрошенных к допингам (см. данные в строках 2, 8, 9).

Статистические данные об ответах студентов по поводу утверждений 9, 10, 15-20 в 2005, 2015 гг. в обобщенном виде представим в сопоставительной таблице 4, в которой столбцы 2 (данные 2005 г.), 3 (данные 2015 г.) включают данные о готовности делать зарядку в группах студентов с признаками наличия иных исследуемых нами элементов физической культуры.

Таблица 4 – Данные опросов 2005, 2015 гг. об активности в занятиях зарядкой студентов с признаками наличия других элементов физической культуры

Утверждения анкеты (элементы физической культуры). Процентные доли делающих зарядку среди студентов с положительной самооценкой наличия элемента культуры в 2005 г., наличие признаков связей Процентные доли делающих зарядку среди студентов с положительной самооценкой наличия элемента культуры в 2015 г., наличие признаков связей Разница процентных долей делающих зарядку среди студентов с положительной самооценкой наличия элементов физической культуры в 2005, 2015 гг. Изменение активности в выполнении зарядки 1
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. 37%, статистически значимые признаки наличия связи 15%, отсутствие признаков наличия связи -22% Снижение 2
10. Я посещаю спортивную секцию. 25%, отсутствие признаков наличия связи

22%, статистически незначимые признаки наличия связи

-3% Снижение 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 30%, статистически значимые признаки наличия связи

21%, статистически незначимые признаки наличия связи

-9% Снижение 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 38%, статистически значимые признаки наличия связи

36%, статистически значимые признаки наличия связи

-2% Снижение 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 44%, статистически значимые признаки наличия связи

40%, статистически незначимые признаки наличия связи

-4% Снижение 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 27%, статистически значимые признаки наличия связи

18%, отсутствие признаков наличия связи

-9% Снижение 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 26%, статистически значимые признаки наличия связи

19%, отсутствие признаков наличия связи

-7% Снижение 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 24%, отсутствие признаков наличия связи

19%, отсутствие признаков наличия связи

-5% Снижение 9
1

2

4 5

Из таблицы 4 по данным столбцов 4, 5 видно, что активность в занятиях зарядкой от 2005 г. к 2015 г. снизилась во всех группах студентов с признаками иных элементов физической культуры (читающих литературу, посещающих секцию и т.д. – см. столбец 4, уменьшение процентной доли делающих зарядку от 2% до 22%). Иначе говоря, данные таблицы 4 свидетельствуют о наличии признаков негативных изменений физической культуры студентов в 2015 г. по сравнению с 2005 г.

Из таблицы 4 также видно, что в 2005 г. были обнаружены признаки статистически значимых связей занятия зарядкой с 6 элементами физической культуры студентов (такого рода связи косвенно свидетельствуют о возможном положительном влиянии данных элементов физической культуры на готовность студентов делать зарядку). Однако в 2015 г. были обнаружены признаки статистически значимых связей готовности делать зарядку лишь с 1 элементом физической культуры студентов (утверждение 16, самостоятельное выполнение упражнений для развития выносливости). Наличие признаков связей между элементами физической культуры личности мы рассматриваем как признак целостности физической культуры студентов. В связи с уменьшением количества связей логично сформулировать предположение о негативном изменении физической культуры опрошенных студентов в направлении уменьшения целостности (в 2005 г. обнаружены признаки 6 связей из 8 изученных, в 2015 г. выявлен признак 1 связи).

Статистические данные об ответах студентов по поводу утверждений 9, 10, 15-20 в 2005 г. и в 2015 г. в обобщенном виде представим в сопоставительной таблице 5, в которой столбцы 2 (2005 г.), 3 (2015 г.) включают данные о готовности делать зарядку в группах студентов с признаками отсутствия иных исследуемых нами элементов физической культуры.

Таблица 5 – Данные опросов 2005, 2015 гг. об активности в занятиях зарядкой студентов с признаками отсутствия других элементов физической культуры

Утверждения анкеты (элементы физической культуры). Процентные доли делающих зарядку среди студентов с отрицательной самооценкой наличия элемента культуры в 2005 г. Процентные доли делающих зарядку среди студентов с отрицательной самооценкой наличия элемента культуры в 2015 г. Разница процентных долей делающих зарядку среди студентов с отрицательной самооценкой наличия элементов физической культуры в 2005, 2015 гг. Изменение активности в выполнении зарядки 1
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. 18% 16% -2% Снижение 2
10. Я посещаю спортивную секцию. 23% 13% -10% Снижение 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 15% 12% -3% Снижение 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 17% 11% -6% Снижение 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 22% 18% -4% Снижение 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 17% 21% -4% Снижение 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 16% 19% -3% Снижение 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 25% 20% -5% Снижение 9
1

2

4 5

Из таблицы 5 по данным столбцов 4, 5 видно, что активность в занятиях зарядкой от 2005 г. к 2015 г. снизилась во всех группах студентов (не читающих литературу о физическом самосовершенствовании, не посещающих секцию и т.д. – см. столбец 4, уменьшение процентной доли делающих зарядку от 3% до 10%). Данные таблицы 5 свидетельствуют о наличии признаков негативных изменений физической культуры студентов в 2015 г. по сравнению с 2005 г.

Подводя итоги проведенного анализа статистических данных, на основе таблиц 4, 5 сформулируем основные выводы. В 2015 г. по сравнению с 2005 г. на основе ответов студентов выявлены следующие изменения:

- снизилась активность студентов экономического факультета в занятиях утренней зарядкой (выявлено уменьшение на 4%);

- снизилась процентная доля студентов 2 курса, делающих утреннюю зарядку (с 21% в 2005 г. до 10% в 2015 г.);

- снизилась процентная доля юношей, делающих утреннюю зарядку (с 25% в 2005 г. до 13% в 2015 г.);

- среди студентов, читающих литературу по физкультуре, снизилась процентная доля делающих утреннюю зарядку (с 37% в 2005 г. до 15% в 2015 г.);

- среди студентов, не посещающих спортивные секции, снизилась процентная доля делающих утреннюю зарядку (с 23% в 2005 г. до 13% в 2015 г.);

- среди умеющих подобрать упражнения для развития силы на 9% меньше процентная доля студентов, которые делают утреннюю зарядку (снижение с 30% до 21%);

- среди не умеющих подобрать упражнения для развития силы процентная доля делающих зарядку уменьшилась на 3%;

- среди выполняющих упражнения для выносливости на 2% меньше процентная доля студентов, которые делают утреннюю зарядку;

- среди не выполняющих упражнения для выносливости процентная доля делающих зарядку уменьшилась на 6%;

- среди студентов, знающих о развитии физических возможностей, на 9% меньше процентная доля студентов, которые делают утреннюю зарядку (снижение с 27% до 18%);

- среди положительно оценивших свой опыт самоконтроля студентов на 7% меньше процентная доля студентов, которые делают утреннюю зарядку (снижение с 26% до 19%);

- снизилась на 5% (как среди отвергающих, так и среди не отвергающих допинги) процентная доля студентов, которые делают утреннюю зарядку.

В приведенном выше перечне изменений активности студентов в 2015 г. по сравнению с 2005 г. снижение активности в занятиях зарядкой 1 группы студентов (читающих литературу по физкультуре) является статистически значимым. Все остальные изменения (11 вариантов) самооценки активности студентов оказались статистически незначимыми. Вместе с тем, все выявленные изменения (12 вариантов) свидетельствуют о наличии признаков снижения активности студентов в выполнении утренней зарядки. Таким образом, на основе сравнения ответов студентов в 2005 г. и в 2015 г. выявлены признаки негативных изменений в готовности студентов ежедневно делать утреннюю зарядку.

На основе эмпирического исследования 2005 г., 2015 г. не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи между готовностью студентов ежедневно делать утреннюю зарядку и следующими факторами:

- факультет, на котором обучаются студенты;

- пол студентов;

- посещение студентами спортивных секций;

- отношение к допингам.

По данным 2005 г. выявлены статистически значимые признаки связи готовности студентов ежедневно делать утреннюю зарядку со следующими факторами:

- курс, на котором учатся студенты (выявлена тенденция снижения от 1 к 3 курсу процентной доли студентов, делающих зарядку, т.е. обнаружены признаки негативной динамики физической активности студентов от 1 к 3 курсу);

- чтение студентами литературы по физкультуре (имеются признаки положительного влияния чтения литературы на готовность делать зарядку);

- привычка студентов обливаться холодной водой (имеются признаки положительного влияния обливания холодной водой на готовность делать зарядку);

- выполнение упражнений для развития силы (имеются признаки положительного влияния упражнений для силы на готовность делать зарядку);

- самооценка знаний о физическом развитии (имеются признаки положительного влияния информированности на готовность делать зарядку);

- наличие готовности следить за физическим состоянием (имеются признаки положительного влияния самоконтроля на готовность делать зарядку).

На основании результатов анкетирования в 2015 г. выявлены статистически незначимые признаки связи готовности студентов делать зарядку со следующими факторами:

- факультет (студенты юридического факультета более склонны делать утреннюю зарядку, разница в ответах составила 5%);

- пол (13% юношей 21% девушек делают зарядку, т.е. девушки продемонстрировали большую активность в занятиях физкультурой по утрам);

- посещение спортивных секций (среди посещающих секции студентов 22% делают зарядку, среди не посещающих секции таких студентов оказалось 13%, т.е. на 9% меньше);

- закаливание холодной водой (среди обливающихся холодной водой делают зарядку 40% студентов, среди не обливающихся – 18%, т.е. разница составила 22%).

Еще раз подчеркнем, что выводы, сформулированные выше о наличии по данным 2015 г. признаков четырех связей (с факультетом, полом, посещением секций, закаливанием), основаны на статистически незначимых эмпирических данных и нуждаются в дальнейшей проверке, уточнении.

По данным 2015 г. не выявлены статистически значимые признаки связи готовности студентов ежедневно делать утреннюю зарядку со следующими факторами:

- курс, на котором учатся студенты (нет статистически значимых признаков динамики физической активности студентов по годам обучения);

- чтение студентами литературы по физкультуре;

- привычка студентов обливаться холодной водой;

- выполнение упражнений для развития силы;

- информированность о физическом развитии;

- наличие самоконтроля за физическим состоянием.

Таким образом, в 2015 г. по сравнению с 2005 г. выявлены изменения, свидетельствующие о том, что связи (между активностью студентов в выполнении упражнений утренней зарядки и элементами физической культуры: чтение литературы по физкультуре, закаливание, упражнения для силы, знания о физическом развитии, самоконтроль за физическим состоянием), выявленные в 2005 г., не обнаружены в 2015 г. (нет статистически значимых отличий в ответах). Возможно, эти и иные изменения результатов исследования связаны с динамикой от 2005 г. к 2015 г. физической культуры студентов: отношения студентов к зарядке, к чтению литературы, к закаливанию, физическим упражнениям, изучению литературы о физкультуре, самоконтролю за физическим состоянием и т.д.

При изложении и анализе результатов анкетирования выше в отдельных случаях речь идет о самооценке студентами наличия или отсутствия у них тех или иных элементов физической культуры (активности, знаний, самоконтроля и т.д.). В некоторых фрагментах текста анализируются вопросы наличия или отсутствия у обследованных студентов тех или иных качеств, знаний, видов деятельности и т.д. Мы отдаем себе отчет в том, что во всех этих случаях на основе представленных нами в настоящей статье данных о самооценке студентов мы излагаем результаты поиска эмпирических признаков наличия или отсутствия у опрошенных студентов тех или иных качеств, знаний, видов деятельности и т.д. Мы признаем, что наличие признаков качеств и деятельности студентов необходимо в дальнейших исследованиях выяснять с помощью иных, более объективных средств диагностики развития физической культуры обследуемых: экспертной оценки, наблюдения на занятиях, тестирования на тренажерах, физиологических проб и т.д. Мы располагаем такого рода данными и планируем их использование в последующих наших публикациях по проблемам физического воспитания в целом и проблеме готовности студентов к выполнению утренней зарядки в частности.

В заключение отметим, что полученные эмпирические данные, их интерпретация касаются конкретных групп обследованных студентов, обучавшихся на экономическом и юридическом факультетах в 2005 г., 2015 г. Важно также учитывать, что изложенные материалы получены при помощи анкеты, которая фиксирует субъективные мнения студентов, не склонных проявлять свои отрицательные характеристики (если таковые имеются). Поэтому сформулированные предположения нуждаются в дальнейшей проверке. В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать имеющиеся у нас эмпирическими данные, раскрывающие иные аспекты формирования у студентов готовности ежедневно делать утреннюю зарядку.


Библиографический список
  1. Коджешау М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов // Теория и практика физической культуры.-1996.-N 3.-С. 56-57.
  2. Ашкинази С.М. Физическая культура и здоровье студентов вузов: анализ, опыт и приоритеты / Ашкинази С.М., Соколова И.В. // Теория и практика физической культуры.-2011.-N 5.-С. 104.
  3. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры.-1991.-N 11.-С. 27-30.
  4. Карповский Г.К. Физическая культура и спорт в повышении работоспособности и учебно-трудовой активности студентов // Теория и практика физической культуры.-1987.-N 10.-С. 13-14.
  5. Ковригин В.М. Физическая культура и работоспособность студентов / В.М. Ковригин, А.П. Гемба // Теория и практика физической культуры.-1966.-N 8.-С. 69-70.
  6. Лотоненко А.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры.-1997.-N 6.-С. 26,39-41
  7. Масюк А.И. Физическая культура и спорт в режиме свободного времени студентов вузов г. Харькова / А.И. Масюк, В.Я. Матяш, В.В. Жильцов // Теория и практика физической культуры.-1968.-N 6.-С. 49-51.
  8. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физической культуры.-2001.-N 2.-С. 60-62.
  9. Носкова С.А. Физическая культура и социализация личности студента // Теория и практика физической культуры.-2003.-N 6.-С. 13-16.
  10. Пономарев Н.И. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов / Н.И. Пономарев, А.М. Катиков // Теория и практика физической культуры.-1983.-N 4.-С. 37-39.
  11. Пономарева Т.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи / Т.А. Пономарева // Теория и практика физической культуры.-2007.-N 5.-С. 68-69.
  12. Стрельцов В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры.-2003.-N 4.-С. 16-20.
  13. Физическая культура и спорт как факторы интернационального воспитания студенческой молодежи / У.И. Ибрагимов, А.Р. Розыев, У.Х. Хакимов, Н. Хаджакулов // Теория и практика физической культуры.-1993.-N 5-6.-С. 33.
  14. Мошкин В.Н. Самооценка студентами готовности к самостоятельному выполнению упражнений для развития выносливости // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4142.
  15. Кащеев Д.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права.-2013.-№ 2.-С. 133-135.
  16. Кащеев Д.В. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права.-2013.-№ 3.-С. 138-141.
  17. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4131.
  18. Мошкин В.Н. Факторы формирования стремления студентов к сохранению здоровья / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  19. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор формирования отрицательного отношения студентов к курению / В.Н. Мошкин, А.И. Лапаева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  20. Мошкин В.Н. Педагогические факторы нравственной подготовки студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров, С.В. Зайцева // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8940.
  21. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор мировоззренческой подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Овчаров В.В. // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html.
  22. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор психологической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html.
  23. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3084.
  24. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на мировоззренческую подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html.
  25. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html.
  26. Мошкин В.Н. Взаимосвязь факторов подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, А.И. Лапаева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  27. Мошкин В.Н. Исследование целей формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания/ В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  28. Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании физического воспитания студентов/ В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  29. Мошкин В.Н. Формирование культуры безопасности студентов как функция физического воспитания / В.Н. Мошкин // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  30. Мошкин В.Н. Средства формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания / В.Н. Мошкин, А.Н. Елизаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  31. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 45-55.
  32. Мошкин В.Н. Физическая культура как средство подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Ползуновский вестник . – 2006 . – № 3. – С. 245-249.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: