УДК 37

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

Братчикова Ю.В.1, Плотникова М.М.2
1ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», к.п.н., доцент кафедры психологии образования
2Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-Гимназия №47 Кировского района, г. Екатеринбурга, учитель начальных классов

Аннотация
Статья посвящена вопросам развития мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении.

Ключевые слова: младшие школьники


THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF YOUNGER STUDENTS IN PROBLEM-DIALOGIC LEARNING

Bratchikova Y.V.1, Plotnikova M. M.2
1Ural State Pedagogical University, PhD, associate Professor in the Department of psychology
2Municipal Autonomous educational institution-Gymnasium №47 of the Kirov region, Yekaterinburg, primary school teacher

Abstract
This article is about development of motivation of younger students in problem-dialogic learning.

Keywords: younger students


Библиографическая ссылка на статью:
Братчикова Ю.В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 01.08.2023).

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

П.Я. Гальперин

В настоящее время в школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано, в первую очередь, с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Проблема также заключается в поиске средств и способов обучения, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств следует рассматривать формирование у учеников с первых дней обучения в школе учебной мотивации.

На сегодняшний день также существует множество теорий мотивации обучения. Изучением мотивации занимались многие психологи, такие как А.К. Маркова, Е.В. Камаровская, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно, мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями

В деятельностной теории учения П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др. общепризнанным является следующее понимание мотивов: мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Следует отметить, что мотивация в целом и в том числе проблемы мотивации учения исследуются достаточно широко. Однако до настоящего времени, несмотря на большое количество данных, можно отметить, что они не только разнообразны, но нередко и противоречивы. Это касается не только теоретических вопросов, но и конкретных вопросов динамики мотивов учения детей младшего школьного возраста. Проблема мотивов учения младших школьников требует дальнейшей разработки в силу большого практического значения для педагогической деятельности в начальной школе.

При развитии мотивации важно, прежде всего, учитывать возрастные особенности младших школьников. Развитию учебной мотивации способствует уровень сформированности произвольной памяти младших школьников. Намерение запомнить тот или иной материал не определяет содержание самой задачи,  которую предстоит решить субъекту. Для этого он должен выделить в объекте (тексте) конкретный предмет запоминания, что представляет собой особую  задачу. По данным исследований педагога-психолога Е.А. Белоглазовой, опубликованных в журнале «Начальная школа» №7. Одни школьники в качестве такой цели запоминания выделяют познавательное содержание текста (около 20% школьников 3 класса), другие – его сюжет (23%), третьи – не выделяют определенного предмета запоминания. Таким образом, задание трансформируется в разные задачи, что может быть объяснено различиями в учебной мотивации и уровнем сформированности механизмов целеполагания. [3,84c.]

Младший школьник на уроке оказывается в ситуациях, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно – логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста.[7,145c.] На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей. Итак, младший школьный возраст является сензитивным для развития мотивационной сферы. При обучении детей начальной школы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. На уровень развития мотивации влияет уровень сформированности самооценки, уровень развития психических процессов. Развитию мотивации способствует внедрение современных педагогических технологий обучения.

У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются важнейшие потребности, такие как, потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении явлений (почему и как они происходят), потребность в самооценке и др. Отсюда следует, что учитель должен  учитывать характер потребностей своих учащихся, знать их наличный уровень и их возможное развитие, с той целью, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

В настоящее время в современной педагогике существует множество разнообразных технологий обучения (технология проблемного обучения, индивидуально-дифференцированного обучения, КСО, кейс-технология, проектного обучения и т.д.), множество методов (интеллект-карта, кластерный анализ) и приемов работы с детьми, в том числе направленных на повышение уровня мотивации к учебной деятельности). Одной из активно разрабатываемых в настоящее время является технология проблемно-диалогического обучения, которая по своей структуре и содержанию направлена именно на формирование мотивации и познавательной активности учащихся. В диалоге с учителем и учащимися формируется познавательная мотивация, развиваются навыки сотрудничества, умение доказать свою точку зрения, а это является основой формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы. Однако в научно-методической литературе до сих пор редко встречается описание методов и приемов, которые систематизировано были бы направлены на развитие мотивации учащихся.

Одним из путей развития мотивации младших школьников является обучение младших школьников с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. На таких уроках, где используют методы и приемы проблемно-диалогической технологии обучения, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.

Итак, существует несколько путей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников. Для становления мотивации обучения младших школьников следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются не достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника. Поэтому, на наш взгляд, развитие мотивации в технологии проблемно-диалогического обучения необходимо дополнить системой взаимосвязанных психолого-педагогических приемов, которые будут способствовать формированию устойчивой учебной мотивации.

Система представляет собой взаимосвязанные психолого-педагогические приемы, которые объединены в группы, соответственно определенной части урока. Каждый прием по-своему уникален и в то же время прост. В зависимости от темы урока он может наполняться определенным содержанием. Каждый прием можно внедрять в образовательный процесс в зависимости от сферы интересов детей или конкретного ребенка, а также позволяет раскрытию индивидуальных способностей учащихся, проявлению творчества. Данные приемы, безусловно, должны стать одним из способов достижения высокого уровня развития мотивации. К более стабильным результатам приведет также и индивидуальна работа с учащимися, анализ траектории развития мотивационно – познавательной сферы, а также работа с педагогами и родителями на тему причин имеющегося уровня развития мотивации у учащегося.

Основной механизм работы с данной системой приемов – это использование на конкретном этапе определенного приема или группы приемов, эффективность достигается также при условии использования нескольких приемов на протяжении всего урока.

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в технологии проблемно-диалогического обучения система психолого-педагогических приемов разработана с целью развития мотивации младших школьников.

Так в системе психолого-педагогических приемов каждому этапу урока соответствует группа приемов, способствующая развитию мотивации. Например, на организационно-мотивационном этапе мы предлагаем использовать прием «Фантастическая добавка», «Отсроченная отгадка», «Привлекательная цель», главной задачей  которых является побуждение к деятельности каждого учащегося, привлекает внимание и актуализирует знания по теме у учащихся. На этапе открытия знаний мы пробовали применять ряд приемов, позволяющих побудить к деятельности, вызвать интерес к новому материалу и организовать совместную работу по поиску решений поставленной на уроке задачи. Здесь уместно использовать такие приемы как «Оратор», «Повторялки», «Вопросы к тексту» и т.д. На этапе закрепления и повторения мы применяли приемы «Лови волну», «Волшебный клубок», целью которых является провести самоанализ изученной темы, увидеть и оценить работу каждого учащегося.

А также мы выделили группу универсальных приемов, которые можно применять на любом этапе урока в зависимости от темы, индивидуальных особенностей учащихся. Это приемы «Удивляй», «Да-нет-ка», «Профи», «Бонус-балл» и т.д.

Цель данных приемов: поддержать интерес учащихся на определенном этапе урока, помочь сформулировать тему или раскрыть ее основные понятия, таким образом создавая «ситуацию успеха».

На каждом этапе урока мы использовали определенные приемы, которые способствуют повышению мотивации к изучаемому предмету, содержанию урока, а также способствуют активной работе учащихся на уроке. Дети во время урока не только «открывают» знания, а также учатся слушать, активно принимают участие в работе, высказывают свою точку зрения, приводят доказательства. Система приемов помогает учителю включить в диалог максимальное число учащихся на конкретном уроке, т.к. учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей: сочетание учебной и игровой деятельности, «бонусы» каждому младшему школьнику за свою работу или работу группы. Внедрение системы приемов на каждом уроке позволяет проявлять свое творчество, формирует умение задать вопросы, любознательность, а также осуществлять исследовательскую деятельность, в том числе дополнительно во внеурочной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу на протяжении изучения всей темы, а не только на уроке «открытия» знаний и т.д. Таким образом, необходимо поддерживать мотивацию учащихся «новыми открытиями», дать возможность учащимся быть сотрудниками на уроке, дать возможность саморазвития, анализа собственных достижений, постановки новых целей исследования как способа развития мотивации.

Так, например, на уроке русского зыка по теме «Упражнение в написании слов с проверяемыми согласными на конце слова», на организационно-мотивационном этапе используется прием «Привлекательная цель», а именно, дети были «приглашены в путешествие».

На этапе актуализации знаний детям была дана цепочка загадок, отгадки которых относятся к новой теме урока, детям необходимо назвать тему урока. На следующем этапе урока выдвижения гипотез использовался прием «Аукцион»: принимались всевозможные версии детей о том, что именно на уроке будет изучено. Детьми было выдвинуто много гипотез, требующих дальнейшей проверки, итак на этапе «открытия» знаний с детьми была проведена аналитическая работа с содержанием учебного материала, а также «мотивирующий» прием «Удивляй!» (для детей удивительно интересным оказался рассказ, данный текст которого использовался для нахождения и анализа орфограмм) и «Профи» уже на этапе первичного закрепления. Детям предлагалось за 1 минуту рассказать о том, что они узнали, какие гипотезы уже подтвердились. На итоговом этапе урока детям предлагалось провести упражнение «Ты мне − я тебе». Ученики задавали вопросы друг другу и учителю, ответы фиксировали на рабочих листах. Вопросы, на которые не были найдены ответы, были сформулированы как цели последующих уроков. В результате анализа проведенных уроков, наблюдений, а также диагностики учащихся после эксперимента, можно говорить о повышении уровня внешней и внутренней мотивации учащихся и высокой познавательной активности не только на уроке, но и при выполнении домашней работы.

С помощью методик «Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы» (Н.Г. Лусканова), «Опросник внутренней мотивации» (С.А. Водяха), «Методика определения мотивации» (М.И. Рожков) была проведена диагностика развития учебной мотивации учащихся, которая позволила нам говорить об эффективности нашей разработки.

Как показали результаты нашего исследования, для развития внешней и внутренней познавательной мотивации оказались эффективными приемы, применяемые на уроке изучения нового материала и на уроках повторения, особенно на этапах открытия нового знания и первичного закрепления. Для развития познавательной активности приемы при актуализации знаний на каждом уроке. Данные приемы можно использовать на уроках в начальной школе, на любом уроке, т.к. они способствуют развитию навыков сотрудничества, умению осознанно выполнять задание, целенаправленно выполнять задания при работе на уроке и дома, развивает мотивацию учащихся к обучению в школе.

Итак, учебная мотивация-это побуждение, направленность ученика на учебную деятельность. В современной педагогике и дидактике основным термином является технология обучения. Мы рассматривали проблемно-диалогическую технологию обучения, так как технология проблемно-диалогического обучения – это совокупность методических приемов, техник, специальных методов, способствующих развитию мотивации учащихся, обеспечивающих продуктивность урока и эффективность образовательной деятельности учителя и учащихся. А система психолого-педагогических приемов, способствует развитию познавательной активности учащихся, индивидуализирует работу, позволяя развивать мотивацию каждого ребенка.

Результаты исследования мотивации младших школьников, обучающихся по технологии проблемно-диалогического обучения, показали, что развивать мотивацию можно, если в системе использовать современные педагогические технологии обучения и более эффективным способом развития является дополнение обучения соответствующими психолого-педагогическими приемами на каждом уроке. Эффективность внедрения разработанной системы психолого-педагогических приемов, направленных на развитие мотивации младших школьников это подтверждает математическая обработка данных.


Библиографический список
  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности[Текст]. – М.,2008. -365с.
  2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков[Текст]. – М.,2007.-485с.
  3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника[Текст]. – М.: Педагогическое об-щество России, 2009. – 217 с.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
  5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей[Текст].— М., 2003.— 96 с.
  6. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников[Текст]. – М.: Наука, 2007. -189с.
  7. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика[Текст]. М.: Наука, 2008. – 156 с.
  8. Петрунек, В.П., Таран Л.Н. Младший школьник[Текст]. – М.: Просвещение, 2010. -352с.
  9. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии[Текст]. – СПб.: Речь, 2008. – 350 с.
  10. Славина, Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника.— В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]/ Под ред. Л. И. Божович Л. В. Благонадежной. – М., 2008, с. 45—80.


Все статьи автора «Плотникова Марина Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: