Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из центральных задач современного образования. ХХI век – это век открытий в различных сферах науки и техники, бурного развития информационно-коммуникационных технологий, повышения качества жизни, но, к сожалению, это еще и время, когда адекватные социальные нормы заменяются ложными, происходят расовые конфликты, межнациональные столкновения, религиозные споры, поэтому именно сейчас очень важно, чтобы дети развивались духовно, учились ценить и уважать не только свою культуру, но и культуру других людей.
Не случайно в Федеральном государственном стандарте начального общего образования в пункте о личностных результатах освоения основной образовательной программы указано, что у младшего школьника должно быть сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. [1]
Целью нашего исследования является составление практических рекомендаций по формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов у младших школьников.
Анализ психологических особенностей младших школьников позволил определить, что дети в данном возрасте лучше запоминают именно яркий, новый и интересный материал. «Возрастными особенностями внимания учащихся в этот период являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается». [2]
Следовательно, учитель начальной школы должен организовать свою работу так, чтобы школьники концентрировали свое внимание именно на получаемой информации, а не на окружающих их предметах.
«Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, – возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность». [2]
Поэтому для воспитания толерантности по отношению к иному мнению, уважения к истории и культуре других народов у младших школьников учитель младших классов должен владеть некоторыми приемами удержания внимания учеников, методами интересной подачи материала, а также способами необычно организовать ход урока.
Рассмотрим каждую составляющую цели нашего исследования.
Как сформировать у младших школьников уважительное отношение к иному мнению?
Во-первых, сам учитель должен одинаково принимать каждое мнение ребенка, даже если он считает, что ученик не прав. Учитель является примером для своего класса, поэтому, если он решил указать ученику на ошибку, он обязательно должен корректно объяснить ребенку, почему тот не прав и предложить свое видение ситуации. Тогда дети будут видеть, что, если чужое мнение не совпадает с твоим, можно высказать свое и предложить его как верное, но ни в коем случае не навязывать или смеяться над чужим, на его взгляд, ошибочным мнением.
Во-вторых, учитель на классных часах может устраивать коллективные обсуждения на различные темы. Это могут быть ситуации из сказок, мультфильмов или вымышленные ситуации, сравнение каких-либо предметов (например, какой вид транспорта лучше – автомобиль или велосипед) и т.д. На таких обсуждениях дети не только будут учиться слушать и уважать чужое мнение, но еще и аргументировать свою позицию.
В-третьих, помимо уважения к мнению сверстников, школьники должны еще уважать мнение взрослых, в особенности своих родителей. Для формирования взаимодействия между ребенком и его родителями, учитель может также организовывать классные часы и различные внеклассные мероприятия, вовлекая в их организацию и проведение всю семью.
Сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов лучше всего на базе предмета «Окружающий мир». Для этого учитель может использовать яркие презентации об интересных событиях, произошедших в истории нашей Родины, в которых принимали участие различные народы, населяющие нашу страну, также он может дать задание ученикам – сделать мини вступления, сообщения или презентации о видах русской народной одежды и видах одежды других народов, проживающих на территории России, о видах военной формы солдат разных народов, включая и русскую форму, об обычаях, традициях, о музыкальных инструментах и так далее. Интересным для ребят может быть также конкурс на самое необычное имя в классе, когда дети могут рассказать историю имени, его значение. Чтобы разнообразить работу в классе, учитель может объединить детей в группы и дать общее задание, которое ребята будут по группам на следующем уроке представлять. Это не только позволит детям познакомиться с историей своей страны и народов, ее населяющих, но еще и даст возможность научиться работать в команде, распределять обязанности, воспитать в себе чувство ответственности перед собой и членами своей группы.
В конце учебного года учитель может устроить викторину, темой которой будет история и культура других народов. Еще одной формой работы может быть выставка рисунков на тему, например, «Национальные костюмы народов России», «Музыкальные инструменты народов России», а также вечер «Национальные блюда народов России».
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что для того, чтобы сформировать у младших школьников уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов учителю нужно в первую очередь руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями детей и использовать именно те средства представления информации, которые учащиеся в этом возрасте будут лучше всего воспринимать. Также учитель должен не бояться пробовать новые способы и приемы ведения урока, предоставления информации, использовать фантазию и свой профессиональный опыт. Только в этом случае процесс воспитания толерантности у младших школьников будет эффективным.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Электронный ресурс. Режим доступа: – URL: http://минобрнауки.рф/документы/336
- Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 153-155.