УДК 37.014.3

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА – РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Любова Елена Викторовнa1, Шестерина Ирина Евгеньевна2, Завьялова Ирина Николаевна3, Михайлова Светлана Владимировна4, Опарина Светлана Александровна5
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16», директор
2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16», зам.директора по учебной работе
3Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16», зам.директора по воспитательной работе
4Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, ст.преподаватель кафедры физической культуры, кандидат биологических наук,
5Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, доцент кафедры биологии, географии и химии

Аннотация
В статье представлены основные положения совместной научно-исследовательской деятельности вуза и средней общеобразовательной школы в сфере разработки и внедрения инновационных форм здоровьесбережения. Представлена новая технология здоровьесберегающей деятельности – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, одним из стратегических направлений которых является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников.

Ключевые слова: вуз, здоровьесбережение, инновационная деятельность, научно-исследовательское сотрудничество, ресурсный центр, школьники


FORMATION MODEL OF PEDAGOGICAL INTERACTION «SCHOOL - HEALTH-RESOURCE CENTER ACTIVITIES PREVENTATIVE»

Lyubova Elena Viktorovna1, Shesterina Irina Evgenevna2, Zavyalova Irina Nikolaevna3, Mikhailova Svetlana Vladimirovna4, Oparinа Svetlana Aleksandrovna5
1Secondary school № 16, Director
2Secondary school № 16, Deputy Director for Academic Affairs
3Secondary school № 16, Deputy director for educational work
4Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher department of Physical Culture, Cand.Biol.Sci.
5Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Assistant professor of biology, geography and chemistry

Abstract
The article presents the basic provisions of the joint research activities of the university and secondary school in the field of development and implementation of innovative forms of health preservation. A new health-technology activity - the establishment of schools - resource centers in the municipal districts of the Nizhny Novgorod region, one of the strategic directions is to preserve and pro-mote the health and formation of ecological culture and health and safety, and social life of the positive image of students and pupils.

Keywords: health preservation, innovation, research cooperation, resource center, students, university


Библиографическая ссылка на статью:
Любова Е.В., Шестерина И.Е., Завьялова И.Н., Михайлова С.В., Опарина С.А. Формирование модели педагогического взаимодействия «Школа - ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности» // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5135 (дата обращения: 14.07.2023).

Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на  протяжении 11 лет –  наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление  здоровья обучающихся [1,2,3].

Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [4,5].    Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состо­я­ние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни [6,7,8].

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию [9,10,11].

В Нижегородской области ведется регулярное слежение за физическим развитием и здоровьем детей и подростков с периодическим пересмотром нормативов. Результаты многих исследований подтверждают отличие уровня физического развития сельских школьников от городских школьников, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных, бытовых и физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др. [12,13,14].

Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Проект разработан в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», развития образовательного комплекса Нижегородской области, разработки единых подходов к формированию региональной системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется внедрение инновационных форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Предлагается новая технология – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников [15,16].

Целью деятельности Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, создаваемого на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» города Арзамаса,  является распространение перспективного педагогического опыта по проблемам здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, обеспечивающего решение приоритетного направления системы образования.

Ресурсный центр, выполняя функции координирующего организационно-методического органа взаимодействия учреждений образования, решает следующие задачи:

  •  информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
  •  ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности по проблемам здоровьесбережения и профилактической деятельности;
  •  выявление образовательных потребностей педагогических работников образовательных организаций;
  •  консультирование педагогических работников образовательных организаций, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности;
  •  распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемому содержательному направлению через создание и сопровождение веб-сайта, осуществление издательской деятельности;
  •  эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
  •  организация сетевого взаимодействия по соответствующему направлению развития образования.

Для  сопровождения организации инновационной работы осуществляется творческое научно-методическое сотрудничество и совместная научно-исследовательская деятельность МБОУ СОШ № 16 с Арзамасским филиалом ННГУ по теме «Формирование модели педагогического взаимодействия «Школа – ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности».

Сотрудничество организаций заключается в мероприятиях:

- создание надлежащих условий для проведения и организации инновационной работы,

- проведение методической работы среди педагогов по пропаганде передовых современных технологий обучения, новых курсов и систем управления с целью активизации инновационной  деятельности в образовательном учреждении,

- предоставление возможности сотрудникам филиала пользоваться имеющейся в образовательном учреждении учебно-методической базой для проведения научных исследований,

- разработка программы инновационной деятельности образовательного учреждения,

- оказание руководителям и педагогам научно-методической помощи в организации и проведении мониторинговых исследований в образовательном учреждении,

- проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам инновационной деятельности,

- совместное проведение научно-практических конференций, методических семинаров, тематических круглых столов и т.п.

- публикация материалов о наиболее  успешном опыте совместной научно-исследовательской работы образовательных учреждений.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность Арзамасского филиала, ставшего частью Национального исследовательского ННГУ, заинтересована в получении как новых фундаментальных знаний, поиске новых принципов решений прикладных проблем, создании новых здоровьесберегающих технологий, так и в повышении уровня квалификации и профессиональной подготовки кадров, поэтому активно взаимодействует с МБОУ СОШ № 16 и осуществляет научно-методическое, экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение инновационных процессов в образовательной системе и внедрение результатов исследований и разработок в педагогическую практику.

Актуальность совместного сотрудничества подкрепляется ст.15 гл.2 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации», в которой отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [5,17,18,19].

Таким образом, осуществляемое творческое научно-методическое сотрудничество в совместной инновационной работе по теме «Формирование модели педагогического взаимодействия «Школа – ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности», направленное на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные процессы высших и средних общеобразовательных учебных учреждений, составляет в своей основе научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по реализации совместных научно-исследовательских  и  образовательных программ по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи.


Библиографический список
  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Кузмичев Ю.Г., Матвеева Н.А., Шапошникова М.В. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений. Нижний Новгород, 2010.
  3. Матвеева Н.А., Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников // Нижегородский медицинский журнал. 2005. № 1. С.136.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  6. Баранов А.А., Лапин Ю.Е.  Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия». – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  7. Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: автореф. дис…докт. мед. наук: 14.02.01 / Богомолова Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2010. – 43 с.
  8. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи / Назарова Е.В., Кузмичев Ю.Г., Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Кулакова Е.В. // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 1. С32-34.
  9. Кучма В.Р. Научные основы обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия детей и подростков в современных условиях  // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международ.участием по школьной и университетской медицине / под ред. чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.28-35.
  10. Якубова И.Ш., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т..1. № 4. С.5-8.
  11. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
  12. Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. … кандидата биологических наук : 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014
  13. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  14. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
  15. Положение о Ресурсном центре здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности МБОУ СОШ № 16. – Арзамас, 2015.
  16. Приказ Министерства образования Нижегородской области № 2027от  03.09.2013 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа-территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». – Нижний Новгород, 2013.
  17. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи». – М., 2001.
  18. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012.
  19. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 220 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: