УДК 374.14

МУЛЬТИМЕДИЯ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Сорокман Тамила Васильевна
Буковинский государственный медицинский университет
Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и медицинской генетики

Аннотация
В статье рассматривается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего медицинского учебного заведения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, образование


MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS AN INNOVATIVE FORMATION POTENTIAL

Sorokman Tamila Vasilyevna
Bucovinian State Medical University
MD,PhD, Chief of chair of pediatrics and medical genetic

Abstract
Abstract. The article discusses the importance of multimedia technology in the educational process of higher medical school.

Keywords: education, multimedia technology


Библиографическая ссылка на статью:
Сорокман Т.В. Мультимедия-технологии как инновационный потенциал образования // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3472 (дата обращения: 14.07.2023).

Трансформационные процессы в Украине и мире вызвали существенные изменения во всех сферах жизни [1, с.34]. Не исключением стала и образовательная отрасль. Cоциальная среда ориентирована на формирование готовности особи к динамическим изменениям в социуме за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, а также способностей активного сотрудничества с другими людьми [2, с. 23].
Сегодня инновационность – важный признак современного высшего образования. Под инновационным развитием образования следует понимать комплекс созданных и введенных организационных и содержательных нововведений, развитие ряда факторов и условий, необходимых для наращивания инновационного потенциала образовательной системы [3, с.46].  Исходя из вышесказанного, новое в педагогике – это не только подходы, идеи, методы, технологии, которые еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, позволяющие эффективно решать задачи развития и саморазвития личности.

Инновационные образовательные технологии представляют собой организацию процесса обучения, построенную на качественно иных принципах, средствах, методах и позволяющую достигнуть наивысших образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, развитием творческой активности, приобретением практических навыков и умений. Такие технологии направлены на повышение качества подготовки путем активизации обучающихся творческих способностей и самостоятельности [4, с.12].

Различают несколько видов инновационных образовательных технологий в обучении:

  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения;
  • мониторинг интеллектуального развития;
  • воспитательные технологии;
  • дидактические технологии;
  • психолого-педагогическое технологии.

Особой популярностью при подготовке медицинских кадров пользуются следующие инновационные образовательные технологии [5, с. 34]:

  • дистанционные формы обучения;
  •  мультимедийность учебных материалов, предполагающих не только освоение предметных знаний, но и развитие необходимых компетенций;
  • применение активных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Одним из инновационных методов в образовательной сфере есть мультимедийная презентация учебного материала. В современный оборот презентация пришла как публичное представление чего-либо нового. Это могла быть презентация, которая проводилась в рекламно-коммерческих целях – официальное представление создание предприятия, фирмы, проекта, товара приглашенным лицам. Также презентация в современности понимается как передача и представление аудитории новых для нее идей, планов, разработок.  Иногда под презентацией понимают демонстрационные материалы практически для любого публичного выступления – от доклада руководителя до проведения лекции перед аудиторией.
Презентация, используемая в образовательном процессе, в том числе и высшем медицинском учебном заведении, имеет свои особенности. Педагогическая презентация – это демонстрация учебной информации с целью достижения педагогического эффекта с помощью средств визуализации. В высшем учебном медицинском заведении презентация в основном используется для сопровождения устного сообщения на лекции или практическом занятии,  представления докладов на конференции, во время защиты студенческого проекта, истории болезни или научно-исследовательской работы, диссертации.
Презентации  можно разделить на учебные и научные. Учебные презентации предназначены помочь преподавателю обеспечить удобное и наглядное преподавание теоретического и практического материала. Их можно разделить на следующие категории: конспект лекций и практических занятий, слайд – шоу и опорные сигналы.
Современные информационные технологии позволяют создавать наборы электронных слайдов с использованием тестов, графических изображений, аудио- и видеофрагменты, делать их мультимедийными, динамичными, интерактивными.
Организация занятий с использованием мультимедиа – технологий дает возможность наглядно демонстрировать возможности программного обеспечения и экономить время, интенсифицируя тем самым изучение учебного материала по дисциплине. Особое значение имеет использование мультимедиа (презентаций, слайдов, фильмов) в педиатрической практике [6, с. 67], поскольку не всегда можно на практическом занятии или лекции предоставить студентам клинический вариант (больного ребенка с определенной болезнью). При подготовке тематической мультимедийной презентации преподаватель тщательно подбирает материал. Каждая презентация имеет титульный, информационный и закрепляющий слайды.  В титульном слайде указывается тема, исполнитель, учебное заведение; в информационном подается основная информация (актуальность темы,  научная цель, определение нозологии, распространенность болезни, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика и прогноз заболевания). Кроме того информационные слайды содержат диаграммы, графики,  табличные, фотоматериалы. Выбор типа информации, схем структурирования данных и порядок их изложения осуществляется в соответствии с целью создания презентации. В заключительном слайде представляются источники информации и иллюстрированного материала (автор, год издания, адрес сайта).
При этом необходимо помнить, что мультимедийные средства обучения, используемые в учебном процессе, должны соответствовать системе психологических, дидактических (адаптивность к индивидуальным возможностям студента; интерактивность обучения; реализация возможностей компьютерной визуальной учебной информации; развитие интеллектуального потенциала студента; системность и структурно – функциональное единство представления материала; обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла обучения) и методических (представления учебного материала с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления; отображение системы терминов учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка; предоставление студенту возможности выполнения различных контролирующих тренировочных действий)  требований.
По данным анкетирования студентов педиатрического факультета 97% студентов знают о материалах и учебной информации, размещённых в Интернете, 65% студентов знают об интерактивных учебных программах, 40% — о виртуальных. Студенты педиатрического факультета чаще других пользуются интерактивными учебными программами (35%), телелекциями (33%), а также виртуальными семинарами (23%). Особое внимание нами обращено на мнение студентов о необходимости внедрения  мультимедия-технологий в учебный процесс медицинского вуза: утвердительно ответили 92% студентов, отрицательно — 4% и 4% студентов не смогли определиться с ответом. В анкетах студенты отметили положительные эффекты использования мультимедийных презентаций учебного материала: доступность, оперативность, мобильность и удобство, экономия времени, возможность «скачивания» видеолекций, презентаций лекционного материала, возможность повторения материала дома и быстрый его поиск, возможность больше заниматься самостоятельно.  Больше всего в этом направлении используются материалы и сведения, сопровождающие занятия (презентации лекций – 100%, практических занятий – 87%, видеопрезентации практических навыков – 100%, диагностических манипуляций – 100%, алгоритмы оказания неотложной помощи – 95%).
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным, который привлекает студентов изучением дисциплины, стимулирует их к творчеству и потребности в получении новых знаний.

В тексте: [1, 34] В затекстовой ссылке: 1. Белоусов Ю.В. Управление инновационными процессами / Донецк: ДГМУ, 2012.

В тексте: [2, 23] В затекстовой ссылке: 2. Дмитренко В. П. Инновационные технологии в образовании //Педагогичий процесс: новые перспективы, 2013. Вып. 2.

В тексте: [3, 46 В затекстовой ссылке: 3. Ивахненок О,В. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями  у студентов медицинских специальностей в процессе обучения // Прикладные исследования в современном мире. Харьков, 2014.

В тексте: [4, 12] В затекстовой ссылке: 4. Курбасов В.В. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой // Освита, 2013. № 1.

В тексте: [5, 34]  В затекстовой ссылке: 5. Ильяш Т. И. Использование компьютерных технологий на кафедре неврологии: преимущества и недостатки // “Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины” (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. – Ч. 2.

В тексте: [6, 67] В затекстовой ссылке: 6. Резниченко Ю. Г. Учебные видеофильмы как составляющая учебного процесса студентов по специальности «педиатрия» / Г. А. Леженко, А. М. Гиря, Н. А. Ярцева // «Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины» (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. — Ч. 2.


Библиографический список
  1. Белоусов Ю.В. Управление инновационными процессами / Донецк: ДГМУ, 2012.
  2. Дмитренко В. П. Инновационные технологии в образовании //Педагогичий процесс: новые перспективы, 2013. Вып. 2.
  3. Ивахненок О,В. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями  у студентов медицинских специальностей в процессе обучения // Прикладные исследования в современном мире. Харьков, 2014.
  4. Курбасов В.В. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой // Освита, 2013. № 1.
  5. Ильяш Т. И. Использование компьютерных технологий на кафедре неврологии: преимущества и недостатки // “Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины” (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. – Ч. 2.
  6. Резниченко Ю. Г. Учебные видеофильмы как составляющая учебного процесса студентов по специальности «педиатрия» / Г. А. Леженко, А. М. Гиря, Н. А. Ярцева // «Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины» (Тернополь, 15-16 мая.2014 г.): в 2 ч. — Тернополь.: ТГМУ, 2014. — Ч. 2.


Все статьи автора «Cорокман Тамила Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: