Трансформационные процессы в Украине и мире вызвали существенные изменения во всех сферах жизни [1, с.34]. Не исключением стала и образовательная отрасль. Cоциальная среда ориентирована на формирование готовности особи к динамическим изменениям в социуме за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, а также способностей активного сотрудничества с другими людьми [2, с. 23].
Сегодня инновационность – важный признак современного высшего образования. Под инновационным развитием образования следует понимать комплекс созданных и введенных организационных и содержательных нововведений, развитие ряда факторов и условий, необходимых для наращивания инновационного потенциала образовательной системы [3, с.46]. Исходя из вышесказанного, новое в педагогике – это не только подходы, идеи, методы, технологии, которые еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, позволяющие эффективно решать задачи развития и саморазвития личности.
Инновационные образовательные технологии представляют собой организацию процесса обучения, построенную на качественно иных принципах, средствах, методах и позволяющую достигнуть наивысших образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, развитием творческой активности, приобретением практических навыков и умений. Такие технологии направлены на повышение качества подготовки путем активизации обучающихся творческих способностей и самостоятельности [4, с.12].
Различают несколько видов инновационных образовательных технологий в обучении:
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения;
- мониторинг интеллектуального развития;
- воспитательные технологии;
- дидактические технологии;
- психолого-педагогическое технологии.
Особой популярностью при подготовке медицинских кадров пользуются следующие инновационные образовательные технологии [5, с. 34]:
- дистанционные формы обучения;
- мультимедийность учебных материалов, предполагающих не только освоение предметных знаний, но и развитие необходимых компетенций;
- применение активных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Одним из инновационных методов в образовательной сфере есть мультимедийная презентация учебного материала. В современный оборот презентация пришла как публичное представление чего-либо нового. Это могла быть презентация, которая проводилась в рекламно-коммерческих целях – официальное представление создание предприятия, фирмы, проекта, товара приглашенным лицам. Также презентация в современности понимается как передача и представление аудитории новых для нее идей, планов, разработок. Иногда под презентацией понимают демонстрационные материалы практически для любого публичного выступления – от доклада руководителя до проведения лекции перед аудиторией.
Презентация, используемая в образовательном процессе, в том числе и высшем медицинском учебном заведении, имеет свои особенности. Педагогическая презентация – это демонстрация учебной информации с целью достижения педагогического эффекта с помощью средств визуализации. В высшем учебном медицинском заведении презентация в основном используется для сопровождения устного сообщения на лекции или практическом занятии, представления докладов на конференции, во время защиты студенческого проекта, истории болезни или научно-исследовательской работы, диссертации.
Презентации можно разделить на учебные и научные. Учебные презентации предназначены помочь преподавателю обеспечить удобное и наглядное преподавание теоретического и практического материала. Их можно разделить на следующие категории: конспект лекций и практических занятий, слайд – шоу и опорные сигналы.
Современные информационные технологии позволяют создавать наборы электронных слайдов с использованием тестов, графических изображений, аудио- и видеофрагменты, делать их мультимедийными, динамичными, интерактивными.
Организация занятий с использованием мультимедиа – технологий дает возможность наглядно демонстрировать возможности программного обеспечения и экономить время, интенсифицируя тем самым изучение учебного материала по дисциплине. Особое значение имеет использование мультимедиа (презентаций, слайдов, фильмов) в педиатрической практике [6, с. 67], поскольку не всегда можно на практическом занятии или лекции предоставить студентам клинический вариант (больного ребенка с определенной болезнью). При подготовке тематической мультимедийной презентации преподаватель тщательно подбирает материал. Каждая презентация имеет титульный, информационный и закрепляющий слайды. В титульном слайде указывается тема, исполнитель, учебное заведение; в информационном подается основная информация (актуальность темы, научная цель, определение нозологии, распространенность болезни, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика и прогноз заболевания). Кроме того информационные слайды содержат диаграммы, графики, табличные, фотоматериалы. Выбор типа информации, схем структурирования данных и порядок их изложения осуществляется в соответствии с целью создания презентации. В заключительном слайде представляются источники информации и иллюстрированного материала (автор, год издания, адрес сайта).
При этом необходимо помнить, что мультимедийные средства обучения, используемые в учебном процессе, должны соответствовать системе психологических, дидактических (адаптивность к индивидуальным возможностям студента; интерактивность обучения; реализация возможностей компьютерной визуальной учебной информации; развитие интеллектуального потенциала студента; системность и структурно – функциональное единство представления материала; обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла обучения) и методических (представления учебного материала с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления; отображение системы терминов учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка; предоставление студенту возможности выполнения различных контролирующих тренировочных действий) требований.
По данным анкетирования студентов педиатрического факультета 97% студентов знают о материалах и учебной информации, размещённых в Интернете, 65% студентов знают об интерактивных учебных программах, 40% — о виртуальных. Студенты педиатрического факультета чаще других пользуются интерактивными учебными программами (35%), телелекциями (33%), а также виртуальными семинарами (23%). Особое внимание нами обращено на мнение студентов о необходимости внедрения мультимедия-технологий в учебный процесс медицинского вуза: утвердительно ответили 92% студентов, отрицательно — 4% и 4% студентов не смогли определиться с ответом. В анкетах студенты отметили положительные эффекты использования мультимедийных презентаций учебного материала: доступность, оперативность, мобильность и удобство, экономия времени, возможность «скачивания» видеолекций, презентаций лекционного материала, возможность повторения материала дома и быстрый его поиск, возможность больше заниматься самостоятельно. Больше всего в этом направлении используются материалы и сведения, сопровождающие занятия (презентации лекций – 100%, практических занятий – 87%, видеопрезентации практических навыков – 100%, диагностических манипуляций – 100%, алгоритмы оказания неотложной помощи – 95%).
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным, который привлекает студентов изучением дисциплины, стимулирует их к творчеству и потребности в получении новых знаний.
В тексте: [1, 34] В затекстовой ссылке: 1. Белоусов Ю.В. Управление инновационными процессами / Донецк: ДГМУ, 2012.
В тексте: [2, 23] В затекстовой ссылке: 2. Дмитренко В. П. Инновационные технологии в образовании //Педагогичий процесс: новые перспективы, 2013. Вып. 2.
В тексте: [3, 46 В затекстовой ссылке: 3. Ивахненок О,В. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями у студентов медицинских специальностей в процессе обучения // Прикладные исследования в современном мире. Харьков, 2014.
В тексте: [4, 12] В затекстовой ссылке: 4. Курбасов В.В. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой // Освита, 2013. № 1.
В тексте: [5, 34] В затекстовой ссылке: 5. Ильяш Т. И. Использование компьютерных технологий на кафедре неврологии: преимущества и недостатки // “Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины” (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. – Ч. 2.
В тексте: [6, 67] В затекстовой ссылке: 6. Резниченко Ю. Г. Учебные видеофильмы как составляющая учебного процесса студентов по специальности «педиатрия» / Г. А. Леженко, А. М. Гиря, Н. А. Ярцева // «Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины» (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. — Ч. 2.
Библиографический список
- Белоусов Ю.В. Управление инновационными процессами / Донецк: ДГМУ, 2012.
- Дмитренко В. П. Инновационные технологии в образовании //Педагогичий процесс: новые перспективы, 2013. Вып. 2.
- Ивахненок О,В. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями у студентов медицинских специальностей в процессе обучения // Прикладные исследования в современном мире. Харьков, 2014.
- Курбасов В.В. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой // Освита, 2013. № 1.
- Ильяш Т. И. Использование компьютерных технологий на кафедре неврологии: преимущества и недостатки // “Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины” (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. – Ч. 2.
- Резниченко Ю. Г. Учебные видеофильмы как составляющая учебного процесса студентов по специальности «педиатрия» / Г. А. Леженко, А. М. Гиря, Н. А. Ярцева // «Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины» (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. — Ч. 2.