УДК 371

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СТУДИИ “ВСЕЛЕННАЯ КРАСОТЫ”

Касаткина Светлана Анатольевна
МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, г.о. Тольятти
педагог дополнительного образования

Аннотация
В работе представлена деятельность студии “Вселенная красоты” в сфере семейного здоровьесбережения, ее актуальность и методы.

Ключевые слова: дети, дополнительное образование, здоровьесбережение, родители, семья, тренинги


NON-TRADITIONAL METHODS OF HEALTH PRESERVATION: EXPERIENCE OF THE “UNIVERSE OF BEAUTY” STUDIO

Kasatkina Svetlana Anatolievna
House of students “Icarus”.
teacher of additional education

Abstract
The paper presents the activities of the “Universe of beauty” studio in family health preservation, its relevance and methods.

Библиографическая ссылка на статью:
Касаткина С.А. Нетрадиционные методики здоровьесбережения: из опыта работы студии “Вселенная красоты” // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4254 (дата обращения: 14.07.2023).

Здоровье – основной показатель всей жизнедеятельности человека. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей.

Наиболее уязвимым в этом случае является подрастающее поколение. Ухудшение здоровья детей становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой: очень часто забота о здоровье детей отходит на второй план по сравнению с образованием, воспитанием, личностным развитием.

В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Таким образом, становится очевидной необходимость формирования у детей культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, сознательного отношения к собственному здоровью.

Это подразумевает наличие знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья, а также осознания здоровья как жизненно важной ценности.

Сам термин “здоровье” имеет множество трактовок. Среди них есть определение ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В последнее время термин “здоровьесбережение” получил широкое распространение во многих сферах человеческой деятельности. Его суть – сохранение здоровья индивида на некоем заданном уровне [1, с. 11].

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти в своей работе обращает немалое внимание на здоровье семей. Вопросы поддержания должного уровня здоровья решаются в таких объединениях как хореографические студии, студия фитнеса, а также студия  “Вселенная красоты”.

Последнее из данных объединений (наряду с занятиями по парикмахерскому искусству и визажу) включает в себя изучение разнообразных способов поддержания здоровья через полученные специальные знания. Так, обучающиеся узнают приемы ухода за кожей, волосами, ногтями.

Изучаются различные комплексы массажа лица, головы, рук. В рамках образовательной программы обучающиеся осваивают основы точечного массажа красоты, основы шиацу, линейного массажа лица и шеи, а также фейс-билдинга.

Таким образом, содержание образовательной программы включает изучение здоровьесберегающих процедур и применение их в домашней практике, а кроме того – изучение правил здорового сна и питания.

В то же время, традиционные знания и умения по сохранению и укреплению здоровья успешно сочетаются с оригинальными методиками оздоровления организма, которые в последние десятилетия находят применение и в официальной медицине.

Так, на учебных занятиях изучаются основы рефлексотерапии, разновидностями которой являются су джок терапия и аурикулотерапия, а также основные положения ароматерапии. Элементы данных методик находят свое применение при проведении учебных занятий студии.

Рефлексотерапия – это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма – нервные рецепторы, отвечающие за работу различных органов и систем.

Цель – нормализовать естественный баланс, снимая воспаления, застои, физическое и эмоциональное напряжение, которые препятствуют нормальной циркуляции энергии.

У рефлексотерапии много общего с массажем. Она

•          способствует релаксации,

•          нормализует кровообращение,

•          способствует выводу токсинов из организма,

•          восстанавливает процессы обмена веществ,

•          снимает стресс и напряжение.

Для общего оздоровления организма в условиях детского творческого объединения (как наиболее приемлемые) используются такие виды рефлексотерапии как су джок терапия и аурикулотерапия.

По-корейски Су – это кисть, а Джок – нога.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Такова природа су джок терапии.

Еще одной разновидностью точечного массажа является аурикулотерапия, или точечный массаж ушной раковины (название ее происходит от латинского слова «аурикула» – ушная раковина).

Ароматерапия – разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений. Одним из самых доступных и популярных способов применения эфирных масел является ароматизация воздуха.

Она благотворно влияет на психоэмоциональную сферу человека, на органы дыхания, дезинфицирует помещение и очищает воздух от вредных примесей, оказывая оздоровительное действие на весь организм.

Для этих целей на учебных занятиях используется специальная аромалампа. Перед использованием эфирных масел в индивидуальных беседах с обучающимися выясняется наличие или отсутствие аллергии на растительные компоненты, хронических заболеваний, являющихся противопоказанием для применения ароматерапии. Использование аромалампы особую актуальность приобретает в осенне-зимний период. В это время чаще применяется масло пихты, эвкалипта и лимона.

Используемые методики позволяют придать образовательной деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей являются профилактические мероприятия, позволяющие обучающимся самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи.

Здоровьесберегающая деятельность в рамках студии представлялась на мастер-классах и других мероприятиях Дома.

В марте 2013 года мастер-класс «Будьте красивы и здоровы весной» познакомил родителей обучающихся с правилами здорового питания, способами ухода за кожей лица, руками, ногтями, волосами в весенний период.

В ноябре 2013 года на мастер-классе «Красивые волосы – здоровые волосы. Оригинальные детские прически на основе плетения» родители были ознакомлены с массажем головы, а также рекомендациями по грамотному и безопасному применению укладочных средств и средств для ухода за волосами.

В ноябре 2014 года мастер-класс «Модные косы» познакомил родителей с рекомендациями по поддержанию здоровья детских волос и решению «детских» проблем с волосами.

Также в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах в студии “Вселенная красоты” проходили мастер-классы по нетрадиционным методикам оздоровления организма.

Можно заключить, что Дом учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти уделяет достаточное внимание проблеме здоровьесбережения подрастающего поколения и пропаганде здорового образа жизни в семье.


Библиографический список
  1. Бойченко Я. Здоровьесбережение современной молодежи. Монография – Х. Издательство Иванченко И.С., 2013. – 195 с.


Все статьи автора «DNPeregudov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: