УДК 37

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ)

Сальная Инна Владимировна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)"
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
В этой статье проводит анализ воспитательных традиций дошкольников в Японии. Автор приводит классификацию детских садов, а также рассматривает традиции воспитания детей дошкольного возраста, которые существовали еще в древней Японии.

Ключевые слова: воспитание, детский сад, дошкольники, система воспитания, традиции


ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH TO UPBRINGING OF PRESCHOOLERS (ON THE EXAMPLE OF JAPAN)

Salnaya Inna Vladimirovna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
student of Psychology and social pedagogic faculty

Abstract
Traditions of upbringing Japanese preschoolers are analyzed in the article. The classification of kindergardens is given, the traditions of upbringing in ancient Japan are presented.

Keywords: kindergarden, preschoolers, system of upbringing, traditions, upbringing


Библиографическая ссылка на статью:
Сальная И.В. Этнопедагогический подход к вопросу воспитания дошкольников (на примере Японии) // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5221 (дата обращения: 01.10.2017).

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, отдельный пласт опыта нации – традиции в воспитании детей. Если в одной стране считается нормальным шлепать ребенка за провинность, то в других – это является просто недопустимым, а иногда и уголовно наказуемым деянием. Изучая способы и методы воспитания разных стран, особый интерес вызывает Япония, так как традиции воспитания в этой стране очень самобытны и во многом отличаются от российских.

Актуальность данного исследования заключается в том, что традиции воспитания являются колоссальным опытом, накапливаемым народом, когда отбирается все лучшее, действенное и благотворное и апробируется, становясь предметом анализа, сопоставления и применения в воспитательной практике.

Возможно, кому-то может показаться, что традиции воспитания в Японии, по меньшей мере, странные, хотя бы потому, что ребенку до пяти лет разрешают делать все, что ему заблагорассудится. В связи с этим, мама, по-японски «канай», что означает «внутри дома», постоянно следует за ребенком, чтобы он не навредил себе. Если малыш все-таки угодил в неприятности, мать во всем винит себя и просит прощения у своего чадо за то, что не уберегла его.

Испокон веков маленькие дети всегда были рядом с матерью. Раньше в Японии семьи были многодетными и, если рождался еще один ребенок, то самый младший пересаживался со спины «канай» на спину старшего ребенка. В следствие чего, малыш невольно участвовал в жизни своего старшего брата или сестры. Он вместе с ним посещал школу, «ходил» гулять, «занимался» домашними делами. Через пару лет малыш начинал ходить самостоятельно, поэтому старшему ребенку доверяли следующего малыша.

Одна из особенностей воспитания дошкольников в современной Японии заключается в том, что «канай» не просто следует за своим ребенком повсюду, но и зачастую, если ребенок еще не умеет ходить, садит его в специальную сумку или просто привязывает тканью себе на грудь или спину, в зависимости от того, чем она собирается заниматься. Кстати, японская мода пошла дальше и уже созданы специальные куртки, плащи и пальто для мамы и ребенка – два в одном.

На самом деле, в Японии чаще, чем в России можно встретить маму с ребенком. Они практически повсюду: на улицах, в магазинах, в метро, на рынках, в кафе. Это потому, что японским мамам приходится все свои дела решать в присутствии детей, потому что нанять няню считается дурным тоном и такой поступок будет осуждаться обществом, а это самое страшное для японца.

Наверное, для нас это удивительно, но японские дети сначала учатся говорить, а потом ходить. И это в Стране Восходящего Солнца считается нормальным, потому как пока ребенок сидит у мамы на руках, она постоянно с ним разговаривает, напевает песенки, читает стишки, объясняет, куда они сейчас пойдут, и что будут делать. Но детки не только познают окружающий мир и учатся говорить, но еще, сидя на руках у мамы, они зачастую спят. Эта интересное умение сохраняется у японцев и во взрослом возрасте, поэтому они могут расслабиться и заснуть в любой неудобной позе, где бы они ни находились.

В Японии есть один очень интересный воспитательный прием, который называется «майго» или по-русски «потерянный ребенок». Когда ребенку надоедает постоянно сидеть на руках у матери и он хочет побыть самостоятельным, ему не запрещают, а наоборот дают возможность «потеряться». В Японии детей не крадут и про такой прием воспитания все знают, поэтому люди с радостью помогают ребенку найти свою маму. «Канай» же в этот момент, обязательно, находится где-то по близости и наблюдает за происходящим. Окружающие, в свою очередь, не просто помогают майго найтись, но и еще дают почувствовать, каково это –  потеряться и как здорово снова найтись.

Когда ребенку исполняется четыре года, иногда даже три, если родители сильно заняты, его могут отдать в детский сад. Они делятся на три вида:

«Хойкуэн» – государственное учреждение, где ребенка можно оставить на весть день.

«Етиэн» – детские сады, в которых детей можно оставлять только на семь часов.

Третья категория садов – детские сады при университетах, которые являются самыми престижными.

Конечно, в Японии есть и ясли, но отдав туда ребенка, можно вызвать неодобрение со стороны общества. Поэтому, если мать отдает своего ребенка в ясли, она будет считаться эгоистичной и недостаточно преданной семье.

Рассмотрим каждый вид детского сада подробнее.

Как уже было сказано, «хойкуэн» является государственным учреждением. Здесь есть ясли. Для того, чтобы ребенка взяли в такой садик, родители должны доказать, что они работают больше четырех часов в день, причем они должны принести справку, подтверждающую это, и приносить каждые пол года, чтобы администрация садика была уверена, что нагрузка родителей не уменьшилась. В «хойкуэн» за детьми смотрят с восьми утра и до шести-семи вечера. В субботу для желающих работает укороченный день. Кормят в таких садах только обедом и полдником.

Детские сады «етиэн» зачастую являются частными учреждениями. Здесь детей можно оставлять с девяти утра до двух часов дня. Каждая мама, приводя своего ребенка в «етиэн», обязана дать ему с собой обед, состоящий из 24 видов продуктов, который называется «обенто». Хотя домашнее воспитание японских детей очень мягкое, детям редко что-то запрещают, но задача воспитателей в «етиэн» научить детей этикету, познакомить с ритуальной стороной жизни. Также дети должны делать все сами. В детском саду нет уборщицы, поэтому ребята убирают, моют полы, моют посуду самостоятельно. Раз в неделю они сами готовят себе еду. Конечно же, все это происходит в игровой форме. И дети и родители знают, что лениться и капризничать – стыдно. Поэтому каждый ребенок выполняет свою работу наравне с группой. Если все-таки какой-то ребенок проявил слабость, то его наказывают, давая ему более сложное задание, или поручают выполнить больше работы, чем остальным.

Детские сады при университетах считаются самыми престижными. Их называют элитными. Для того чтобы туда попасть, нужно заплатить очень много денег. Зато потом ребенка гарантировано возьмут в хорошую школу и университет. Перед поступлением в такой садик, ребенок должен пройти серьезное тестирование. После окончания элитного детского сада, дети попадают в школу, а потом автоматически в Университет. Поэтому, если ребенок смог пройти в такой садик, за его будущее можно сильно не беспокоиться.

Таким образом, проанализировав систему воспитания дошкольников в Японии, можно сделать вывод, о том, что

  • ребенок в японской семье всегда растет, окруженный заботой и вниманием со стороны родителей (особенно матери, где контакт постоянный) и его старших братьев и сестер;
  • безусловным положительным моментом японского воспитания можно считать постоянное участие матери в процессе взросления и развития своего ребенка;
  • традиционное семейное воспитание направлено на формирование личности, способной адаптироваться и полноценно реализоваться в данном типе общества;
  • традиции Японии направлены на раннее приобщение детей к труду;
  • воспитанный таким образом ребенок перенимает и реализовывает в дальнейшем подобную модель поведения по отношению к своим младшим братьям и сестрам и, позднее, к своим детям;
  • подобную систему воспитания можно охарактеризовать как воспитание навыков общения в семье и коллективе.

Библиографический список
  1. Основные проблемы воспитания в Японии [Электронный ресурс] // Виртуальная Япония [сайт]. URL: http://miuki.info/2013/08/osnovy-i-problemy-vospitaniya-v-yaponii/ (дата обращения: 2.03.2015 )
  2. Воспитание по-японски (детский сад). [Электронный ресурс] // Виртуальная Япония [сайт].  URL: http://miuki.info/2011/12/vospitanie-po-yaponski-detskij-sad/ (дата обращения: 5.03.2015)
  3. Почему японские дети не плачут? [Электронный ресурс] // Виртуальная Япония [сайт].  URL: http://miuki.info/2012/07/pochemu-yaponskie-deti-nikogda-ne-plachut/ (дата обращения: 5.03.2015)
  4. Японское воспитание или воспитание по-японски. [Электронный ресурс] // Виртуальная Япония [сайт]. URL: http://miuki.info/2013/08/yaponskoe-vospitanie-ili-vospitatel-po-yaponski/ (дата обращения: 11.03.2015)
  5. Японский менталитет и традиции воспитания детей в Стране Восходящего Солнца. [Электронный ресурс] // Виртуальная Япония [сайт].  URL: http://miuki.info/2013/08/yaponskij-mentalitet-i-tradicii-vospitaniya-detej-v-strane-vosxodyashhego-solnca-v-yaponii/ (дата обращения: 11.03.2015)
  6. Японская система воспитания. [Электронный ресурс] // Godovastik.ru Развитие и воспитание детей [сайт]. URL: http://godovastik.ru/yaponskaya-sistema-vospitaniya/ (дата обращения: 12.03.2015)
  7. Про японские детские садики. [Электронный ресурс] //  Японский блог «Сад камней» [сайт]. URL: http://blog-japan.ru/?p=1559 (дата обращения: 12.03.2015)


Все статьи автора «Сальная Инна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: