УДК 372.8

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В АСПЕКТЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Вильцан Максим Александрович
Тюменский государственный университет, филиал в г. Тобольске
старший преподаватель кафедры педагогики и социального образования

Аннотация
В статье рассмотрены особенности подготовки будущих социальных работников в рамках дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделировании в социальной работе».

Ключевые слова: Моделирование, прогнозирование, проектирование, ситуативные задачи., социальный работник, специалист, студент


PREPARATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS IN TERMS OF FORECASTING, MODELING AND DESIGN PROFESSIONAL ACTIVITY

Viltsan Maksim Aleksandrovich
Tyumen state university, a branch in the city of Tobolsk
senior lecturer, department of pedagogy and social education

Abstract
The article describes the features of the preparation of future social workers in the discipline "Forecasting, planning and modeling in social work".

Библиографическая ссылка на статью:
Вильцан М.А. Подготовка будущих социальных работников в аспекте прогнозирования, проектирования и моделирования профессиональной деятельности специалиста // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3933 (дата обращения: 24.07.2023).

В 1991 году Государственный комитет по труду включил в справочник должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационную характеристику по социальной работе и в апреле этого же года была разработана специальность «социальная работа».

Широкомасштабная подготовка специалистов по данной специальности началась в 2000-х годах, на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В стандарте дана общая характеристика специальности, требования к уровню подготовки абитуриента, а также требования к образовательной программе подготовки выпускника.

Программа подготовки студентов включает в себя следующие циклы дисциплин:

- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- общие математические и естественнонаучные дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- специальные дисциплины;

- дисциплины специализации;

- факультативы.

Завершается процесс обучения итоговой государственной аттестацией.

В разделе обязательного минимума содержания основной образовательной программы по специальности «Социальная работа» представлены основные различные дисциплины в соответствии с циклами подготовки.

Предмет «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Первоначально в результате освоения дисциплины обучающийся должен был:

- знать: теоретико-исторические аспекты прогнозирования и моделирования за рубежом и в России, методологию прогнозирования социальных процессов, прогностику и проектирование социальных процессов;

- уметь: обосновать методы, виды и технологии прогнозирования, использовать полученную информацию в профессиональной деятельности, разрабатывать модели решения социальных проблем в зависимости от категории гражданина;

- владеть: особенностями организации прогностического исследования и др.

В процессе реформы образования во всех учебных дисциплинах знания, умения и навыки были преобразованы в компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и по направлению подготовки «социальная работа» в том числе.

В профессиональной деятельности социального работника прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов или явлений имеет очень важное значение. Из-за достаточно широкого спектра деятельности социального работника сложно предугадать, с какими именно процессами или явлениями ему придется работать. Поэтому, подготовка по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» должна быть с одной стороны, вариативной, с другой, конкретной для обеспечения формирования необходимы профессиональных компетенций.

При разработке программы в качестве базовой выступила книга Сафроновой Валентины Михайловны «Прогнозирование и моделирование в социальной работе» [2].

В программу дисциплины включены разделы прогнозирования, проектирования и моделирования.

В разделе прогнозирования изучаются методологические основы прогнозирования социальных процессов; методы прогнозирования; виды и технологии прогнозов социальных процессов.

В разделе проектирование студенты имеют возможность познакомиться с сущностью понятия, категориальной структурой, типами, принципами, этапами проектирования, а также особенностями управления проектами.

Раздел моделирования предполагает изучение сущности, видов и функций моделей и моделирования, особенности моделирования социальных процессов и разработки математических моделей в социальном прогнозировании. Детально рассмотрены модели демографических процессов, экологической безопасности, адаптации мигрантов и др. Такой подход позволяет увидеть на практике будущим социальным работникам, как разрабатывать и внедрять модели различной направленности.

Представленные разделы рассматриваются в рамках системно-функционального подхода, чтобы студенты получили представление о процессе «моделирования социальной деятельности настоящего и будущего в виде отдельных, относительно самостоятельных структурно-функциональных блоков (модулей), объединенных в конкретную последовательность операций, исходя из внутренней логики процесса социального моделирования и прогнозирования на базе поисковых и нормативных прогностических моделей» [2].

Кроме того, на практических занятиях внедрены ситуативные задачи, при решении которых студенты могут представить себе, как теоретические знания можно будет использовать в будущей практической деятельности. Занятия с использованием ситуативных задач позволяют студенту раскрывать внутренние закономерности развития социальных процессов, на основе анализа научно обоснованных признаков, показателей, критериев заложенных непосредственно в ситуации [1].

В итоге, главная цель дисциплины сформировать у студентов представление о том, что прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе помогает не только оптимизировать деятельность специалиста, но и сделать ее эффективной.


Библиографический список
  1. Вильцан М.А. Актуализация диагностической направленности мышления в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/?p=2991
  2. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Все статьи автора «Вильцан Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: