На современном этапе все образовательные учреждения широко используют информационные технологии для образовательных услуг. В информационном обслуживании нуждается и психолого-педагогическая служба, которая все больше использует технические средства обработки информации, необходимые для поиска и передачи информации в сети, а так же для связи между пользователями.
В настоящее время для формирования готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности важным является использование средств современных информационных технологий.
Новая и перспективная предметная область – современные информационные технологии тесно взаимосвязана с педагогическими и психологическими вопросами, а так же с результатами, которые были достигнуты в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети, компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком и т.п.
Чтобы разрешить эти вопросы, обозначим две тенденции:
- Усиление использования современных информационных технологий.
- Повышение профессионального культурного уровней благодаря методикам, средствам и технологиям образования [12, 19].
Актуальными вопросами становятся способы использования современных информационных технологий [20, 21] в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса: создание информационной образовательной среды образовательного учреждения [9]; создание информационного пространства психологической службы образования через использование электронных ресурсов – электронная почта доверия для детей и родителей; поиск необходимой информации в Интернете; разработка и реализация тематических проектов (для классных часов, родительских собраний, педагогического совета, методических объединений, обучающих семинаров); создание компьютерных презентаций, как психологом, так и самими учащимися; использование проекционного оборудования при проведении коррекционно-развивающих занятий, классных часов и различных мероприятий и др.
Следующий важный вопрос для любого профессионального психолога это психодиагностика. В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических измерений, снижения уровня громоздкости обработки психологической информации является автоматизация методик. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики: 1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам; 2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся (большинство тестов являются автоматическими и ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование); 3) обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации; 4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.
Все результаты диагностики фиксируются и хранятся в электронной базе, составляя мониторинг исследования, описанный в работе Савельевой Л.А. [16]
Контроль и мониторинг учебной и самостоятельной деятельности студентов во время выполнения лабораторных занятий и творческих работ осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля с фиксированием результатов в рейтинговых таблицах [10, 17]. Мониторинг самостоятельной работы студентов дополняет рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов, представляющую собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения информатике[15, 16, 17]. В свою очередь обучение студентов проведению мониторинга пригодится им в профессиональной деятельности.
Методика проведения лабораторных занятий основывается на модульной технологии, принципы которой описаны в работе Мовчан И.Н.
Модульная технология на практике реализуется через следующие принципы:
- четкая постановка цели изучения модуля;
- интеграция самых разных видов и форм обучения;
- блочная организация учебного материала, включающая рекомендации и задания по его изучению;
- самостоятельное изучение студентами учебного материала;
- управление учебной деятельностью студентов посредством последовательных заданий и этапов учебной работы;
- возможность выбора студентом уровня, формы, места и темпа изучения модуля;
- собственная индивидуальная траектория продвижения студентов;
- текущий и итоговый контроль информационной деятельности [10].
Разработанная нами методика проведения лабораторных занятий, как и модульная программа курса «Математика и информатика» описанная в работе Мовчан И.Н., включает цели, задачи, требования к уровню освоения содержания курса, которое представлено 6 модулями и состоит из следующих компонент:
- точно сформулированная учебная цель;
- теоретический учебный материал [8];
- практические занятия по формированию необходимых умений [5];
- контрольные мероприятия, мониторинг [15].
Лабораторный практикум, основанный на модульной технологии, раскрывает главную мысль курса, которая состоит в реализации принципа педагогической целесообразности: использовать информационные технологии в тех случаях, когда они дают возможность получить такой дидактический эффект, который невозможно достичь без их применения с помощью традиционных средств обучения.
Выделим цели лабораторного практикума:
- углубление и закрепление знания теоретического курса изложенных в лекциях законов и положений путем практического изучения в лабораторных условиях;
- приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;
- формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.
Разные авторы предлагают различные дидактические принципы, выделим принципы, имеющие наибольшее значение:
- усиление практической направленности;
- реализация личностно-ориетированного подхода;
- использование информационных технологий;
- учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.
Одной из задач лабораторного практикума считается формирование у студентов умений использовать современные информационные технологии в будущее профессиональной деятельности психолога. Мы выделяем следующие модули лабораторного практикума:
Модуль 1 – «Обработка текстовой информации».
Модуль 2 – «Обработка числовой информации».
Модуль 3 – «Обработка графической информации».
Модуль 4 – «Создание учебной базы данных».
Модуль 5 – «Электронная система тестирования».
Модуль 6 – «Поиск и защита информации».
Все модули содержат творческие задания по темам психологии, направленные на формирование профессиональной компетенции.
Защита «творческой» работы студента осуществляется сразу после выполнения лабораторных работ модуля и завершается сдачей отчетов. В ходе защиты студент должен показать теоретические знания по теме работы, продемонстрировать личные умения и практические навыки решения поставленной задачи на ЭВМ. Уровень знаний оценивается путем компьютерного тестирования, а умения и практические навыки – в процессе выполнения лабораторной работы. Таким образом, формируются профессиональные компетенции психолога, информационные компетенции и компетенции связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий [14].
В ходе прохождения модуля реализуются следующие этапы:
- Изучение цели, постановки, модели и алгоритма решения задачи.
- Получение у преподавателя программы и введение ее в ЭВМ.
- Создание файла тестовых исходных данных.
- Отладка и тестирование программы.
- Решение индивидуального задания.
- Выбор адекватной модели, формирование прогноза, поиск оптимума.
- Защита теории по теме лабораторной работы.
- Оформление и сдача отчета о результатах выполнения работы [1].
Умение рефлексировать является одним из тех, которыми необходимо овладеть студентам. При выполнении лабораторных работ рефлексия осуществляется в том случае, если студентам предлагается план, – они могут соотносить свои действия с обозначенными в плане [1].
При подготовке студентов будущих психологов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности используются современные инновационные технологии описанные в работах [2, 6, 13, 11, 18].
Разработанная нами методика проведения лабораторных занятий будет эффективной, на наш взгляд, если способом изучения материала, будет возможность практического применения своих знаний в психологической области средствами современных информационных технологий. Визуальные результаты и оценка хода работы позволит надежно зафиксировать знания и умения, полученные за период обучения.
Библиографический список
- Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 594-596.
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08; – Магнитогорск., 2006. – 186 с.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики /И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77.
- Белоусова И.Д. Разработка учебного курса на основе Moodle / И.Д. Белоусова, Ю.Б. Солдатенкова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6- 3 (38). С. 8.
- Боброва И.И. Лабораторный практикум по информатике: учебно-методический комплекс. / И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. –Магнитогорск : МаГУ, 2010.-154с.
- Ганиева Л.Ф.. Новикова И.Н. Перспективы использования электронного портфолио преподавателя на примере создания портфолио на CMS WORDPRESS // Гуманитарные научные исследования. 2015. №7-1 (47). С. 51-56
- Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011. – 260 с.
- Гусева Е.Н. Математика и информатика. Гусева Е.Н., Ефимова И.Ю., Коробков Р.И., Коробкова К.В., Ильина Т.В., Мовчан И.Н., Савельева Л.А. электронный ресурс: учебное пособие / Москва, 2011. (3-е издание, стереотипное)
- Мовчан И.Н. Инфонрмационно образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. 2015. №3 (28). С. 55-58.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 3-8.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
- Савельева Л.А. Аспекты культурологического подхода в методике преподавания информатики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2014.– С. 585-589.
- Савельева Л.А. Вопросы подготовки будущих учителей информатики к использованию инновационных технологий // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 100-103
- Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2005.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения: научно-методическое пособие / Л. А. Савельева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2008.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Л.А. Савельева // Сборник научных трудов SWorld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3995 (дата обращения: 04.04.2015).
- Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина. – Магнитогорск, 2005.- 242 с.