УДК 37.02

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ

Дронова Елена Николаевна1, Мыльникова Анна Викторовна2
1Алтайский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
2Алтайский государственный университет, магистрант

Аннотация
В работе представлена программа тренинга первой ступени подготовки добровольцев к работе в подростковых службах примирения. Программа реализована авторами-тренерами проекта "Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода" в Алтайском крае.

Ключевые слова: восстановительное правосудие, добровольцы, медиация, обучение, тренинг


PREPARATION OF STUDENT VOLUNTEERS TO IMPLEMENT RESTORATIVE JUSTICE PROGRAMS

Dronova Elena Nikolaevna1, Mylnikova Anna Viktorovna2
1Altai State University, candidate of pedagogical science, Assistant Professor
2Altai State University, master student

Abstract
The paper presents the first stage of the training program of training volunteers to work in the teenage reconciliation services. The program is implemented by the authors, trainers of the project "Social prevention of re-offending minors based restorative approach" in the Altai Territory.

Keywords: mediation, restorative justice, training, volunteer


Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Мыльникова А.В. Подготовка студентов-добровольцев к реализации программ восстановительного правосудия // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5044 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время в социально-педагогической практике начинают интенсивно развиваться программы восстановительного правосудия для несовершеннолетних. Правовыми предпосылками, придавшими импульс к их реализации в социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, становятся нормы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и Концепции развития служб медиации.
Восстановительное правосудие – инновационная модель отправления правосудия, направленная не на изоляцию виновного от общества, а на восстановление нанесенного жертве, сообществу ущерба (материального, морального и др.), на создание условий для осознания и заглаживания вины, восстановление отношений, реабилитацию и ресоциализацию правонарушителя [1]. Реализация программ восстановительного правосудия (медиация, семейная конференция, круг сообщества) в работе с несовершеннолетними, как свидетельствует социальная практика, традиционного осуществляется на профессиональном уровне социальными педагогами, специалистами по социальной работе, педагогами-психологами в школьных или территориальных службах примирения. По нашему мнению, в реализацию данных программ возможно также включение и добровольческого ресурса, в частности в лице студентов-добровольцев, осваивающих образовательные программы помогающих профессий (направления «социальная работа», «психолого-педагогическое образование», «конфликтология» и др.). В представленной статье предлагаем познакомится с опытом авторов к подготовке добровольцев к новому способу урегулированию конфликтов, в том числе криминогенного характера, – медиации в Алтайском крае.
Актуальность подготовки студентов-добровольцев к реализации программ восстановительного правосудия обусловлена не только содействием в повышении конфликтологической компетентности будущих специалистов, но и потребностями реализуемого в регионе при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социального проекта «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода».
Проект реализуется Алтайской краевой женской общественной организацией «Отклик». Партнеры проекта – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края и Алтайский государственный университет. Проект нацелен на содействие снижению повторных правонарушений несовершеннолетних через создание и развитие инновационной восстановительной формы поддержки и оказания социальных услуг «подростковая служба примирения». Сроки реализации проекта – 1 апреля 2014 г. – 30 сентября 2015 г.
Восстребованность добровольческого ресурса в проекте обусловлена рядом причин:
- психолого-педагогическими (включение студентов-добровольцев обеспечивает реализацию принципа «равный – равному», способствует снятию коммуникативных барьеров в социальных контактах с несовершеннолетними);
- социальными (включение добровольцев позволяет расширить средства продвижения в обществе восстановительных практик разрешения конфликтов);
- квазипрофессиональными (включение в добровольческую деятельность будущих субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решает задачи повышения уровня их профессиональных компетенций в сфере программ восстановительного правосудия и технологий их реализации);
- финансово-экономическими (включение добровольцев позволяет снизить финансовые и временные затраты организации на реализацию проектных мероприятий).
Проведенный нами опрос на стадии набора добровольцев для участия в проекте среди студентов позволил нам оценить их мотивационную и технологическую составляющие готовности к работе в проекте. Мотивационная готовность представлена тремя группами мотивов:
- мотив работы с несовершеннолетними, оказания им помощи и поддержки («мне очень интересна работа с трудными подростками как специалиста», «несовершеннолетние – это одно из самых интересных направлений работы, интересно поработать с данной категорией. помочь детям в принятии решения», «хотела бы принимать участие в общественной жизни и работать с детьми», «в наши дни подростками совершается огромное количество преступлений в том числе и тяжких и я считаю, что мой долг помочь хотя бы нескольким таким детям вернуться к нормальной жизни»);
- мотив профессионального самоопределения и саморазвития («участие в проекте позволит реализовать и применить полученные в системе высшего образования знания и умения с данной категорией подростков», «решила стать участником проекта, потому что мне хотелось бы узнать больше о технологиях социальной работы в области повторных правонарушений несовершеннолетних», «мне интересна данная деятельность, желаю приобрести опыт практической работы с данной категорией», «мои научные интересы схожи с проектом», «участие в данном проекте – это возможность получить ценный опыт и новые знания, которые я смогу попробовать на практике, все это пригодится в будущей профессии»);
- мотив личностного роста («самореализация себя как личности, всегда хочется познать, что-то новое, развиваться», «новый проект – это всегда положительные эмоции», «хочу попробовать себя, участие в проекте это всегда масса впечатлений и новых знакомств, возможность реализовать свои способности»).
Технологическая готовность представлена вариативными направлениями добровольческой деятельности, добровольцы с учетом опыта и возможных иных (кроме медиационных) ресурсов участия в проекте готовы к осуществлению различных функций (см. таблицу).

Полученные данные послужили базисом в разработке программы тренинга первичной подготовки добровольцев к участию в проекте.
Целевая группа тренинга: молодые добровольцы – участники социально значимого проекта «Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода» (20 чел.).
Цель тренинга: активизировать и обучить добровольцев индивидуальному сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, как участника процедуры медиации в подростковой службе примирения.
Задачи тренинга: содействию развитию и укреплению навыков активной коммуникации добровольцев; снятие социально-психологических барьеров, препятствующих продуктивным действиям добровольца в подростковой службе примирения; формирование представлений о теоретических основах реализации технологии медиации; научение основным техникам ведения переговоров в процессе медиации на этапах предварительных и совместных встреч; воспитание толерантного отношения к конфликтным ситуациям и поддержка включенности добровольцев в разрешение конфликтов на основе медиации.
Этапы тренинговой работы:
1. Приветствие участников. Актуализация значимости реализации проекта.
2. Выработка правил тренинговой работы.
А. Если решился на тренинг прийти,
Дойди до конца, смотри не уйди.
Б. Искренним в общении будь.
Не лицемерь, а выражай яснее суть.
В. Не хочешь данную проблему обсуждать,
Не лги, ведь есть возможность промолчать!
Г. Ты вправе группе «стоп» сказать,
Проблему вслух не обсуждать.
Д. Активным будь в игре и обсуждении,
Проблемы все решишь здесь без сомнения.
Е. О чем здесь услышишь, не разглашай.
Проблемы вне группы не обсуждай.
Ж. Лишь от себя всегда говори,
От обсуждения не уходи.
З. «Я чувствую», «думаю», «мне кажется так» -
Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.
И. Каждый имеет право на мнение свое,
Не оценивай, не критикуй никого.
3. Знакомство участников тренинга.
Упражнение «Это мое имя». По кругу каждый называет свое имя. Затем сообщает о своем имени что-нибудь, и передает клубок следующему. После того, как клубок побывает у всех участников, из ниток получается «паутина», которую надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник, разматывая, передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.
Упражнение «Никто не знает». Участники стоят в кругу, в руках ведущего – мяч. Мяч перекидывается от одного участника к другому. Тот, кто получает мяч в руки, заканчивает предложение соответствующей информацией о себе «Никто не знает, что я…».
4. Работа с ожиданиями участников.
Упражнение «Продолжи тезис». Продолжи «На тренинге хочу (узнать, увидеть, научиться, услышать, почувствовать, понять)…».
5. Презентация проекта. Диагностика потребностей добровольцев в проектных мероприятиях.
Ведущие демонстрируют слайд-презентацию проекта, акцентируют внимание на тех мероприятиях проекта, в которых предусмотрено участие добровольцев (индивидуальное консультирование, социально-профилактические выездные интенсивы патриотической направленности, участие в процедурах медиации в качестве ко-медиатора, фестиваль подростковых служб примирения, региональная конференция, выездные сессии мобильной службы).
Обратная связь. Упражнение «Выбери и продолжи тезис». Выбери и продолжи тезис: «Я хочу участвовать в проекте…», «Я не хочу участвовать в проекте…».
6. Лекция-демонстрация «Восстановительное правосудие. Медиация. Восстановительный подход».
Рассматриваемые вопросы: история развития восстановительных технологий в международной практике; правовые основы реализации восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом; правовые основы использования процедуры медиации при разрешении конфликтов криминогенного характера; категориальный аппарат восстановительного правосудия; функционал, содержание и принципы деятельности медиатора; виды и специфика случаев, рассматриваем в службах примирения; консультация и предварительная встреча: общее и особенное, процедура проведения; совместная встреча: технология ведения, результат, трудности медиатора; примеры случаев и их анализ.
При проведении лекции-демонстрации используются слайд-презентация, дидактические видеоматериалы.
7. Конфликтологическая разминка.
Упражнение «Официант, в мое супе муха». Инструкция: Участникам предлагается стать участниками конфликтной ситуации в ресторане. Каждый действует согласно предложенному ниже сценарию. Упражнение представляет собой ролевую игру, которая демонстрирует отдельные аспекты общения. Два исполнителя – стороны конфликты – выходят и начинают разыгрывать ситуацию. После проигрывания следует обсудить впечатления, мнения, переживания участников, а затем наблюдения остальных членов группы. РОЛЬ А: «Вы – путешественник, находитесь в чужой стране. Обедаете в дорогом ресторане. Обнаружили в супе что-то похожее на насекомого. Вы пожаловались официанту. Но он вас стал уверять, что это специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. Управляющий подходит к вашему столику…». РОЛЬ Б: «Вы – управляющий. В ресторане цены соответствуют качеству обслуживания. Ресторан дорогой с хорошей репутацией, всегда много посетителей, в том числе иностранцев. У одного посетителя к вам претензии, он желает с вами переговорить. Вы направляетесь к его столикую…». Вопросы для анализа: 1) Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп? 2) Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения? 3) Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению? 4) Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении. Завершение: Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.
8. Работа с раздаточным материалом «Активное слушание». Актуализация техник активного слушания: «уточнение», «перефразирование», «отражение чувств», «резюмирование».
9. Ролевая игра «Технология рассмотрения случая медиатором».
Демонстрация видеоматериала «Работа медиатора», акцентирование правил и особенностей работы медиатора на предварительных и совместной встречах.
Работа добровольцев в малых группах: проигрывание конфликтных ситуаций, процедуры медиации как способа их решения.
Презентация и анализ работы групп в «аквариуме».
Обсуждение рисков при рассмотрении случаев медиатором, способов их предупреждения и разрешения.
10. Релаксационная пауза.
Упражнения «Релакс». Участники группы сидят в кругу. Ведущий включает музыку. Участники закрывают глаза. Слушают релаксационный текст. После открывают глаза, расслабляются.
11. Рефлексивный круг.
Обратная связь с участниками тренинга: мнения, трудности, отзывы от проделанной работы, пожелания и т.п.
Упражнение «Рукопожатие». В упражнении предлагается поблагодарить друг друга за проделанную работу.
Опыт реализации предложенной тренинговой программы позволяет сделать следующие выводы: при подготовке добровольцев к реализации программ восстановительного правосудия очень важно поддерживать их мотивацию, снимать барьеры в общении с целевой группой «несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом», обращать внимание на постоянное непрерывное взаимодействие со специалистами служб примирения, кураторами как координаторами работы с целевой группой, развитие и саморазвитие профессионально-личностных качеств (внимательность, ответственность, коммуникативность, целеустремленность и др.). При этом подготовка добровольцев не должна ограничиваться проведением одним обучением, после осознания, переосмысления полученной информации ,приобретенных умений необходимо второй тренинг, направленный на закрепление достижений добровольцев, а также на их подготовку к участию в иных программах восстановительного правосудия (семейная конференция, круги сообществ), на подготовку к работе в команде со специалистами–практиками.


Библиографический список
  1. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 г. №1430 – р // СПС «Консультант плюс», 2015.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: