Миссия ННГУ: подготовка квалифицированных специалистов на базе научных исследований с использованием современной системы управления и контроля. Практико-ориентированное обучение по МДК 01.01. Устройство автомобиля предполагает:
- освоение студентами образовательной программы не только в аудитории, но и в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
- наличие в лабораториях мест, для профессиональной занятости студентов, с целью выполнения ими реальных задач выполнении разрезов агрегатов автомобиля, изготовлении действующих стендов, изготовлении приспособлений для разборо-сборочных работ, проектировании и изготовлении мини-техники;
- практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности специалистов ООО «АрзамасДорРемСтрой», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», МУП «АрзамасПассажирТранс», СТО «ТСС», ОАО «КОММАШ».
Таким образом, содержанием практико-ориентированного обучения становятся:
- теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами;
- прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, тренинги, мастер- классы, конференции, круглые столы, экскурсии, учебная и производственная практика;
- самостоятельная работа: дипломное проектирование, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио [2].
В основе современной системе образования лежит компетентностный подход акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях и нацеливает на практическое использование компетенций в профессиональной деятельности. Совместно с преподавателями МДК01.01. Устройство автомобиля студенты участвуют в технических проектах.
Для реализации исследовательской деятельности студентов проводятся: выставки технического творчества, конференции, конкурсы профессионального мастерства, неделя науки. Важно научить студентов использовать полученную информацию при проектировании и изготовлении технических объектов. Включая студентов в проектную деятельность, преподаватель решает множество задач, связанных с формированием предметных и метапредметных компетенций студентов. Для организации творческой деятельности студентов при проектировании и изготовлении транспортных средств в МДК 01.01. Устройство автомобиля разработано методическое обеспечение занятий, состоящее из 8 модульных программ (табл. 1):
Таблица 1. Методология технического творчества.
I ЭТАП
Выбор направления технического творчества при конструировании транспортного средства. |
II ЭТАП Проектирование выбранного транспортного средства.
|
III ЭТАП Конструирование выбранного транспортного средств
|
Модуль – программа занятия № 1
Индивидуальные потребности передвижения и возможные транспортные средства.
|
Модуль – программа занятия № 2
Выбор агрегатов для конструкции транспортного средства – расчет конструкционных параметров, разработка технических требований. Модуль – программа занятия № 3 Выбор оптимальной конструкции транспортного средства.
|
Модуль – программа занятия № 4
Разработка элементов конструкции для транспортного средства. Модуль – программа занятия № 5 Масштабная компоновка конструкции транспортного средства. Модуль – программа занятия № 6 Расчет и оформление технических показателей транспортного средства. Модуль – программа занятия № 7 Разработка рабочих чертежей, изготовление и сборка транспортного средства. Модуль – программа занятия № 8 Испытание и доводка транспортного средства. |
Происходит изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, организатора различных видов деятельности студента, сопроводителя при формировании определенных компетенций (схема 1).
Схема 1. Взаимодействие педагога и студента.
Формирование компетенций возможно осуществлять при изучении и обсуждении со студентами следующих вопросов:
- социально-личностные компетентности: разработка и анализ на занятии предметного языка понятий «Потребности и возможности передвижения», «Формы и виды транспортных средств», «Классификация транспортных средств».
- общепрофессиональные компетентности: выбор агрегатов для транспортного средства; предметный язык понятия «Конструкции транспортного средства»; анализ конструкции транспортных средств; сравнение конструкционных параметров транспортных средств; предметный язык «Расчет параметров транспортного средства (мощности ДВС, передаточного числа трансмиссии, полной массы, размеров движителей, скорости)», экономические характеристики различных способов передвижения.
- профессиональные компетентности: выбор оптимальных элементов конструкции транспортных средств, проектирование элементов конструкции транспортного средства, последовательность компоновки транспортного средства, последовательность компоновки транспортного средства, алгоритм расчета показателей транспортного средства, технология изготовления и сборки транспортного средства, техническая документация по изготовлению транспортного средства, система критериев оценки качества транспортного средства, последовательность работ по испытанию доводки транспортного средства.
Библиографический список
- Ряснянская Н.А. Влияние практико-ориентированного обучения на качество подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития экономики. http://nsportal.ru.
- Морозова Т.И. Практико-ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов. http://ито-ростов.рф.