При изучении информатики и ИКТ, насущным вопросом становится вопрос о повышении мотивации школьников, особенно это касается «скучных» тем изучения основ алгоритмизации и программирования.
Для разрешения данного вопроса можно порекомендовать использование на уроках среды «Scratch».
Scratch — это бесплатная для использования, визуальная объектно-ориентированная среда с элементами программирования для обучения школьников 5-7 классов основам современных информационно-комуникационным технологиям в школе и дома, в том числе и с помощью дистанционных форм получения образования. Данное название произошло от слова «scratching» — технологией, применяемой хип-хоп-диджеями, вертящими грампластинки взад-вперёд руками с целью смешивания различных музыкальных тем и получения особых эффектов..
Scratch был создан как реализация идей предложенных в языке Лого и конструкторе Лего и написан на языке программирования Squeak. Scratch стал разрабатываться совершенно небольшой командой специалистов в Массачусетском технологическом институте. История данной среды начинается в 2003 году, когда группа программистов «Lifelong Kindergarten» (что переводится как «детский сад на всю жизнь»), во главе с руководителем Митчелам Резником из компании MIT Media Lab поставили своей целью создать общедоступную среду программирования для школьников младших и средних классов. Обучать программированию, считали они, нужно как можно раньше. Через несколько лет и появилась уникальная среда Scratch . Создавать в нем компьютерные программы смогли даже дошкольники. Последний релиз — 2.0, был выпущен 9 мая 2013. Наиболее популярным релизом является версия 1.4.
Программы на Scratch состоят из ряда графических блоков (блоки собраны в специализированные разделы – описывающие общее поведение блоков), подписи к которым изменяются от выбранного внутри интерфейса языка. Существует возможность выбора одного из 50 языков интерфейса, в том числе и русского. Для переключения интерфейса на новый язык можно использовать шаблонные gettext файлы.
Секрет в том, что в Scratch нет слов – ключевых операторов, синтаксис которых нужно знать и уметь записать в программных модулях-скрипах без ошибок. Программы в Scratch, по сути дела, не пишут вообще. Программы-скрипты собираются с помощью мышки из уже существующих кубиков-блоков-команд, внешне схожих с блоками известно в детской среде конструктора Лего. Каждый блок имеет свой неповторимый характер.
Из независимых блоков, по определенным правилам, собирают последовательности действий объектов-спрайтов. При этом в любой момент в программу можно вносить разнообразные изменения. Визуально ребенок сразу увидит, как его изменения отражаются на работе проекта.
Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: анимационных фильмов, разнообразных по сути и содержанию игр, рекламных роликов, музыкальных фильмов и произведений, “оживших” рисунков, полностью интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, тренажеров, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, проектирования, моделирования, управления устройствами и развлечения.
Для создания программных проектов Scratch имеет все необходимые средства: полноценный язык программирования высокого уровня объектно-ориентированного типа, движок (интерпретатор) языка, графический редактор, систему оказания помощи пользователю, большой набор примеров готовых проектов по разнообразным тематикам, каталоги рисунков и звуковых файлов.
Все можно сделать здесь – в самой программе, и сейчас – сразу, без установки дополнительных программ. В программе нашел свое место и полноценный графический редактор позволяющий создавать спрайты, в том числе и анимационные, для проектов.
В Scratch возможно изучение и основ музыкальной грамотности, программа имеет в своем арсенале 128 звуков и 128 инструментов музыкального синтезатора, который реализован внутри любого современного компьютера. Звуки обозначены числами от 0 (самый низкий звук) до 127 (самый высокий звук). Каждый инструмент тоже имеет свое числовое обозначение. Кроме звуков и групп, существуют 16 групп мелодических инструментов, которые можно использовать для игры мелодий, есть еще 47 различных барабанов, при помощи которых можно создавать ритмы.
Спрайты могут выполнять огромное количество действий, взаимодействовать друг с другом, реагировать на ситуации. Школьник может создать интерактивный фильм, игру с участием спрайтов, так как они могут взаимодействовать так же и с пользователям, реагируя на нажатия клавиш и перемещения указателя мыши.
Программа распространяется совершенно бесплатно, существует ряд сообществ на которые можно выгружать готовые проекты. Найти программу в интернете можно по следующему адресу: http://scratch.mit.edu/ - это сайт программы Scratch. Необходимо найти на этом сайте кнопку-гиперссылку “Download Scratch” и загрузить на свой персональный компьютер последний релиз программы.
Таким образом, данная среда повышает мотивацию дошкольников и школьников к изучению информатики и ее можно порекомендовать к изучению на уроках информатики и ИКТ в 5-7 классах общеобразовательных школ при изучении тем: «Проектирование», «Основы программирования», «Алгоритмы», «Языки и программы», «Музыка и ЭВМ».
Библиографический список
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем / Р.И. Баженов, Д.К. Лопатин Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
- Баженов Р.И. Интеллектуальные информационные технологии -Биробиджан, 2011.
- Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг// В.А.Векслер, Л.Б. Рейдель – Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.