УДК 378

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Долматова Наталья Сергеевна1, Шумова Надежда Ивановна1
1Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, cтарший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Cтатья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов. В качестве одного из методов активизации самостоятельной работы выступает метод проектов. Использование проектной методики способствует развитию познавательной и творческой активности студентов.

Ключевые слова: метод проектов, обучение иностранному языку, самостоятельная работа


ACTIVIZATION OF STUDENTS’ SELF-STUDY WORK IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Dolmatova Natalya Sergeevna1, Shumova Nadezhda Ivanovna1
1Perm State Agricultural Academy named after D.N. Pryanishnikov, Senior Lecturer of the Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to the problem of students’ self-study work organization. The projects method acts as one of the methods which activate self-study work of students. The projects method contributes to the development of cognitive and creative activity of students.

Библиографическая ссылка на статью:
Долматова Н.С., Шумова Н.И. Активизация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4347 (дата обращения: 18.07.2023).

Актуальность проблемы организации самостоятельной работы студентов с научным текстом на родном и иностранном языках определяется все возрастающим потоком общей и специальной научной информации, которую им необходимо усвоить в процессе обучения. Общеизвестно, что учебный материал усваивается прочнее, а умение творческой познавательной деятельности формируется у студентов интенсивнее именно в ходе самостоятельной работы. Умение зрелого профессионально-ориентированного чтения, владение рациональными приемами работы с текстом имеют особое значение для последующего самообразования специалиста, повышения уровня его профессиональной квалификации.

Одной из основных задач педагога является формирование у обучаемых целостного восприятия мира. Этому в большей степени способствует разработка и использование проектов при обучении иностранному языку. Отвечая на вопрос о преимуществах использования проектной методики, студенты указывали на несомненные плюсы использования проектов, а именно:

1.      Появился интерес к поиску информации в энциклопедиях, справочниках, научных журналах по специфике своего направления подготовки.

2.      Познакомились с аутентичными научными и научно-популярными текстами по интересующей тематике.

3.      Появились навыки просмотрового и ознакомительного чтения.

4.      Научились подготавливать выступление научного характера на основе обработанной информации, анализировать, делать выводы.

5.      Появилось желание совершенствоваться с целью расширения своих профессиональных возможностей и дальнейшего применения полученной информации в широком диапазоне деятельности, связанной с будущей специальностью.

6.      Приобрели навыки поисковой работы в Интернете.

Целью вовлечения студентов в работу над проектом является развитие у них познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно оперировать своими знаниями, а также умения ориентироваться в безграничном информационном пространстве.

Основная задача состоит в приобщении студентов к творческой исследовательской деятельности, благодаря их последовательному проведению через этапы научного поиска.

Проектная методика как нельзя лучше подходит для решения данной задачи, кроме того, данный вид деятельности нравится студентам. Они увлеченно, шаг за шагом, страница за страницей подходят к достижению цели своей проектной деятельности. Залогом успеха работы над проектом является относительная свобода выбора темы, а также направления поиска и темпа работы. При этом преподаватель выступает в качестве равноправного партнера и консультанта, помогающего найти оптимальные пути решения поставленных задач. Таким образом, проект является результатом совместной творческой исследовательской деятельности студентов и преподавателя.

Многолетний опыт работы на факультете ветеринарной медицины и  зоотехнии Пермской государственной сельскохозяйственной академии показывает, что во время учебы и практики студенты имеют дело, в основном, с домашними или сельскохозяйственными животными. Однако, после окончания вуза им, возможно, придется работать в цирке, зоопарке, различных питомниках, где встречаются и дикие животные. Для того чтобы работать с этими животными, лечить их, необходимо знать особенности каждого животного, их повадки, предрасположенность к определенному виду заболеваний, их среду обитания и многое другое. Все это натолкнуло на мысль об организации самостоятельной работы студентов над проектом «В мире животных». В рамках этого проекта каждому студенту либо микрогруппе студентов предлагалось найти материал по теме «Животное, птица, насекомое, о котором я хочу рассказать».

Весь период работы над проектом можно разделить на несколько этапов.

I этап – мотивационный.

Преподаватель дает установку на проблему с учетом интересов студентов.

II этап – информационное обеспечение.

Задача этого этапа – подобрать статьи или несколько статей на иностранном языке об интересующем животном, используя ресурсы интернета либо печатные иностранные издания.

III этап – первичная обработка информации.

Обратившись к справочной литературе и словарям, студенты переводят статью на русский язык, составляют свой словарь-минимум, выделяют основные мысли, намечают план для своей будущей презентации проекта.

IV этап – этап поиска дополнительной информации.

В процессе работы студенты часто сталкиваются с проблемой «недостаточности» материала, что вынуждает их обратиться к дополнительным источникам.

V этап – вторичная обработка и обобщение информации.

Студенты пишут реферат по своей теме. Здесь они используют весь имеющийся материал. При написании реферата студенты на более конкретном уровне обмениваются информацией с преподавателем, тот, в свою очередь, указывает на необходимость корректировки содержания, консультирует по поводу логики изложения материала и правильности оформления результатов творческого исследования.

VI этап – написание аннотации (эссе).

На основе реферата студенты пишут аннотацию (эссе) на английском и русском языках.

VII  этап – презентация результатов поисково-проектной работы в рамках заявленной темы на студенческой конференции.

Представляя результаты своей работы над проектом на конференции, студенты приобретают навыки публичного выступления на иностранном языке, учатся отвечать на вопросы, демонстрируют свои коммуникативные способности и владение иностранным языком. 

Проектная деятельность на инженерном факультете может быть организована в рамках следующих тем:

1. Участие в международной ярмарке или выставке, на которой демонстрируются новые разработки сельскохозяйственной, автомобильной и дорожной техники.

2.      Участие в переговорах в качестве менеджера по купле-продаже автомобилей разных моделей.

3.      Участие в коллективной разработке новых моделей автомобилей (изучение вопроса экономичности на примере той или иной фирмы).

4.      Составление каталога с лучшими моделями легкового автомобилестроения.

Приведенные выше задания позволяют научить студентов извлекать из текста значимую информацию и подвергать ее различным формам переработки, что значительно повышает мотивацию к процессу овладения иностранным языком. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной и творческой активности студентов.


Библиографический список
  1. Михайлова Ю.В. Современные образовательные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: II международная практическая конференция. Редакторы: Т.С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова. Пермь. 2014. С. 54-57.
  2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2011. № 1. С. 4.
  3. Тимкина Ю.Ю. Механизмы организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2012. №1. С. 74-76.


Все статьи автора «Наталья Долматова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: