УДК 37.013

САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ГОТОВНОСТИ ЧИТАТЬ ЛИТЕРАТУРУ О ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Мошкин Владимир Николаевич1, Кащеев Дмитрий Викторович2
1Алтайская академия экономики и права, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры
2Алтайская академия экономики и права, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования в 2005, 2015 гг. юношей и девушек изложены эмпирические данные о самооценке студентами их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании. Сделаны выводы о наличии статистически незначимых связей между готовностью читать литературу и факультетом, полом, курсом, на котором обучаются опрошенные студенты. Выявлены статистически незначимые признаки снижения (за 10 лет между двумя опросами) активности студентов в чтении литературы по физкультуре.

Ключевые слова: анкетирование, гендерные особенности, готовность к самообразованию, девушки, динамика самооценки, курс, пол, студенты, факультет, физическая культура, физическое самосовершенствование, юноши


SELF-ASSESSMENT STUDENTS READINESS TO READ THE LITERATURE ON PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT

Moshkin Vladimir Nikolaevich1, Kashcheev Dmitriy Viktorovich2
1Altai Academy of Economics and Law, Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education
2Altai Academy of Economics and Law, Ph.D., Associate Professor, Department of Physical Education

Abstract
In the article on the survey in 2005, 2015 boys and girls presented empirical data on self-assessment by students of their willingness to read literature about physical self-improvement. The conclusions about the presence of statistically insignificant relationships between willingness to read literature and faculty, floors, a course in which enrolled students. Statistically insignificant signs of decline (over 10 years between the two surveys) activity students in reading literature in physical education.

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н., Кащеев Д.В. Самооценка студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4756 (дата обращения: 14.07.2023).

Готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании является одним из важнейших элементов физической культуры человека, которая тесно взаимосвязана с различными характеристиками личности, в том числе с культурой безопасности и культурой здоровья. В педагогической науке исследуются различные аспекты влияния физической культуры на личность студентов и факторы формирования физической культуры молодежи: самообразовательная деятельность в сфере физической культуры как фактор профессионально-личностного становления специалиста  [1], ценностное отношение студента к саморазвитию в физической культуре [2], характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов  [3], физкультурное образование студентов вузов на основе использования элементов самообразования [4], влияние обучающей среды вуза в формировании физической культуры [5],  формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту [6], физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов  [7-10],  физическая культура как фактор нравственной, психологической, мировоззренческой  подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности [11-19] и т.д. В ряде публикаций изложены обобщенные выводы о целях, содержании и средствах влияния  физической культуры на готовность студентов к обеспечению безопасности [20-23]. При наличии такого рода публикаций о результатах исследований различных аспектов самообразования студентов в области физической культуры, следует признать, что в настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема формирования готовности студентов к самообразованию в сфере физической культуры и проблема влияния самообразования в области физической культуры на развитие личности студентов. В связи с этим на основе анкетирования студентов изложим результаты изучения эмпирических характеристик готовности студентов к чтению литературы о физическом самосовершенствовании.

Исследование основано на фактических данных, полученных при анкетировании студентов в 2005, 2015 гг. В ходе анкетирования в декабре 2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). В апреле 2015 г. анкетирование студентов экономического и юридического факультетов ААЭП было проведено повторно (опрошено 229 студентов 1-3 курсов, из них 153 девушек, 76 юношей). В 2005 г. была использована анкета, распечатанная на листах формата А4. В 2015г. был использован электронный вариант данной анкеты, студенты заполняли анкету на персональных компьютерах. Результаты анкетирования обработаны при помощи разработанной нами статистической программы (на основе Excel). Данные были закодированы при помощи цифровых символов (0, 1, 2, 3 и т.д.). В случае, если при опросе какой-либо студент не дал ответа, этот ответ конкретного студента не учитывался при обработке (в базе данных в ячейке таблицы отсутствует какой-либо символ). Поэтому в таблицах 1-6 с результатами статистической обработки общее количество анкетируемых, ответы которых обработаны, несколько отличается. При опросе была использована анкета, включавшая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов (вопросы сформулированы в виде утверждений), предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты. В настоящей статье использованы данные по поводу ответов студентов на утверждение анкеты «Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании» (утверждение анкеты № 9), а также данные о студентах: факультет (утверждение анкеты № 39), курс (утверждение анкеты № 40), пол (утверждение анкеты № 41).

Изложим и проанализируем фактические данные о самооценке студентами их готовности к самообразованию в области физической культуры. Прежде всего выясним, имеются ли отличия самооценки студентами экономического и юридического факультетов ААЭП их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании. Данные 2005 г. об ответах студентов юридического и экономического факультетов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы студентов юридического и экономического факультетов об их самооценке  готовности читать литературу по физкультуре (2005 г.)

Утверждения, варианты ответов

Экономический

Юридический

1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

108

180

2

Нет

252

346

3

Затрудняюсь ответить

7

6

4

ИТОГО:

367

532

5

Утверждения, варианты ответов

Экономический

Юридический

6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

29%

34%

7

Нет

69%

65%

8

Затрудняюсь ответить

2%

1%

9

1

2

3

Как следует из таблицы 1, процентная доля студентов, которые в ответах заявили о своей  готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании, отличается на экономическом и юридическом факультетах всего на 5% (29%, 34% соответственно). Это отличие согласуется с результатами наблюдения учебного процесса, по материалам которого студенты юридического факультета проявляют более высокую активность в чтении различной литературы в целом (по сравнению со студентами экономического факультета). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 1 используем абсолютные цифры в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.316, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи между факультетом, на котором обучаются студенты, и их самооценкой готовности читать литературу по физкультуре.

Данные 2015 г. об ответах студентов экономического и юридического факультетов представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы студентов юридического и экономического факультетов об их самооценке  готовности читать литературу по физкультуре (2015 г.)

Утверждения, варианты ответов Экономический Юридический 1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

50

6

2

Нет

118

24

3

Затрудняюсь ответить

16

3

4

ИТОГО:

184

33

5

Утверждения, варианты ответов Экономический Юридический 6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

27%

18%

7

Нет

64%

73%

8

Затрудняюсь ответить

9%

9%

9

1 2 3

Сравнение данных таблиц 1, 2 приводит к выводу о снижении в 2015 г. по сравнению с 2005 г. активности студентов экономического факультета в чтении литературы по физкультуре (на экономическом факультете снижение на 2%, на юридическом – на 16%). Примечательно, что если в 2005 г. студенты юристы были более склонны читать литературу, то в 2015 г. проявилась обратная тенденция: юристы показали более низкую самооценку готовности к чтению литературы по физкультуре. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблицах 1, 2 используем абсолютные цифры в столбцах 3 (отличия между студентами юристами  в 2005 г. и 2015 г. наибольшее) и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.715, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Таким образом, по данным 2005 г. и 2015 г. не выявлено статистически значимых признаков изменения самооценки студентов экономического факультета их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании.

Из таблицы 2 следует, что студенты юридического факультета в 2015 г. менее склонны (по сравнению со студентами экономического факультета) читать литературу о физическом самосовершенствовании (в 2015 г. разница в ответах студентов экономического и юридического факультетов составила 9%). Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 2 используем абсолютные цифры в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.15, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, по данным 2015 г. не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи между факультетом, на котором обучаются студенты, и их самооценкой читать литературу о физическом самосовершенствовании. Таким образом, результаты статистической обработки ответов студентов юристов и экономистов в 2005 г. и в 2015 г. на вопрос 9 привели к одному и тому же выводу (если учитывать статистическую значимость полученных данных).

Выясним, имеются ли отличия самооценки студентами разных курсов их готовности читать литературу по физкультуре. Данные 2005 г. об ответах студентов 1, 2, 3 курсов представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ответы студентов 1, 2, 3 курсов об их готовности читать литературу по физкультуре (2005 г.)

 Утверждения, варианты ответов

3 курс 2 курс 1 курс 1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

67

72

149

2

Нет

167

160

271

3

Затрудняюсь ответить

4

2

7

4

ИТОГО:

238

234

427

5

Утверждения, варианты ответов

3 курс 2 курс 1 курс 6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

28%

31%

35%

7

Нет

70%

68%

63%

8

Затрудняюсь ответить

2%

1%

2%

9

1 2 3 4

Как следует из таблицы 3, процентная доля студентов, положительно оценивающих их готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании, отличается на 1, 2, 3 курсах (процентная доля студентов, делающих зарядку снижается от 1 к 3 курсу: 35%, 31%, 28% соответственно). Как видим, имеются признаки отрицательной динамики от первого к третьему курсу готовности студентов читать литературу о физкультуре. Эта тенденция проявляется в снижении на 7% процентной доли студентов, читающих литературу о физкультуре. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 3 используем абсолютные цифры в столбцах 2, 4 и строках 2, 3 (проверяем значимость отличие ответов 1, 3 курсов, так как различия между 1 и 3 курсами наибольшие). Выясняем, что φ*эмп = 1.814, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне  незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между годом обучения в вузе и самооценкой студентами их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании.

Данные 2015 г. об ответах студентов 1, 2, 3 курсов на вопрос 9 анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Ответы студентов 1, 2, 3 курсов об их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании (2015 г.)

Утверждения, варианты ответов 3 курс 2 курс 1 курс 1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

19

24

13

2

Нет

70

43

32

3

Затрудняюсь ответить

9

6

4

4

ИТОГО:

98

73

49

5

Утверждения, варианты ответов 3 курс 2 курс 1 курс 6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

19%

33%

27%

7

Нет

71%

59%

65%

8

Затрудняюсь ответить

9%

8%

8%

9

1 2 3 4

По данным таблиц 3, 4 в 2015 г. по сравнению с 2005 г. выявлено изменения активности студентов 1 курсов в чтении литературы о физическом самосовершенствовании (в 2005 г. и в 2015 г. разница в ответах составила 8%). Обнаружилось снижение (в 2015 г. по сравнению с 2005 г.) активности студентов 1 курса в чтении на 8%. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблицах 3, 4 используем абсолютные цифры в столбцах 4 и строках 2, 3 (отличия между ответами студентов 1 курса в 2005 г. и в 2015 г. наибольшие). Выясняем, что φ*эмп = 0.905, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, по данным 2005 г., 2015 г. не выявлены статистически значимые признаки изменения самооценки студентами их готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании.

Из таблицы 4 следует, что опрос 2015 г. выявил отличие между ответами студентов 1 и 2 курсов (разница составила 6%), 2 и 3 курсов (разница составила 14%). На основании данных 2015 г. следует признать наличие признаков снижения от 1 к 3 курсу активности студентов в чтении литературы по физкультуре. При проверке достоверности различий между ответами студентов 2, 3 курсов в 2015 г. выясняем, что φ*эмп = 2.003, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Таким образом, по данным 2015 г. не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между курсом и готовностью студентов заниматься самообразованием. При этом принципиальное значение имеет то, что в 2015 г., как и в 2005 г., не выявлено признаков положительной динамики отношения студентов к чтению литературы по физкультуре (в 2015 г. разница между ответами студентов 1 и 3 курсов составила 8%, причем в направлении уменьшения активности студентов в чтении литературы).

Выясним, имеются ли гендерные особенности самооценки студентами их готовности читать литературу по физкультуре.  Данные 2005 г. об ответах юношей и девушек представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы студентов разного пола об их готовности читать литературу по физкультуре (2005 г.)

Утверждения, варианты ответов

Девушки

Юноши

1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

167

121

2

Нет

311

287

3

Затрудняюсь ответить

8

5

4

ИТОГО:

486

413

5

Утверждения, варианты ответов

Девушки

Юноши

6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

34.36%

29.30%

7

Нет

63.99%

69.49%

8

Затрудняюсь ответить

1.65%

1.21%

9

1 2 3

Как следует из таблицы 5, процентная доля студентов разного пола, положительно оценивающих их готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании, отличается на 5% (положительно оценивают свою готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании  29% юношей и 34% – девушек). Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 5 используем абсолютные цифры в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.647, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между полом и самооценкой студентов их готовности читать литературу по физкультуре.

Данные 2015 г. об ответах юношей и девушек представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы студентов разного пола об их готовности читать литературу по физкультуре (2015 г.)

Утверждения, варианты ответов

Девушки

Юноши

1
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

43

15

2

Нет

92

60

3

Затрудняюсь ответить

18

1

4

ИТОГО:

153

76

5

Утверждения, варианты ответов

Девушки

Юноши

6
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.

28,10%

19,74%

7

Нет

60,13%

78,95%

8

Затрудняюсь ответить

11,76%

1,32%

9

1 2 3

Из данных таблиц 5, 6 следует, что в 2015 г. по сравнению с 2005 г. на 9% уменьшилась процентная доля юношей, которые занимаются самообразованием по физкультуре (среди девушек снижение активности в выполнении утренней зарядки составило 6%). Для проверки достоверности различий статистических данных об ответах юношей в таблицах 5, 6 используем абсолютные цифры в столбцах 3 и строках 2, 3 (отличия между ответами юношей в 2005 г. и в 2015 г. наибольшие). Выясняем, что φ*эмп = 1.799, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Таким образом, по данным 2005, 2015 гг. не выявлены статистически значимые признаки изменения самооценки студентами их готовности читать литературу по физкультуре.

Сравнивая ответы 2015 г. юношей (20% читают литературу) и девушек (28% читают литературу), приходим к выводу, что девушки продемонстрировали более высокую активность в самообразовании по физкультуре. При проверке достоверности различий выясняем, что φ*эмп = 1.896, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Таким образом, по данным 2015 г. не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между полом и самооценкой студентов их готовности читать литературу по физкультуре.

Подводя итоги проведенного анализа статистических данных, сформулируем основные выводы. Изложенные выше выводы обобщим и представим в виде таблицы 7, в которой в левом столбце зафиксируем факторы (факультет, курс, пол), в верхней строке – годы анкетирования (столбцы 2-4, строки 2-4), на пересечении строк и столбцов отметим характер выявленных признаков отличий, изменений, связей.

Таблица 7 – Результаты обработки ответов студентов на 9 вопрос анкеты в 2005, 2015 гг.

Факторы (группы студентов) Анкетирование 2005 г. Анкетирование 2015 г. Изменение результатов в 2015 г. по сравнению с 2005 г. 1
Факультет Статистически незначимое отличие (юристы более активны) Статистически незначимое отличие (экономисты более активны) Статистически незначимое отличие (снижение активности студентов юридического и экономического факультетов) 2
Курс Статистически незначимое отличие (снижение активности от 1 к 3 курсу) Статистически незначимое отличие (снижение активности от 1 к 3 курсу) Статистически незначимое отличие (снижение активности студентов 1, 3 курсов) 3
Пол Статистически незначимое отличие (девушки более активны) Статистически незначимое отличие (девушки более активны) Статистически незначимое отличие (снижение активности девушек и юношей) 4
1 2 3 4

На основе эмпирического исследования 2025, 2015 гг. выявлены статистически незначимые признаки взаимосвязи между готовностью студентов читать литературу по физкультуре и следующими факторами:

- факультет, на котором обучаются студенты;

- курс, на котором учатся студенты;

- пол студентов.

Еще раз подчеркнем, что выводы, сформулированные выше о наличии признаков трех связей активности студентов в чтении литературы (с факультетом, полом, курсом), основаны на статистически незначимых эмпирических данных и нуждаются в дальнейшей проверке.

В 2015 г. по сравнению с 2005 г. на основе ответов студентов выявлены статистически незначимые признаки следующих изменений:

- снизилась активность студентов юристов и экономистов в чтении литературы по физкультуре;

- снизилась активность студентов 1, 3 курсов в чтении литературы по физкультуре;

- снизилась активность девушек и юношей в чтении литературы по физкультуре.

Также повторно обращаем внимание на то, что выводы, сформулированные выше о наличии признаков трех тенденций изменения от 2005 г. к 2015 г. в направлении снижения активности студентов (разных факультетов, разного пола, разных курсов), основаны на статистически незначимых эмпирических данных и нуждаются в дальнейшей проверке. Тем не менее, все выявленные изменения от 2005 г. к 2015 г. свидетельствуют о снижении самооценки студентов, поэтому эти данные вполне можно расценивать как признак снижения (за 10 лет между двумя опросами) активности студентов в чтении литературы по физкультуре. Возможно, это изменение результатов исследования связано с изменением отношения студентов к чтению литературы. Не исключено наличие взаимосвязи между эффективностью преподавания физической культуры и отношением студентов к физическому самосовершенствованию. Изложенные фактические данные свидетельствуют о наличии признаков снижения от 2005 г. к 2015 г. эффективности занятий физической культурой в вузе. Данный вопрос с использованием эмпирических данных мы предполагаем раскрыть в последующих статьях с результатами наших исследований.

Полученные эмпирические данные касаются конкретной группы обследованных студентов, обучавшихся в ААЭП на экономическом и юридическом факультетах в 2005, 2015 гг. Важно также учитывать, что изложенные материалы получены при помощи анкеты, которая фиксирует субъективные мнения студентов, которые не склонны проявлять свои отрицательные характеристики (если таковые имеются) и преувеличивать свои положительные качества. Поэтому сформулированные предположения нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.  В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать имеющиеся у нас эмпирическими данные, раскрывающие иные аспекты формирования у студентов готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании.


Библиографический список
  1. Аллянов Ю.Н. Самообразовательная деятельность в сфере физической культуры как фактор профессионально-личностного становления специалиста / Ю.Н. Аллянов, О.Н. Андрющенко // Международная научная конференция “Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития”, 26-28 мая 2010 г.: материалы конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. заслуж. деятеля науки РФ Л.П. Матвеева / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования “Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма” ; под общ. ред. А.Н. Блеера, В.П. Полянского. – М., [2010]. – С. 244-247.
  2. Виленский М.Я. Ценностное отношение студента к саморазвитию в физической культуре / М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова // Культура физическая и здоровье. – 2014. – N 2. – С. 28-33.
  3. Карпова О.Л. Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза / О.Л. Карпова, Т.Н. Шабалкова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – N 5. – С. 8-10.
  4. Манжелей И.В. Повышение эффективности физкультурного образования студентов основного отделения гуманитарных вузов на основе использования элементов самообразования : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Манжелей Ирина Владимировна; ТГУ. – Тюмень, 1999. – 20 с.
  5. Кащеев  Д.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента  / Д.В.  Кащеев, С.В. Зайцева  // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 133-135.
  6. Кащеев  Д.В.  Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом / Д.В.  Кащеев, С.В. Зайцева  // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 3. – С. 138-141.
  7. Мошкин В.Н. Самооценка студентами готовности к самостоятельному выполнению упражнений для развития выносливости // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4142.
  8. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев  // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4131.
  9. Мошкин В.Н. Факторы формирования стремления студентов к сохранению здоровья / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  10. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор формирования отрицательного отношения студентов к курению / В.Н. Мошкин, А.И. Лапаева, В.В. Овчаров  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  11. Мошкин В.Н. Педагогические факторы нравственной подготовки студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров, С.В. Зайцева // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8940.
  12. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор мировоззренческой подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Овчаров В.В. // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html.
  13. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор психологической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html.
  14. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3084.
  15. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на мировоззренческую подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html.
  16. Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html.
  17. Мошкин В.Н. Взаимосвязь факторов подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева,  А.И. Лапаева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2007. – № 1 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/305-nomer-12007.html.
  18. Мошкин В.Н. Исследование целей формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания/ В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  19. Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 45-55.
  20. Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании физического воспитания студентов/ В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  21. Мошкин В.Н. Формирование культуры безопасности студентов как функция физического воспитания / В.Н. Мошкин // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  22. Мошкин В.Н. Средства формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания / В.Н. Мошкин, А.Н. Елизаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  23. Мошкин В.Н. Физическая культура как средство подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Ползуновский вестник . – 2006 . – № 3. – С. 245-249.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: