УДК 37.013.32

ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Богуш Татьяна Витовна
Севастопольский государственный университет
магистрант кафедры дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье представлены этапы использования опорных сигналов на уроках русского языка для формирования морфологических понятий у младших школьников. Для каждого этапа перечисляются планируемые результаты и предметные действия, которые формируются посредством опорных сигналов. Также описывается содержание учебной деятельности учащихся на каждом этапе.

Ключевые слова: младшие школьники, морфология, начальная школа, опорные сигналы, уроки русского языка


THE PHASES OF THE REFERENCE SIGNALS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE FOR THE PURPOSE OF FORMATION OF MORPHOLOGICAL CONCEPTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Bogush Tatyana Vitovna
Sevastopol State University
graduate student of chair of preschool and primary education

Abstract
The article presents the phases of the reference signals at the lessons of Russian language for the formation of morphological concepts in younger schoolchildren. For each stage lists the expected outcomes and concrete actions, which are generated by a reference signal. Also describes the content of educational activity of students at each stage.

Библиографическая ссылка на статью:
Богуш Т.В. Этапы использования опорных сигналов на уроках русского языка с целью формирования морфологических понятий у младших школьников // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5033 (дата обращения: 02.10.2017).

Раздел морфологии в начальной школе рассматривает части речи, которые имеют общие признаки для классификации, и проявление этих признаков индивидуально для каждой из частей речи. При этом важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и служит ориентиром в осознанной практической речевой деятельности.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования [7] указывается на то, что морфологический материал, изучаемый учениками начальной школы, должен быть связан с формированием двух основных, наиболее общих морфологических понятий,— «части речи» и «морфологические признаки частей речи».

Кроме этого существует мнение А.А. Камыниной [4], что основными понятиями морфологии являются понятие формы слова (словоформы), грамматического значения, грамматической категории, морфологической парадигмы и части речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка.

Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение морфологических понятий, по мнению многих исследователей в области психологии, дидактики, методики, является использование обобщающей, систематизирующей наглядности, обозначающей существенные признаки понятия в графической форме (Л.И. Айдарова, Р.Н. Бунеев, П.С. Жедек, Н.И. Жинкин, Л.М. Зельманова, Н.В. Нечаева и др.).

Идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т.п. рассматривались такими известными психологами, как Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. Учеными С.Ф. Жуйковым [3] и Д.Н. Богоявленским [2] связь между применением наглядности и формированием обобщений изучалась на материале грамматики русского языка.

Одним из видов наглядности являются опорные сигналы, применение которых обусловлавливается тем, что использование данного средства позволяет не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание предметных действий, направленных на решение учебно-практической задачи, способствует формированию учебной деятельности, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [8].

Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. Данное средство обучения впервые было предложено  В.Ф. Шаталовым [9]. Сотрудником его лаборатории интенсивных методов обучения Ю.С. Меженко [6] разработаны пособия по основным темам курса русского языка в средней школе. Однако применение опорных сигналов в начальной школе как средство обучения морфологии недостаточно изучено. Особенно мало внимания обращается на этапы использования данного средства наглядности.

Цель статьи – представить этапы использования опорных сигналов на уроках русского языка для формирования морфологических понятий у младших школьников.

Для диагностики уровня сформированности морфологических понятий нами был проведен констатирующий эксперимент весной 2015 года в одной из школ г. Севастополя. Результаты показали, что в связи с недостаточностью использования средств наглядности на уроках русского языка морфологические понятия сформированы на начальном уровне у 35% учащихся, на среднем – у 47%, на высоком уровне у 18% учеников. Чтобы повысить эффективность процесса усвоения сложных морфологических понятий в начальной школе, требуется соответствующее методическое обеспечение в виде обучения, в котором усиливается опора на конкретные зрительные образы, повышающие осознанность знаний младших школьников в области морфологии.

Для исследования эффективности использования опорных сигналов при формировании морфологических понятий у младших школьников на уроках русского языка нами разработана методика экспериментального обучения, которая строится на основе поэтапной работы с опорными сигналами. В методике помимо непосредственно опорных сигналов используются следующие элементы: опорный рисунок – условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта; опорная модель – опредмеченное действие, которое должен проделать ученик в процессе изучения морфологического понятия; опорная схема – опорные сигналы, объединенные видовыми признаками; указывает причинно-следственные связи, дает комплексную характеристику какому-либо объекту.

Рассмотрим более подробно содержание этапов формирования морфологических понятий у младших школьников.

I этап. Ориентационный. Необходимость включения данного этапа в экспериментальную работу по формированию морфологических понятий обусловлена тем, что учащиеся  не знакомы с данным средством обучения, они будут испытывать затруднения при ориентировке в опорных сигналах. Учащиеся по окончанию проведения этапа должны овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме. Учебно-предметные действия, формируемые у младших школьников на ориентационном этапе: читать информацию, представленную в наглядно-символической форме, а также расшифровывать тексты.

Содержание работы с опорными сигналами начинается с объяснения учителем морфологического материала. Сначала воспроизводится материал, уже известный ученикам. Например, лексическое значение изучаемой части речи, ее морфологические признаки, известные младшим школьникам. Затем учителем озвучиваются новые знания, в зависимости от темы урока. Объяснение должно быть развернутым, эмоционально – образным. После первичного объяснения на экране появляется таблица опорных сигналов по изучаемой части речи. Затем следует сжатое изложение учебного материала учителем  с обращением к опорным сигналам, озвучивание, расшифровка закодированных с помощью разнообразных символов, схем, моделей морфологических понятий и логических взаимосвязей между ними. Запоминание в данном случае не является механическим заучиванием, а основывается на установлении смыслового понимания сигналов. После чего ученики читают опорные сигналы про себя. Если возникают вопросы с декодированием сигналов -  задают учителю вопросы. После чего следует взаимное чтение опорных сигналов учащимися. Затем ученики выполняют практические задания из учебника с помощью опорных сигналов.

II этап. Исполнительный. На данном этапе ученики активно используют опорные сигналы как на уроке, так и во время выполнения домашнего задания. Учащиеся научатся относить слова к определенной группе основных частей речи, выявляя их морфологические признаки, представленные в наглядно-символической форме. Предметные действия, формируемые у младших школьников на основном этапе:

-          определять значение имени существительного, имени прилагательного и глагола посредством опорного сигнала;

-          различать имена существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» с помощью опорной схемы;

-          различать имена существительные мужского, женского и среднего рода, используя опорные рисунки;

-          с помощью таблиц опорных сигналов изменять существительные по числам и падежам;

-          определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-му склонению, используя опорную модель;

-          изменять прилагательные по родам, числам и падежам с помощью таблиц опорных сигналов;

-          различать глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?» и «что делать?» с помощью опорной схемы;

-          с помощью опорных рисунков усвоить особенности неопределенной формы глагола;

-          изменять глаголы по временам, лицам, числам и родам (в прошедшем времени) с помощью опорной модели;

-          используя опорную модель, применять способы определения I и II спряжения глаголов.

Данный этап начинается с самостоятельного изучения опорных сигналов учениками. Им необходимо вспомнить объяснение учителя, используя опорные сигналы, и раскрасить их цветными карандашами или фломастерами (каждый ученик имеет свою таблицу опорных сигналов). После самостоятельного изучения следует письменное воспроизведение опорных сигналов учениками по памяти с последующей взаимопроверкой. Во время этого происходит воспроизведение несколькими учениками опорных сигналов на доске. Описанные виды работы подготавливают учащихся к контрольному письменному воспроизведению опорных сигналов по времени и на оценку. Затем учащимся предлагается найти ошибки в “деформированных” опорных сигналах, а также сравнить опорные сигналы сходных морфологических категорий. Затем для закрепления изученного материала младшим школьникам предлагается работа с учебником и таблицей опорных сигналов в домашних условиях.

III этап. Результативно-оценочный. На данном этапе вся деятельность принадлежит ученикам. Учитель лишь организовывает и корректирует. Учащиеся научатся проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов, используя опорные сигналы, а также оценивать правильность проведения морфологического разбора. Сначала младшие школьники применяют опорные сигналы для проведения морфологического разбора основных частей речи. Затем происходит взаимопроверка правильности морфологического разбора основных частей речи посредством опорных сигналов. Для закрепления деятельности ребята находят ошибки в “деформированных” морфологических разборах посредством опорных сигналов.

Таким образом, осуществляет последовательная и систематичная работа с опорными сигналами. Предложенное построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла морфологических понятий, развивает мышление учащихся.


Библиографический список
  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. / Б.Г. Ананьев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 481 с.
  2. Богоявленский Д.Н. О диалектической природе грамматического мышления // РЯШ. – 1981. – №2. – с. 63-69.
  3. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах / С.Ф. Жуйков. – Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. – М.: Просвещение, 1964. – 300 с.
  4. Камынина А.А. Современный русский язык: учеб. пособие / А.А. Камынина. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 240 с.
  5. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. – 1946. -  № 1-2. – с. 65-72.
  6. Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей [Текст] / Ю. С. Меженко. – Донецк.: БАО, 2005. – 224 с.
  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования  [Электронный ресурс]: Федер. закон от 8 апреля 2015 г. № 1/15. URL:  http://www.orkce.org/sites/default/files/file/poop_noo-1.pdf (дата обращения 23.10.2015).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2011. -  № 1. – с. 4-25.
  9. Шаталов В.Ф. Точка опоры. / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.


Все статьи автора «Богуш Татьяна Витовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: