УДК 37.04

СТУДИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ “ИРИДА”: ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Рассохина Ольга Александровна1, Перегудов Дмитрий Николаевич2
1МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, г.о. Тольятти, педагог дополнительного образования
2МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, г.о. Тольятти, методист

Аннотация
В работе представлено содержание и результаты деятельности студии масляной живописи “Ирида” в плане поддержки детей, одаренных в художественном творчестве.

Ключевые слова: дополнительное образование, ИЗО, масляная живопись, одаренные дети, творчество


OIL PAINTING STUDIO “IRIS”: SUPPORT FOR CREATIVELY GIFTED CHILDREN

Rassohina Olga Aleksandrovna1, Peregudov Dmitriy Nikolaevich2
1House of students “Icarus”, teacher of additional education
2House of students “Icarus”, methodologist

Abstract
The paper presents contents and results of operations of Oil painting studio “Iris” in support of children, gifted in art.

Библиографическая ссылка на статью:
Рассохина О.А., Перегудов Д.Н. Студия масляной живописи “Ирида”: поддержка творчески одаренных детей // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4258 (дата обращения: 12.07.2023).

Каждый человек с ранних лет обладает определенным талантом – к рисованию, музыке, литературе, техническому творчеству. Тем не менее, только постоянное его применение на практике позволяет таланту не угаснуть со временем.

Что же такое одаренность ребенка? Есть множество ее определений. Можно понимать под этим понятием качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Такое определение дает “Рабочая концепция одаренности” [1, с. 4].

При этом, одаренность – сумма многих составляющих, таких как генетические, социальные и психологические аспекты. Это системное качество – т.е. интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Например, художественной.

Общеобразовательные учреждения имеют свои механизмы выявления художественно одаренных детей и работы с ними. Несмотря на это, эти направления деятельности не являются для них приоритетными.

В противоположность этому, система дополнительного образования призвана способствовать реализации одаренности детей – в различных учреждениях ДО есть множество разнообразных курсов, программ, студий. Собственно, полное раскрытие потенциала детей (в том числе и в художественной деятельности) – основная цель их деятельности.

Среди многообразных учреждений ДО в Самарской области большой выбор направленностей может предложить Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти (Самарская область). Там действует студия масляной живописи “Ирида”.

Программа студии имеет художественную направленность и является профессионально-ориентированной.

Она адаптирована на основе программы «Основы живописи» 5 – 9 кл. под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.С. Кузина. При составлении учебно-тематического плана и содержания программы студии педагогом был внесен авторский вклад.

Важной частью деятельности студии “Ирида” является изучение обучающимися культурного контекста собственной творческой деятельности, к чему относится не только изучение техник, но и истории масляной живописи, восходящей еще к братьям Ван-Эйкам (1366 – 1440).

В этом заключается новизна программы, тогда как в школьный курс “Основы живописи” входит только акварельная живопись.

Происходит поэтапный поиск художественно одаренных детей (вместо одномоментного отбора).

На занятиях обучающиеся в рамках данной программы выполняют работы масляными красками. Больше внимания уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит), методам и приемам работы масляными красками, передача средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски и фактуры предметов.

Обучение технике масляной живописи в рамках программы выстраивается в интеграции с изучением предметов художественного образования: рисунок, композиция, история искусств.

Основой обучения в студии является практико-ориентированный подход.

В итоге углубленного изучения живописи дети получают необходимый объем знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в специальных учебных заведениях художественного профиля.

Обучение детей, согласно программе, сориентировано на такие профессиональные категории, как колористическое единство, ассоциативное восприятие цвета, композиция, живопись, история искусств.

Таким образом, целью деятельности студии является формирование у детей системы художественно-образного мышления, развитие творческой индивидуальности в процессе обучения основам масляной живописи, рисунка, композиции и ознакомления с историей искусств.

Решить задачи, стоящие перед педагогом студии масляной живописи “Ирида” должны современные образовательные технологии, а именно – технология личностно-ориентированного обучения.

Именно она ставит в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. В студии масляной живописи “Ирида” реализуются такие особенности этой технологии как самостоятельная работа, обмен мыслями и мнениями, стремление к созданию ситуации успеха для каждого.

Создается система индивидуальных образовательных маршрутов.

Из принятых в технологии подходов, студия использует субъектно-личностный подход (как было указано выше) – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

В условиях студии, в которой занимаются дети с самыми разными стилями, манерой, интересами в живописи, характерами и взаимоотношениями, такой подход представляется единственно возможным.

Программа рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на детей от 7 до 18 лет. Подход к обучающимся варьирует в зависимости от возрастной группы – младшей, подростковой или юношеской. Состав групп обычно около 6 – 10 человек.

Студия использует системный подход к обучению – практические занятия совмещаются с изучением их смысла в рамках культуры. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Важной составной частью программы является копирование иллюстраций, фотографий красивых уголков природы.

Тематическое содержание программы сконцентрировано вокруг единой тематики – масляной живописи. Она включает такие темы как рисование с натуры (этюды и длительные работы), занятия на воздухе, композиция рисунка, история искусств и др.

По окончанию каждого учебного года проводится диагностика образовательных результатов, позволяющая выявить уровень сформированности  предметных знания, умения, навыки обучающихся, динамику их личностных результатов.

Стоит отметить также, что в студии дети располагают полной свободой непосредственного творчества и самовыражения. Так проявляется вариативность в выборе тем живописи – что позволит в наибольшей степени проявить художественную одаренность.

Оценка достижений обучающихся отслеживается при участии в конкурсах и выставках различного уровня, а также ведении журнала учета детских работ.

Таким образом, студия “Ирида” позволяет одаренным в живописи детям в полной мере проявить свои способности. К тому же, им предоставляется контекст их деятельности и площадка для реализации в виде выставок.

Системный подход  к развитию творческих способностей детей, построение занятий с учетом индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка, организация коллективно-творческих дел в детском коллективе и воспитательных мероприятий – все это позволяет добиться высоких образовательных результатов обучающихся с художественной одаренностью.

Ежегодно проводятся профессиональные выставки работ воспитанников студии (например, в Тольяттинском художественном музее). Кроме того, дети   активно принимают участие в конкурсах различного уровня. Итог – призовые места во многих конкурсах различного уровня.

Международного:

- Диплом за III место в номинации “Живопись” Women,s Youth European Championship (Матвеев Алексей, 2003 г.).

- Диплом I степени, номинация “художественное изобразительное искусство, старшая возрастная группа VII международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества (Бычков Константин, 2006 г.).

- Диплом II степени, номинация “художественное изобразительное искусство, старшая возрастная группа VII международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества (Еремина Юлия, 2006 г.).

- Диплом I степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Марков Роман, 2007 г.).

- Диплом I степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Бычков Константин, 2007 г.).

- Диплом II степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Прокофьева Дарья, 2007 г.).

- Диплом II степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Куделина Елена, 2007 г.).

- Диплом III степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Леонидова Любовь, 2007 г.).

- Диплом III степени Международного фестиваля-концерта детского и детско-юношеского творчества “Лето в Италии” (Колесова Вероника, 2007 г.).

Всероссийского:

- Диплом за I место во II Всероссийском конкурсе юных художников “Семицветик” (Огульчанский Кирилл, 2013 г.).

Межрегионального:

- Грамота за I место в Межрегиональной выставке детского изобразительного творчества “Рождественская – 2007” (Сорокина Екатерина, 2007 г.).

- Грамота за I место в Межрегиональной выставке детского изобразительного творчества “Рождественская – 2007” (Фролова Анастасия, 2007 г.).

- Грамота за II место в Межрегиональной выставке детского изобразительного творчества “Рождественская – 2007” (Батищева Анастасия, 2007 г.).

- Грамота за III место в Межрегиональной выставке детского изобразительного творчества “Рождественская – 2007” (Зайцева Наталья, 2007 г.).

- Диплом за 2 место в конкурсе изобразительного искусства в рамках 8 Межрегионального Рождественского фестиваля “Возродим Русь святую!” (Мельникова Яна, 2013 г.).

- Диплом за 3 место в конкурсе изобразительного искусства в рамках 8 Межрегионального Рождественского фестиваля “Возродим Русь святую!” (Курбатова Ольга, 2013 г.).

Областного:

- Диплом за I место в VI областном конкурсе “Мое любимое животное” (Бычков Константин, 2008 г.).

- Диплом III степени Регионального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества “Зимняя Феерия” (Марков Рома, 2011 г.).

- Диплом III степени Регионального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества “Зимняя Феерия” (Суслин Артем, 2011 г.).

- Диплом III степени Регионального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества “Зимняя Феерия” (Ящуринский Сергей, 2011 г.).

- Диплом I степени в номинации “Изобразительное искусство” Областного конкурса “Мой солнечный город” (Чичихин Никита, 2013 г.).

- Диплом за II место в Областном этапе Всероссийского конкурса социальных антинаркотических рисунков, направленных на пропаганду здорового образа жизни “Мой выбор – жизнь” (Федорова Юлия, 2014 г.).

- Диплом за III место в Областном этапе Всероссийского конкурса социальных антинаркотических рисунков, направленных на пропаганду здорового образа жизни “Мой выбор – жизнь” (Марков Роман, 2014 г.).

- Диплом за I место в областном детском экологическом форуме “Зеленая планета – 2014” (региональный этап Всероссийского детского экологического форума “Зеленая планета – 2014”), конкурсе рисунков “Зеленая планета глазами детей” (Бородина Екатерина, 2014 г.).

Городского:

- Грамота за I место в городском конкурсе детских творческих работ “Здоровые дети – надежда России”, номинация – рисунок (Сорокина Екатерина, 2004 г.).

- Диплом III степени городского фестиваля “Экология в детском творчестве” номинации “Конкурс рисунков” (Матвеева Алена, 2008 г.).

- Диплом III степени городского фестиваля “Экология в детском творчестве” номинации “Конкурс рисунков” (Казакова Альбина, 2008 г.).

- Диплом фестиваля творческих коллективов школ г.о. Тольятти “Весенняя пора 2011” в номинации “ДПИ” (Говорова Наталья, 2011 г.).

Также предоставлялась премия по поддержке талантливой молодежи от Министерства образования и науки Российской Федерации (Кузьмич Елена, 2009 г.).

Представленные результаты свидетельствуют об эффективности раскрытия талантов детей в объединении.

Можно заключить, что студия масляной живописи “Ирида” имеет большое значение для поддержки художественно одаренных детей городского округа Тольятти – она обеспечивает усвоение необходимых художественных знаний, умений, навыков, а также обеспечивает необходимые  условия для творчества и развития индивидуального художественного вкуса каждого ребенка.


Библиографический список
  1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. – М., 1998.


Все статьи автора «DNPeregudov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: