УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ WEB 2.0

Коптева Надежда Николаевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
студентка 4 курса факультета математики, физики и информатики

Аннотация
В данной статье представлена модель развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) посредством использования сервисов Web 2.0. Использование новых средств и методов обучения позволяет повысить интерес к предмету и повышает качество усвоения материала.

Ключевые слова: информация, сервисы Веб 2.0, социальные сервисы, универсальные учебные действия


FORMATION OF INFORMATIVE UUD AT INFORMATICS LESSONS WITH USE OF THE WEB 2.0 SERVICES

Kopteva Nadezhda Nikolaevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
student 4 courses of faculty of mathematics, physics and information scientists

Abstract
The model of development of the informative universal educational actions (UEA) by means of use of the Web 2.0 services is presented in this article. Use of new means and methods of training allows to increase interest in a subject and increases quality of digestion of material.

Keywords: information, social services, universal educational actions, Web services 2.0


Библиографическая ссылка на статью:
Коптева Н.Н. Формирование познавательных УУД на уроках информатики с использованием сервисов Web 2.0 // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4947 (дата обращения: 26.05.2017).

В современном мире информация играет важную роль, и сейчас она очень разнообразна. Для того, чтобы обучающиеся правильно могли её выбрать из огромного числа источников, а также правильно её использовать, нужно формировать у них определенные качества и навыки. Одним из средств формирования таких качеств и навыков и являются сервисы Веб 2.0.

Социальные сервисы представляют собой онлайновые инструменты, с помощью которых пользователи могут не только общаться между собой, но и сами создавать контент веб – страниц.[8]

Итак, рассмотрим первое поколение социальных сервисов. Веб 1.0. – классические веб – ресурсы (статические веб – страницы, форумы, чаты и др.). Это период возникновения и бурного развития электронных библиотек, информационных каталогов Интернет.

Теперь рассмотрим сервисы второго поколения. Веб 2.0 - это второе поколение сетевых сервисов, которые, благодаря взаимодействию большого числа людей, становятся все лучше и информативнее.

Процесс обучения, организованный с использованием данных сервисов, позволяет обучающимся получать новые знания, тем самым, формируя познавательный мотив. Благодаря этому, обучающиеся смогут сразу увидеть, что у них получилось и проанализировать работу других.

Сервисы Веб 2.0 очень разнообразны. Рассмотрим те, которые пользуются наибольшей популярностью и оказывают наибольшее влияние на формирование коммуникативных УУД школьников.

Социальные сети очень распространены, и сейчас трудно представить современного человека, у которого бы не было личной страницы. Практически у каждого есть страница ВКонтакте, Одноклассниках, на Фейсбуке и т.д.

Социальная сеть объединяет людей с похожими интересами, родом деятельности.

Объединяясь, пользователи ищут нужную информацию, делятся своими записями, фотографиями, видеофайлами, аудиозаписями друг с другом.

Блогами также пользуется большинство. Они позволяют делиться своими записями с другими участниками, а так же оставлять свои отзывы. По сравнению с электронной почтой, группами новостей и чатами блоги имеют большое преимущество. Их еще называют электронными дневниками. Чтение блогов других пользователей позволяет получить новые знания и опыт. Например, blogger.

Wiki — веб-сайт, наполнение которого каждый посетитель может изменить или дополнить каким-либо материалом. Самый крупный и известный вики-сайт — Википедия. Сервис Wiki является одним из наиболее ярких сайтов, который представляет поколение Веб 2.0, так как именно в проектах Wiki реализованы все основные принципы Веб 2.0 и признаки, которыми характеризуется Wiki, можно отнести и к социальным сетевым сообществам в целом.

Сервисы для создания презентаций – позволяют создавать наглядные мультимедийные презентации, например на сайте Prezi.com. Здесь, обучающиеся могут хранить свои работы, комментировать работы друг друга, обмениваться информацией. Можно вставлять данные презентации в документ, с помощью специального кода.

Сервисы для создания документов – предназначены для создания документов, таблиц, схем как отдельным учеником, так и коллективно, например, Google – документы.                   

Сервисы, для создания ментальных карт -  используются при создании карт знаний. Можно устанавливать связи, пояснять термины, перерабатывать и систематизировать информацию. Все очень наглядно и понятно, например, Mindmeister.com.

Сервисы, для создания опросов и тестов - позволяют создавать анкеты, опросы, тесты по любой тематике курса. Например, Google – формы и anketer.

Средства для хранения закладок - позволяют хранить сайты, которые посещаются регулярно. Очень удобное средство, так как оно хранит ссылки на учебные материалы. Копилку таких ссылок может формировать учитель вместе с обучающимися.

Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании в различных областях школьного курса информатики. Появление сeрвисов Веб 2.0 изменило отношение к интернету в целом, преподаватели стали все чаще прибегать к применению в своей деятельности данных сервисов.

Их использование  позволяет сформировать у обучающихся:

  • совместное мышление – познавательная, творческая и учебная деятельность имеет коллективный характер;
  • толерантность – воспитание человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию не только другого человека, но и самого себя;
  • критичность мышления – коллективная деятельность играет большую роль при поиске ошибок и проверке гипотез.

Сервисы Веб 2.0 предоставляют возможность коллективного взаимодействия. Такая работа возможна с помощью любых средств социальных сервисов.

Можно создавать ментальные карты, ленты времени, опросы, мультимедийные презентации, документы.

Работу можно организовывать как индивидуально, так и в совместном режиме.

Согласно федеральным образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика. Эта цель может быть достигнута с помощью формирования у обучающихся универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие обучающихся. Одним из компонентов развития такой личности являются познавательные УУД.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.[6]

На сегодняшний день, все большей и большей популярностью пользуются информационные технологии для формирования универсальных учебных действий.

Формирование познавательных УУД с помощью сервисов Веб 2.0 позволит мотивировать обучающихся на осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач.

Сервисы Веб 2.0 можно применять для формирования познавательных УУД при изучении любых тем курса информатики. Например, при изучении темы “Архитектура компьютера” обучающимся можно предложить такие задания:

  • составить Google – форму по теме,
  • создать ленту времени, которая отследила бы развитие от самых первых компьютеров до настоящего времени,
  • создать ментальную карту, которая отображала бы все составляющие, а так же пояснить что и для чего нужно,
  • в блоге вести дневник выполнения задания, или поделиться с одноклассниками интересными фактами, опубликованными в своем блоге по данной теме.

Использование сервисов Веб 2.0 в данном случае позволяет:

  • привлечь внимание;
  • вызвать интерес;
  • использовать  факты для принятия решения;
  • коллективно обсудить задание;

Эти задания формируют у обучающихся следующие познавательные УУД:

  • умение найти и выделить основное;
  • умение анализировать информацию, представленную в различной форме;
  • развитие интереса к процессу обучения;
  • самостоятельное построение системы поиска информации в  сети.

Для темы “Декодирование информации”, например, можно попросить обучающихся создать презентацию на сайте Prezi.com, а также ленту времени или ментальную карту по выбору. При этом формируются такие УУД, как:

  • обеспечение мысленных переходов от частного к общему и обратно;
  • овладение навыками смыслового чтения любого текста;
  • использование знаково-символических средств;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • умение рассуждать и делать выводы.

Проводя анализ применяемых сервисов нельзя не сказать о том, что в скором времени в образование придут сервисы Веб 3.0. Это принципиально новый подход к информации.

В первую очередь. сервисы третьего поколения подразумевают под собой принципиально новый подход к обработке информации сообществом пользователей.  Веб 3.0 – позволяет равноправным пользователям выбирать экспертов в заданной области и “наделять его властью” – общепризнанные эксперты постепенно расширяют свое влияние на сообщество, могут быть модераторами и могут управлять сообществами, используя дополнительные инструменты. Благодаря этому, люди, малокомпетентные в какой-либо области, не смогут управлять сообществом, что играет большую роль в точности изложенной информации.

Также, Веб 3.0 пересмотрит отношение к сортировке документов, опубликованных в сети. Уже на данный момент, поисковые системы при помощи пользовательских оценок, сортируют информацию, что позволяет получить доступ к безопасным сайтам с правильным их наполнением.

Применение сервисов третьего поколения в учебном процессе, позволит обучающимся самостоятельно анализировать информацию, участвовать в выборе экспертов, быть самими экспертами, а так же изучать только проверенную и точную информацию, что сформирует у них грамотность и умение четко выделять нужную информацию из огромного ее числа.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования сервисов Веб 2.0. Инструменты Веб 2.0 расширяют возможности и обучающихся, и преподавателей, позволяя создавать образовательные программы, которые обеспечат развитие интереса к предмету, а так же лучшее усвоение материала – в связи с тем, что сервисы очень наглядны и ребенок при их использовании глубже вникает в тему, по которой готовит задание или выполняет его.


Библиографический список
  1. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю – М.: Институт развития образовательных технологий, 2007. – 72 с.
  2. http://prural.ru/articles/Web_30___perspektivyi_1903/ (дата обращения 16.05.15)
  3. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 176 с.
  4. Основные определения: WEB 1.0, WEB. 2.0, WEB 3.0 // Creative Solutions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creasol.ru/print.php?id=8– (дата обращения 11.05.2015)
  5. Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. Веб 2.0 – управление, изучение и копирование [Электронный             ресурс]           – сайт.-URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i2/html/2.htm (дата обращения 17.05.15)
  6. Рогалева Р.Р.            Проектирование  урока       информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] – сайт. -  URL: http://www.moluch.ru/archive/67/11216/ (дата обращения 17.05.15)
  7. Диков А. В. Интернет и Веб 2.0: учебное пособие [Электронный ресурс] – сайт. – URL:            http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=96970 (дата обращения 17.05.15)
  8. Бунбунова О. Г. Социальные сервисы сети Интернет [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://www.openclass.ru/node/21183 (дата обращения 17.05.15)
  9. Севрюгина Л.А., Мащенко М.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики с использованием ИКТ [Электронный ресурс] – сайт. – URL:  http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5145 ( дата обращения 17.05.15)
  10. Пономарева Е.А. Сервисы web 2.0 для учителя [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://www.openclass.ru/node/304449 (дата обращения 18.05.15)


Все статьи автора «Коптева Надежда Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: