УДК 378

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Коробова Екатерина Анатольевна
Ульяновский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
студент экономического факультета

Аннотация
В статье рассматривается проблема необходимости внедрения информационных технологий ВУЗом в учебный процесс. В ходе проведенного исследования были обобщены способы влияния информационных технологий на качество и экономическую эффективность образовательных услуг.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, повышение качества образования


MECHANISMS FOR IMPROVING THE QUALITY AND COST-EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES OF UNIVERSITY ON THE BASE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Korobova Ekaterina Anatolievna
Ulyanovsk branch of Russian academy of national economy and state service the President of the Russian Federation
student of economic department

Abstract
The article considers the problem of having to the introduction of information technologies by university in the educational process. In the course of the study were summarized impact ways of information technologies on the quality and cost-effectiveness of educational services.

Keywords: educational process, improving the quality of education, information technologies


Библиографическая ссылка на статью:
Коробова Е.А. Механизмы повышения качества и экономической эффективности образовательных услуг ВУЗа на основе информационных технологий // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4649 (дата обращения: 01.08.2023).

Современное общество, пытаясь достигнуть наивысшей ступени развития, определило информационные технологии как необходимое условие его существования, поэтому сейчас происходит их активная реализация во все сферы нашей жизни. Исключением не стала и образовательная деятельность. Информационные технологии здесь являются средством повышения качества и достижения экономической эффективности образовательных услуг.

В России направление модернизации системы образования является приоритетным. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы особой задачей является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В этом смысле применение новых информационных технологий является одним из наиболее эффективных средств достижения поставленной цели.

Под применением информационных технологий в образовании понимается использование этих технологий в трех направлениях:

  1. Учебный процесс.
  2. Управление учебным процессом.
  3. Управление учебным заведением.

Информатизация образования предполагает оптимальное использование современных информационных технологий, направленных на качественную профессиональную подготовку студентов.

За последние годы увеличивается материально-техническая  база ВУЗов России, это можно проследить, посмотрев статистику [1].

Из диаграммы видно, что число персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе ВУЗов, с каждым годом растет. Так  с 2010 по 2013 гг.  количество персональных компьютеров выросло на 31,6%, количество персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей – на 38%, а количество персональных компьютеров с доступом в Интернет – на 48,6%.

Из следующей диаграммы видно, что с 2010 по 2013 гг. количество проекторов, используемых в образовательных учреждениях высшего образования, выросло на 27,16 %, количество интерактивных досок – на 68,3%, количество принтеров – на 11,8%, а количество сканеров – на 30,9%.

Эти данные свидетельствуют о том, что в традиционные способы преподавания учебных дисциплин все активнее внедряются информационные технологии, что в свою очередь ведет к изменению способа подачи материала, к изменению модели образования в целом.

С применением компьютерных технологий в процессе обучения студентов повышается качество усвоения учебной информации, обучение становится более результативным и продуктивным, обеспечивается рост мотивации к получению теоретических и практических знаний, стимулируется рост уровня самообразования. Внедрение информационных технологий в образование дает возможность выбора наилучшего набора средств, методов и форм для организации учебного процесса. Существующие методы и способы внедрения информационных технологий в образовательную деятельность зависят от характера и объема применяемых технологий, поэтому можно выделить несколько из них.

  1. Дистанционное обучение.
  2. Проведение вебинаров.
  3. Электронные библиотеки.
  4. Контроль проверки знаний студентов (на примере ресурса i-exam.ru).
  5. Проведение Интернет-олимпиад (на примере образовательной платформы «Эдстер»).

Если рассмотреть дистанционную систему обучения, то можно  увидеть, что она предоставляет каждому студенту возможности приобретения знаний при опосредованном взаимодействии с преподавателями на основе информационных технологий, с учетом индивидуальных возможностей обучаемого в удобное время и в удобном темпе, а также вне зависимости от места расположения обучаемого по отношению к обучающей организации и без отрыва от основной деятельности. Дистанционное обучение подразумевает использование видеолекций, аудиокурсов, IP-консультаций через Интернет, автоматизированных обучающих систем, компьютерных тренажеров и др.

В исследовании А.А. Москвитина были выявлены следующие преимущества дистанционного обучения студентов: повышается качество самостоятельной работы студентов, так как работа на компьютере позволяет качественно выполнить вычисления, оформить работу, использовать ресурсы сети Интернет для углубленного изучения темы; создание электронного варианта курса лекций для преподавателя доступнее, чем публикация собственного учебника или учебного пособия [2]. Не следует забывать и то, что современному студенту интересно работать за компьютером, который предоставляет возможность развития образного, абстрактного и пространственного мышления.

Дистанционное обучение служит отличным примером совместимости информационных технологий и образовательных услуг.

Следующим механизмом повышения качества образования на основе информационных технологий является проведение вебинаров. Вебинар – это виртуальный семинар, организованный посредством  Интернет-технологий. Он включает в себя выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию. В вебинаре можно принять участие, не выходя  из дома, также в любое время можно посмотреть запись трансляции. Для студентов обычно создаются специальные обучающие вебинары, которые проводятся на базе университетов и помогают лучше понять и усвоить материал.

Использование же в процессе обучения студентов электронных библиотек делает сам процесс более плодотворным. Подписки ВУЗов на электронные библиотеки позволяют студентам получать доступ к нужным учебникам, научным журналам, статьям и др., предоставляют возможность получения данных о последних научных достижениях и исследованиях. Важной составляющей электронных библиотек составляет то, что студенты и преподаватели могут получать информацию бесплатно, что особенно важно, учитывая высокие цены на учебно-методические материалы.

Не следует забывать и о возможностях информационных технологий в системе мониторинга учебных достижений студентов. В ВУЗе должна активно развиваться практика использования современных средств, которые могут правильно оценивать результаты обучения. Оценку учебных достижений студентов следует выполнять, прежде всего, на основе диагностики уровня понимания студентами предмета учения и практического использования приобретенных знаний и умений в решении профессиональных задач. Примером такой практики в УФ РАНХиГС является Интернет-ресурс i-exam.ru, который позволяет получить независимую оценку результатов обучения студентов  в соответствии с новыми требованиями, заложенными в федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтапный анализ достижений обучающихся фокусирует внимание на результатах каждого отдельного студента, что и предполагает выявление ошибок в деятельности преподавателей.

Следующим методом внедрения информационных технологий в образовательную деятельность является проведение  Интернет-олимпиад, так как олимпиады — это самое мощное отечественное изобретение для повышения интереса к образованию. Успешным примером запуска таких олимпиад является образовательная платформа компании «Эдстер». На данный момент на базе технологической платформы проводятся несколько олимпиад: «Олимпиада 3К», «Универсиада «Ломоносов»», «Олимпиада ФинОлимп».

Также компания «Эдстер» занимается первым в мире облачным сервисом по системе управления образовательным и научным процессами в вузе, проектом «Цифровой университет», главная цель которого повышение качества образовательного процесса. Сервис объединяет функции социальной образовательной сети, центр анализа и оценки качества образовательного процесса и систему смешанного дистанционного образования. Благодаря «Цифровому университету» все образовательные достижения студентов фиксируются в «Цифровом дипломе», который студент может использовать в качестве подтверждения своих знаний и компетенций. Облачная инфраструктура, объединяющая студентов всех вузов, позволяет продвигать все образовательные продукты университета как цифровые (электронные учебники, цифровые курсы), так и программные (курсы, лекции). Данный проект является виртуальной образовательной средой для высших учебных заведений, который в действительности помогает в управлении учебным процессом.

Если же говорить об управлении самим учебным заведением, то использование информационных технологий в этом случае помогает достигнуть экономической эффективности и высокого качества предоставляемых образовательных услуг. Для этого создаются определенные автоматизированные информационные системы (АИС). Примером такой системы является «АИС Образование». Она предназначена для повышения эффективности работы различных подразделений учебного заведения. Использование единой информационной базы, единых технологических решений, а также гибкой системы управления доступом к элементам информационной системы делает процесс управления более эффективным.

Таким образом, информационные технологии отлично дополняют образовательный процесс, повышая качество и экономическую эффективность образовательных услуг, при этом используются различные методы внедрения информационных технологий, которые в свою очередь различаются характером и объемом применяемых технологий.


Библиографический список
  1. Образование в Российской Федерации: 2014 : статистический сборник. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с.
  2. Москвитин А.А. Внедрение дистанционного обучения студентов как условие совершенствования учебного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4.
  3. Старыгина А.М. Информационные технологии в сфере бизнес-образования // TERRA ECONOMICUS. 2011. № 4-3. С. 249–251.
  4. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов ВУЗов // Педагогическое образование в России. 2012. №2.
  5. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования [электронный ресурс]. – web-сайт: http://www.i-exam.ru/
  6. Компания «Эдстер» [электронный ресурс]. – web-сайт: https://edster.ru/
  7. «АИС Образование» [электронный ресурс]. – web-сайт: http://ais.guap.ru/


Все статьи автора «Коробова Екатерина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: