УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВРЕМЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Ганиева Л.Ф.1, Аскарова Н.А.2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, аспирант
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, студент

Аннотация
Эта статья посвящена вопросам информационных технологий в образовании и методики проведении лабораторных занятий по этой дисциплине. Исследование позволяет утверждать, что информационные технологии в образовании стало основой для решения сложных проблем человечества. Лабораторные занятия являются эффективным способом обучения, а разработанный нами материал, предоставляет студентам возможность применить свои знания в практике профессиональной деятельности. Визуальная оценка процесса обучения надежно фиксирует знания и умения, полученные за период обучения.

Ключевые слова: лабораторный практикум, методика, образование, образовательная среда, рефлексия, современные информационные технологии в образовании, студенты


METHODS OF CURRENT ISSUES LABORATORY CLASSES ON MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES FOR PSYCHOLOGY STUDENTS

Ganieva L.F.1, Askarova N.A.2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, graduate student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student

Abstract
This article focuses on information technology in education and training in laboratory techniques of this discipline. The study suggests that information technologies in education became the basis for solving complex problems of mankind. Laboratory studies are an effective way of learning, and we have developed the material, provides students with the opportunity to apply their knowledge in the practice of professional activities. Visual assessment of the learning process fixes the knowledge and skills obtained during the training period.

Библиографическая ссылка на статью:
Ганиева Л.Ф. , Аскарова Н.А. Актуальные вопросы методики проведения лабораторных занятий по современным информационным технологиям для студентов психологов // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5020 (дата обращения: 14.07.2023).

На современном этапе все образовательные учреждения широко используют информационные технологии для образовательных услуг. В информационном обслуживании нуждается и психолого-педагогическая служба, которая все больше использует технические средства обработки информации, необходимые для поиска и передачи информации в сети, а так же для связи между пользователями.

В настоящее время для формирования готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности важным является использование средств современных информационных технологий.

Новая и перспективная предметная область – современные информационные технологии тесно взаимосвязана с педагогическими и психологическими вопросами, а так же с результатами, которые были достигнуты в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети, компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком и т.п.

Чтобы разрешить эти вопросы, обозначим две тенденции:

  1. Усиление использования современных информационных технологий.
  2. Повышение профессионального культурного уровней благодаря методикам, средствам и технологиям образования [12, 19].

Актуальными вопросами становятся способы использования современных информационных технологий [20, 21] в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса: создание информационной образовательной среды образовательного учреждения [9]; создание информационного пространства психологической службы образования через использование электронных ресурсов – электронная почта доверия для детей и родителей; поиск необходимой информации в Интернете; разработка и реализация тематических проектов (для классных часов, родительских собраний, педагогического совета, методических объединений, обучающих семинаров); создание компьютерных презентаций, как психологом, так и самими учащимися; использование проекционного оборудования при проведении коррекционно-развивающих занятий, классных часов и различных мероприятий и др.

Следующий важный вопрос для любого профессионального психолога это психодиагностика. В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических измерений, снижения уровня громоздкости обработки психологической информации является автоматизация методик. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики: 1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам; 2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся (большинство тестов являются автоматическими и ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование); 3) обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации; 4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

Все результаты диагностики фиксируются и хранятся в электронной базе, составляя мониторинг исследования, описанный в работе Савельевой Л.А. [16]

Контроль и мониторинг учебной и самостоятельной деятельности студентов во время выполнения лабораторных занятий и творческих работ осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля с фиксированием результатов в рейтинговых таблицах [10, 17]. Мониторинг самостоятельной работы студентов дополняет рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов, представляющую собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения информатике[15, 16, 17]. В свою очередь обучение студентов проведению мониторинга пригодится им в профессиональной деятельности.

Методика проведения лабораторных занятий основывается на модульной технологии, принципы которой описаны в работе Мовчан И.Н.

Модульная технология на практике реализуется через следующие принципы:

-     четкая постановка цели изучения модуля;

-     интеграция самых разных видов и форм обучения;

-     блочная организация учебного материала, включающая рекомендации и задания по его изучению;

-     самостоятельное изучение студентами учебного материала;

-     управление учебной деятельностью студентов посредством последовательных заданий и этапов учебной работы;

-     возможность выбора студентом уровня, формы, места и темпа изучения модуля;

-     собственная индивидуальная траектория продвижения студентов;

-     текущий и итоговый контроль информационной деятельности [10].

Разработанная нами методика проведения лабораторных занятий,  как и модульная программа курса «Математика и информатика» описанная в работе Мовчан И.Н., включает цели, задачи, требования к уровню освоения содержания курса, которое представлено 6 модулями и состоит из следующих компонент:

-      точно сформулированная учебная цель;

-      теоретический учебный материал [8];

-      практические занятия по формированию необходимых умений [5];

-      контрольные мероприятия, мониторинг [15].

Лабораторный практикум, основанный на модульной технологии, раскрывает главную мысль курса, которая состоит в реализации принципа педагогической целесообразности: использовать информационные технологии в тех случаях, когда они дают возможность получить такой дидактический эффект, который невозможно достичь без их применения с помощью традиционных средств обучения.

Выделим цели лабораторного практикума:

- углубление и закрепление знания теоретического курса изложенных в лекциях законов и положений путем практического изучения в лабораторных условиях;

- приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

- формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Разные авторы предлагают различные дидактические принципы, выделим принципы, имеющие наибольшее значение:

- усиление практической направленности;

- реализация личностно-ориетированного подхода;

- использование информационных технологий;

- учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.

Одной из задач лабораторного практикума считается формирование у студентов умений использовать современные информационные технологии в будущее профессиональной деятельности психолога. Мы выделяем следующие модули  лабораторного практикума:

Модуль 1 – «Обработка текстовой информации».

Модуль 2 – «Обработка числовой информации».

Модуль 3 – «Обработка графической информации».

Модуль 4 – «Создание учебной базы данных».

Модуль 5 – «Электронная система тестирования».

Модуль 6 – «Поиск и защита информации».

Все модули содержат творческие задания по темам психологии, направленные на формирование профессиональной компетенции.

Защита «творческой» работы студента осуществляется сразу после выполнения лабораторных работ модуля и завершается сдачей отчетов. В ходе защиты студент должен показать теоретические знания по теме работы, продемонстрировать личные умения и практические навыки решения поставленной задачи на ЭВМ. Уровень знаний оценивается путем компьютерного тестирования, а умения и практические навыки – в процессе выполнения лабораторной работы. Таким образом, формируются профессиональные компетенции психолога, информационные компетенции и компетенции связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий [14].

В ходе прохождения модуля реализуются следующие этапы:

  1. Изучение цели, постановки, модели и алгоритма решения задачи.
  2. Получение у преподавателя программы и введение ее в ЭВМ.
  3. Создание файла тестовых исходных данных.
  4. Отладка и тестирование программы.
  5. Решение индивидуального задания.
  6. Выбор адекватной модели, формирование прогноза, поиск оптимума.
  7. Защита теории по теме лабораторной работы.
  8. Оформление и сдача отчета о результатах выполнения работы [1].

Умение рефлексировать является одним из тех, которыми необходимо овладеть студентам. При выполнении лабораторных работ рефлексия осуществляется в том случае, если студентам предлагается план, – они могут соотносить свои действия с обозначенными в плане [1].

При подготовке студентов будущих психологов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности используются современные инновационные технологии описанные в работах [2, 6, 13, 11, 18].

Разработанная нами методика проведения лабораторных занятий будет эффективной, на наш взгляд, если способом изучения материала, будет возможность практического применения своих знаний в психологической области средствами современных информационных технологий. Визуальные результаты и оценка хода работы позволит надежно зафиксировать знания и умения, полученные за период обучения.


Библиографический список
  1. Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 594-596.
  2. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08; – Магнитогорск., 2006. – 186 с.
  3. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики /И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77.
  4. Белоусова И.Д. Разработка учебного курса на основе Moodle / И.Д. Белоусова, Ю.Б. Солдатенкова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6- 3 (38). С. 8.
  5. Боброва И.И. Лабораторный практикум по информатике: учебно-методический комплекс. / И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. –Магнитогорск : МаГУ, 2010.-154с.
  6. Ганиева Л.Ф.. Новикова И.Н. Перспективы использования электронного портфолио преподавателя на примере создания портфолио на CMS WORDPRESS // Гуманитарные научные исследования. 2015. №7-1 (47). С. 51-56
  7. Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011. – 260 с.
  8. Гусева Е.Н. Математика и информатика. Гусева Е.Н., Ефимова И.Ю., Коробков Р.И., Коробкова К.В., Ильина Т.В., Мовчан И.Н., Савельева Л.А. электронный ресурс: учебное пособие / Москва, 2011. (3-е издание, стереотипное)
  9. Мовчан И.Н. Инфонрмационно образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. 2015. №3 (28). С. 55-58.
  10. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 3-8.
  11. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
  12. Савельева Л.А. Аспекты культурологического подхода в методике преподавания информатики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2014.– С. 585-589.
  13. Савельева Л.А. Вопросы подготовки будущих учителей информатики к использованию инновационных технологий // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 100-103
  14. Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
  15. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2005.
  16. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения: научно-методическое пособие / Л. А. Савельева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2008.
  17. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Л.А. Савельева // Сборник научных трудов SWorld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  18. Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
  19. Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3995 (дата обращения: 04.04.2015).
  20. Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
  21. Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина. – Магнитогорск, 2005.- 242 с.


Все статьи автора «Савельева Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: