Введение
С 1995 года Южная Корея принимает участие в международных исследованиях по оценке качества образования ТИМСС, с 2000 года ПИЗА[1] и последние годы признана страной-лидером с высоким уровнем качества образования. Одним из факторов высокого качества образования в Южной Корее – это национальный характер образовательной культуры корейцев, которые уже традиционно считают образование важной составляющей успешности будущего и страны, и каждой семьи. По данным международной организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР) социально-экономическое развитие Южной Кореи не имеет прямого влияния на образовательные достижения страны, а связаны с эффективной национальной системой образования. И как следствие, высокое качество образования приводит к повышению социально-экономического развития страны в целом.[1]
Система образования в Южной Корее
В 50-х годах XX века Южная Корея была страной с низким уровнем образования, где 78% населения было неграмотным. После корейской войны правительство посчитало, что лучшим способом вытащить страну из нищеты на более высокий социально-политический и экономический уровень – это развивать и инвестировать средства в образование. Выделялось финансирование на ремонт и строительство школ, разрабатывались программы по обеспечению равных возможностей для получения образования всем категориям граждан. Современная структура системы образования Южной Кореи без существенных изменений существует с 1951 года. Дошкольное образование (до 6-ти лет) не является обязательным, но Министерство образования Южной Кореи уделяет этой проблеме огромное значение, в 1990- е годы значительно увеличилось количество детских садов (Диаграмма 1)[2], разрабатываются образовательные программы, для работы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяют подготовке воспитателей. Многодетным и малообеспеченным семьям государством предусмотрены субсидии.
Диаграмма 1
Полное школьное образование в Южной Корее составляет 12 лет по системе 6 лет начальная школа, 3года средняя и 3года старшая школа. По окончании каждой ступени обучения нумерация класса не продолжается, как в России или некоторых других странах, а отсчитывается сначала (6-3-3). Школьное образование включает бесплатное обязательное девятилетнее и необязательное платное в старшей школе (три года). Обучение в старшей школе не является обязательным, однако по данным исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2005 году 97% учащихся окончили старшую школу. Старшая школа в Южной Корее имеет большую автономию и профилизацию, которая предусматривает углубленное изучение определенных предметов. Старшая школа готовит учащихся для поступления в колледж, так существуют школы с естественнонаучным уклоном, художественные, лингвистические школы и т.д. Здесь изучаются общеобразовательные (30%) и специальные дисциплины (70%), внимание уделяется как теоретическим, так и практическим навыкам. В такие школы принимают с учетом успеваемости за последний год (итоговые оценки) и результатов вступительных испытаний. Если после обязательного девятилетнего обучения молодые люди не изъявляют желание продолжать обучение в старшей школе, то им дается возможность поступить в профессиональное училище.
По окончании старшей школы выпускникам предоставляется возможность поступления в колледж (2 года обучения) или университет (4-6 лет обучения), сдав единый общенациональный экзамен, при этом также учитываются итоговые оценки, полученные в старшей школе. Начиная с 1996г. некоторые университеты проводят дополнительные испытания в форме сочинения. Следует отметить, что престижность поступления в колледж снижается, в то время как престижность поступления в университеты возрастает. Так, например, к 2010г. абитуриентов колледжей сократилось на 14%, а университетов увеличилось на 28%. Это связано с тем, что при приеме на работу некоторые компании отдают предпочтение выпускникам университетов, выпускникам колледжей же приходится немного сложнее. [2]
Мониторинг образования в Южной Корее.
Все вопросы, связанные со сферой образования всегда находились в ведении Министерства образования Южной Кореи. Однако в настоящее время в соответствии с политикой расширения местной и школьной автономии в сфере образования некоторые полномочия и ответственность в сфере школьного образования Министерством делегированы от центрального до местного самоуправления и школ.
В Южной Корее происходит упорядочение оценки государственного управления в области образования, финансируемых государством научно-исследовательских институтов, школ, учителей, учащихся, руководителей и администрации образовательных учреждений. Оценка образовательной системы осуществляется комплексно с диагностики проблем в области образования, анализа системы образования и корректирования учебной программы, а также охватывает деятельность по улучшению планирования задач в области образовательной политики. Мониторинг школьного образования включает не только оценку результатов обучающихся и работы учителей, но и оценку работы руководителей образовательного учреждения и администрации. Так же проводится оценка деятельности местных органов управления образованием, научно-исследовательских институтов, а так же образовательной политики и системы образования в целом.
Мониторинг предполагает видение существующих недочетов системы национального образования и выработку стратегий по ее модернизации, в том числе с учетом анализа внешней оценки системы образования Южной Кореи на основе международных сравнительных исследований.
Структура оценки системы образования в Южной Корее
Впервые систематизация единой системы оценки обучающихся в Южной Корее были разработаны в конце 1980-х годов. Современная оценка учащихся предполагает сбор и анализ информации о школьной успеваемости, познавательных и эмоциональных процессах, а также психомоторное состояние для более объективной оценки. Стандарт мониторинга компетенций учащихся включает: оценку на школьном уровне (учителем), на региональном, национальном и международном уровнях.
На школьном уровне проводится оценка учебных достижений в соответствии с годовым планированием, включающем подробную информацию о периоде тестирования по каждому предмету, методологию, периодичность, тестовые нормы оценки. Школа может самостоятельно проводить мониторинг, цель которого анализ эффективности преподавания и обучения конкретной школы. В связи с этим в колледжах и университетах, которые готовят педагогические кадры, обязательно включают концепцию образовательной оценки: классификация, виды оценки, практику написания теста, принципы и планирование оценки эффективности и качества тестовых заданий, статистический анализ, интерпретацию результатов, а также внутри классную и индивидуальную оценку учащихся. С целью улучшения экспертизы, для действующих педагогов существуют курсы повышения квалификации по образовательной оценке.
С целью повышения качества образования и профессионального уровня педагогического состава в Корее разработана система оценки и мотивации деятельности учителей. Элементы оценки включают внутренние качества, отношение к работе, обучение с целью профессионального роста и повышению профессиональных качеств, участие в педагогических исследованиях и пр.
В Южной Корее существует два вида общенациональных тестовых испытаний для учащихся. Один диагностический тест для учащихся 3-го класса для определения усвоения элементарных базовых навыков (DTBS) и национальная оценка образовательных достижений (NAEA)[3] на шестом, девятом и десятом году обучения. С 1998 г. проведением научных исследований, разработкой учебных планов, мониторингом и оценкой школьных достижений занимается Корейский институт по учебным программам и оценке (KICE). В течение многих десятилетий институт проводит фундаментальные исследования, связанные с преподаванием и обучением, разрабатывает и внедряет программы по улучшению качества начального и среднего образования, проводит исследования педагогических компетенций, мониторинг образовательной деятельности в учебных заведениях.
Целью первой общенациональной диагностики (3-й год обучения), прежде всего, поддержание высокого уровня успеваемости. Во первых проводится научная оценка достижений учащихся на начальном этапе обучения, в том числе и с точки зрения организации и эффективности работы школы и местных органов власти. Во вторых тест позволяет подтвердить достижение минимального уровня навыков чтения, письма, арифметики. В третьих на основе анализа разрабатываются корректирующие программы для учащихся, не достигших минимального уровня по основным предметам. Тестирование проводится с 2002 года каждый октябрь.
Вторая система мониторинга существует с 2000 года, основной целью является оценка образовательных достижений учащихся 6-го, 9-го и 10-го годов обучения. На основании полученных данных проводится научный анализ результатов, даются рекомендации по модернизации учебной программы, совершенствованию преподавания, методик обучения и оказывается содействие для создания поощрительной политики правительства в области образования. Тест проводится по пяти изучаемым дисциплинам – корейский язык, социальные науки, естественнонаучный цикл, английский язык. Диагностику проводят также в октябре, а его содержание в 6-ом классе охватывает программный материал с 4-го по 6-ой класс (математика, корейский и с 2011 г. английский язык). В 9-ом классе программный материал с 7-го по 9-ый класс (математика, социальный и естественнонаучный цикл, корейский и английский языки). Тест состоит из открытых заданий и заданий закрытого типа (множественного выбора). Содержание открытых заданий в тесте колеблется от 20-40% в зависимости от предмета. Тестовый материал по корейскому и английскому языкам включает дополнительно и аудирование (понимание текста на слух). Помимо диагностических тестов по предметам в обязательном порядке проводится анкетирование обучающихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения чтобы исследовать отношения между этими переменными и успеваемостью учащихся.
С 1996 г. усиливается подотчетная ответственность руководителей и предпринимаются меры по повышению мотивации инициативы развития образования на местном уровне, побуждая здоровую конкуренцию Поэтому существуюет и иная оценка для улучшения образовательных достижений, которая включает оценку работы местных органов образования (столичных и провинциальных), их профессионального развития, оценку управления (менеджмент), оценку программ школьного финансирования. Министерство образования Южной Кореи поставило цель сократить разрыв между городскими и сельскими школами. Это предполагает материально-финансовую поддержку, а также открытие большего количества школ, что делает их более доступными для граждан.
Подводя итоги, можно отметить, что мониторинг системы образования в Южной Корее состоит из комплексной оценки: оценки школы, оценки учителя, ученика и связь с анализом оценки других субъектов образовательного процесса. Мониторинг включает комплексную диагностику проблем в области образования, усовершенствование системы образования, пересмотр учебной программы, охватывает деятельность по планированию мер для улучшения образовательного процесса и повышение качества образования.
[1] TIMSS – исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования учащихся четвертых и восьмых классов. PISA – исследование учебных достижений пятнадцатилетних учащихся среди экономически развитых стран, по итогам которого происходит сравнение качества образования в разных странах.
Библиографический список
- Hye-Won Lee Рroactive educational reforms in South Korea: Schools for Improvement and multicultural education (https://ries.revues.org доступ от 18.03.2015)
- Randall S. Jones Education Reform in Korea Economics Department working papers. OECD. № 1067. France, 2013. 51р.
- Country Background Report for Korea December 2010. – OECD Review on Evaluation and Assessment Frameworks for Improving School Outcomes. Korean Educational Development Institute Republic of Korea.
- South Korea: Instructional Systems National Center on education and the economy, November 08, 2011 (http://www.ncee.org/programs-affiliates/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-instructional-systems/ доступ от 23.11.2014)
- Park Hyun-Jeong Korean Perspectives on Assessment of Student Achievement. – Educational Studies in Japan: International Yearbook. №.3, December, 2008.