Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [1,2,3].
Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [4,5]. Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состояние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни [6,7,8].
Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию [9,10,11].
В Нижегородской области ведется регулярное слежение за физическим развитием и здоровьем детей и подростков с периодическим пересмотром нормативов. Результаты многих исследований подтверждают отличие уровня физического развития сельских школьников от городских школьников, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных, бытовых и физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др. [12,13,14].
Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Проект разработан в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», развития образовательного комплекса Нижегородской области, разработки единых подходов к формированию региональной системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется внедрение инновационных форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Предлагается новая технология – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников [15,16].
Целью деятельности Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, создаваемого на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» города Арзамаса, является распространение перспективного педагогического опыта по проблемам здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, обеспечивающего решение приоритетного направления системы образования.
Ресурсный центр, выполняя функции координирующего организационно-методического органа взаимодействия учреждений образования, решает следующие задачи:
- информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
- ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности по проблемам здоровьесбережения и профилактической деятельности;
- выявление образовательных потребностей педагогических работников образовательных организаций;
- консультирование педагогических работников образовательных организаций, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности;
- распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемому содержательному направлению через создание и сопровождение веб-сайта, осуществление издательской деятельности;
- эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
- организация сетевого взаимодействия по соответствующему направлению развития образования.
Для сопровождения организации инновационной работы осуществляется творческое научно-методическое сотрудничество и совместная научно-исследовательская деятельность МБОУ СОШ № 16 с Арзамасским филиалом ННГУ по теме «Формирование модели педагогического взаимодействия «Школа – ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности».
Сотрудничество организаций заключается в мероприятиях:
- создание надлежащих условий для проведения и организации инновационной работы,
- проведение методической работы среди педагогов по пропаганде передовых современных технологий обучения, новых курсов и систем управления с целью активизации инновационной деятельности в образовательном учреждении,
- предоставление возможности сотрудникам филиала пользоваться имеющейся в образовательном учреждении учебно-методической базой для проведения научных исследований,
- разработка программы инновационной деятельности образовательного учреждения,
- оказание руководителям и педагогам научно-методической помощи в организации и проведении мониторинговых исследований в образовательном учреждении,
- проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам инновационной деятельности,
- совместное проведение научно-практических конференций, методических семинаров, тематических круглых столов и т.п.
- публикация материалов о наиболее успешном опыте совместной научно-исследовательской работы образовательных учреждений.
Научно-исследовательская и инновационная деятельность Арзамасского филиала, ставшего частью Национального исследовательского ННГУ, заинтересована в получении как новых фундаментальных знаний, поиске новых принципов решений прикладных проблем, создании новых здоровьесберегающих технологий, так и в повышении уровня квалификации и профессиональной подготовки кадров, поэтому активно взаимодействует с МБОУ СОШ № 16 и осуществляет научно-методическое, экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение инновационных процессов в образовательной системе и внедрение результатов исследований и разработок в педагогическую практику.
Актуальность совместного сотрудничества подкрепляется ст.15 гл.2 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации», в которой отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [5,17,18,19].
Таким образом, осуществляемое творческое научно-методическое сотрудничество в совместной инновационной работе по теме «Формирование модели педагогического взаимодействия «Школа – ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности», направленное на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные процессы высших и средних общеобразовательных учебных учреждений, составляет в своей основе научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по реализации совместных научно-исследовательских и образовательных программ по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи.
Библиографический список
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
- Кузмичев Ю.Г., Матвеева Н.А., Шапошникова М.В. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений. Нижний Новгород, 2010.
- Матвеева Н.А., Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников // Нижегородский медицинский журнал. 2005. № 1. С.136.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
- Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия». – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
- Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: автореф. дис…докт. мед. наук: 14.02.01 / Богомолова Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2010. – 43 с.
- Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи / Назарова Е.В., Кузмичев Ю.Г., Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Кулакова Е.В. // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 1. С32-34.
- Кучма В.Р. Научные основы обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия детей и подростков в современных условиях // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международ.участием по школьной и университетской медицине / под ред. чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.28-35.
- Якубова И.Ш., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т..1. № 4. С.5-8.
- Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
- Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. … кандидата биологических наук : 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
- Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
- Положение о Ресурсном центре здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности МБОУ СОШ № 16. – Арзамас, 2015.
- Приказ Министерства образования Нижегородской области № 2027от 03.09.2013 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа-территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». – Нижний Новгород, 2013.
- Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». – М., 2001.
- Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 220 с.