УДК 377.5

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ТЕХНИКУМА

Костина Ольга Валентиновна1, Кротов Алексей Леонидович2
1Российский государственный профессионально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры технологии машиностроения, сертификации методики профессионального обучения
2Ирбитский мотоциклетный техникум, мастер производственного обучения

Аннотация
В статье рассматриваются критерии оценки профессиональных компетенций студентов, изучающих профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Токарь)». Приводится методика оценки профессиональных компетенций, формы представления результатов. Делается вывод об эффективности предлагаемой системы оценки профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: оценочные средства, профессиональная компетенция, профессиональный модуль, формы представления результатов оценки


METHOD OF ESTIMATING OF THE FORMATIONS LEVEL OF STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE IRBIT MOTORCYCLE COLLEGE

Kostina Olga Valentinovna1, Krotov Aleksej Leonidovich2
1Russian state vocational pedagogical University, senior lecturer of the Department of engineering technology, certification methods of professional training
2Irbit Motorcycle College, master of industrial training

Abstract
The article examines the criteria for evaluation of professional competences of students of the professional module “Works on one or more occupations of employees, positions of civil servants (Turner)". The method of estimation of professional competence, presentation of results. The conclusion about the effectiveness of the proposed system of evaluation of professional competences of students.

Keywords: assessment tools, presentation of evaluation results, professional competence, professional module


Библиографическая ссылка на статью:
Костина О.В., Кротов А.Л. Методика оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов Ирбитского мотоциклетного техникума // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4429 (дата обращения: 15.07.2023).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения основан на компетентностном подходе, который рассматривается как путь к преодолению разрыва между результатами образования и современными требованиями к профессиональному уровню подготовки для работы на производстве. Компетентностный подход понимается как готовность обучающихся к действию.

Сегодня современного работодателя не так интересуют качество образовательного процесса, качество образовательной системы и те критерии, по которым оценивают студентов в процессе обучения, а для него важна профессиональная компетентность специалиста, его способности эффективно  и своевременно выполнять производственные функции, практически решать поставленные задачи и проблемы.

Поэтому профессиональная компетентность специалиста представляет собой интегрированную систему универсальных и профессиональных качеств, обладающих сложными внутренними связями, зависимостью от времени, характеризующуюся различными уровнями. Профессиональная компетентность выпускника среднего профессионального учебного заведения определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий [1].

Профессиональные действия составляют основу общей компетентности специалиста в любой области производства, поэтому необходимо в его подготовке ориентироваться на профессиональные стандарты и должностные обязанности. Исходя из этого, можно говорить о построении модели специалиста в профессиональном образовании, которая приближена к эталону, т.е. к сотруднику определенной производственной квалификации способному выполнять свои производственные функции [2, 3].

В ФГОС СПО предусмотрено обучение учащихся по рабочим профессиям и выделено в отдельный модуль ПМ 04  «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Общие и профессиональные компетенции студентов по профессиональному модулю ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» формируются согласно перечню профессий, по которым обучает конкретное учебное заведение. Контроль уровня сформированности профессиональных компетенций является мониторингом  результативности образовательного процесса, который  необходим для его коррекции [6].

В Ирбитском мотоциклетном техникуме для учащихся обучающихся специальности «Технология машиностроения» предусмотрена подготовка по профессиональному модулю ПМ. 04 рабочим профессиям: слесарь, токарь и фрезеровщик.

Подготовка по профессиональному модулю проходит после изучения теоретических основ по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарных  курсов: «Технология выполнения общеслесарных работ» и «Технология работ на механообрабатывающем оборудовании».

Междисциплинарный модуль должен определяться наличием следующих составляющих: знать, уметь, иметь практический опыт [5]. На изучение междисциплинарного курса «Технология работ на механообрабатывающем оборудовании» отводится 48 часов, из них 20 часов – теоретическое обучение, 12 часов – на лабораторные и практические занятия, 16 часов – на самостоятельную работу учащихся. В ходе изучения междисциплинарного курса учащиеся демонстрируют интерес к будущей профессии, решают стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области разработки технологических процессов, осуществляют эффективный поиск необходимой информации, используют различные источники информации, оценивают  эффективность и качество выполнения поставленных задач, работают  на оборудовании с применением программного обеспечения. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, защиты практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. По результатам этого курса учащиеся сдают зачет.

Сформированность комплекса знаний и умений в процессе освоения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, является необходимым условием для успешной подготовки по рабочей профессии в учебных мастерских учебного заведения.

Практический опыт по рабочей профессии «Токарь» учащиеся техникума получают, работая на универсальном оборудовании учебных мастерских техникума. В ходе работы на механообрабатывающем оборудовании учащиеся производят:

- точение наружных цилиндрических и торцевых поверхностей;

- отрезание  заготовок;

- нарезание резьбы плашками и метчиками;

- сверление, рассверливание, зенкерование и развертывание отверстий;

- растачивание сквозных и глухих отверстий;

- выполняют комплексные работы на токарном станке.

Кроме выполнения работ на механообрабатывающем оборудовании они также получают опыт работы с универсальными, специальными приспособлениями и мерительными инструментами (штангенинструментами и микрометрическими инструментами).

Производственная практика (по профилю специальности) проводится   мастерами производственного обучения в УПМ техникума концентрированно. Продолжительность рабочего времени студентов при прохождении производственной практики составляет 36 академических часов в неделю. В ходе прохождения практики учащиеся не только получают первичные навыки работы на механообрабатывающем оборудовании, но и выполняют заказ социальных партнеров, таких как ОАО «Уралавтоагрегат», ООО «Техпромсервис» и др.

Моделирование ситуации будущей профессиональной деятельности, требующей анализа и принятия решений на основе теоретической информации, позволяет формировать и развивать профессиональные компетенции [4]. Контроль профессиональных компетенций проводится на квалификационном экзамене и является завершающим этапом профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (19149 Токарь).

Для контроля и оценки профессиональных компетенций разработан аттестационный лист, в котором для каждого учащегося будет проставлен уровень сформированности профессиональных компетенций. При оценке компетенций учащихся имеет смысл проранжировать компетенции по степени их значимости для работодателей – социальных партнеров, которых целесообразно привлечь к оценке (например, во время прохождения обучающимися производственной практики), так как процесс оценивания компетенций требует участия не только педагогов, но и сторонних экспертов. Только тогда полученные результаты могут быть действительно объективными.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ-ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА

___________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество студента)

3  курса  группы  № ___ очной формы обучения

Специальности  151901 (15.02.08)  Технология машиностроения

Успешно прошел практику УП. 04 Учебная практика (второй раздел) по профессиональному модулю ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих (19149 токарь) для специальности среднего профессионального образования 151901 (15.02.08)  Технология машиностроения в объеме 126 часов  с  «__» ________2015 г.  по  «___» _______2015 г. в учебно-производственных мастерских ГАОУ СПО СО «ИМТ»

Виды работ, выполненных во время практики

Оценка (по пятибалльной шкале – прописью)

Подпись руководителя практики

  1. 1.  Настройка и управление универсальным токарным станком
  1. 2.  Точение наружных цилиндрических поверхностей
  1. 3.  Подрезание торцов и точение канавок
  1. 4.  Отрезание деталей
  1. 5.  Сверление и рассверливание на токарном станке
  1. 6.  Зенкерование и развёртывание отверстий
  1. 7.  Растачивание отверстий
  1. 8.  Нарезание резьбы плашками и метчиками
  1. 9.  Выполнение комплексных работ на токарном станке

В аттестационном листе прописаны показатели оценки результата и индикаторы, в которых указаны основные  действия,  выполняемые  студентом в процессе обучения. Заполняя показатели оценки результата, фиксируются все действия при решении заданных задач и по результату заполненного аттестационного листа определяется  уровень  сформированности  общих и профессиональных компетенций.

В качестве примера оценивания сформированности профессиональных компетенций представлен фрагмент аттестационного листа студента о прохождении учебной практики в рамках профессионального модуля ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих (19149 Токарь) для специальности среднего профессионального образования 151901 (15.02.08)  Технология машиностроения. 

2. За время практики обучающийся проявил личностные и деловые качества:

ппп

Проявленные личностные и деловые качества

Степень проявления

Не проявлял

Проявлял эпизодически

Проверял регулярно

1

Понимание сущности и социальной значимости специальности 151901 Технология машиностроения

2

Проявление интереса к специальности 151901 Технология машиностроения

3

Ответственное отношение к выполнению порученных заданий

4

Самооценка и самоанализ выполняемых действий

5

Способность самостоятельно принимать решения

6

Поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач

7

Использование информационно- коммуникационных технологий при освоении вида профессиональной деятельности

8

Способность работать в коллективе и команде, обеспечить её сплочение, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

9

Способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

 3. За время прохождения практики у обучающегося были сформированы компетенции (элементы компетенций)

2. Профессиональные компетенции (ПК)

пп

Код и формулировка ПК

Основные показатели оценки результата

Компетенция (элемент компетенции)

Сформирована

Не сформирована

1

ПК 4.2. Выполнять токарную обработку деталей на токарных универсальных станках Осуществляет точение наружных поверхностей
Осуществляет точение торцов
Производит отрезание деталей
Производит нарезание резьбы плашками и метчиками
Выполняет сверление, зенкерование и развёртывание отверстий
Выполняет растачивание отверстий
Выполняет комплексные работы

Применение в качестве контрольного средства аттестационных (оценочных) листов позволяет организовать и проводить анализ выполненного учащимися предметного действия, в основе которого заложено практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций. Существующая система оценивания знаний студентов обеспечивает четкую картину их успеваемости и сформированности общих и профессиональных компетенций в ходе изучения профессионального модуля.


Библиографический список
  1. Буянова Н.В., Михайлов Н.Н. Образовательные технологии в профшколе // Инновации в профессиональной школе. М.: НИИРПО, 2008.
  2. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008.
  3. Мирошин Д.Г. Костина О.В. Модульный подход к организации корпоратвиной подготовки рабочих кадров // Совреемнные проблемы науцки и образования, 2014. № 1. С. 86.
  4. Мирошин Д.Г., Костина О.В. Лабораторный практикум в дистанционном обучении: вопросы организации и проведения // Современная педагогика, 2014. № 1. С.3
  5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие.  М.: Альфа-М, 2005.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения.


Все статьи автора «Костина Ольга Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: