Все большее значение приобретает использование Internet-ресурсов в организации учебного процесса в общеобразовательных школах, в частности, на занятиях по технологии. Современные сервисы отличаются большим разнообразием, что позволяет применять их на различных этапах обучения: от изучения теоретического материала до проверки домашнего задания и проведения виртуальных экскурсий [1, с. 10].
В последние годы разработано достаточно большое количество сайтов, которые можно использовать при работе с учениками, а не только для поиска необходимой информации. Такие сервисы, как google-таблицы и google-презентации позволяют сократить организационное время на уроке, что очень важно при проведении практических занятий, разобрать больше нового материала, увеличить эффективность и скорость выполнения практических работ. Существуют специализированные сервисы, которые могут помочь в изучении определенных тем. Специализированные рукодельные и кулинарные сайты (форумы, группы в социальных сетях, сайты рукодельных магазинов) содержат многообразие материалов для вышивания, вязания, скрапбукинга и проч. Кроме того, на данных ресурсах опытные рукодельницы и кулинары делятся своими тайнами и «хитростями». Например, там можно узнать, как добиться в вышивке идеально ровных стежков, какие пяльцы лучше всего использовать, какая пряжа больше подходит для определенных изделий, что добавлять в тесто для пышности, какие приправы улучшат вкус блюда и т.п. Здесь можно получить всю необходимую информацию и задать все интересующие вопросы.
Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной проверке информационного материала.
Учащиеся 6 класса – дети, только вступающие в подростковый возраст. Это сложный период, в котором учащиеся переживают кризис идентичности и отделения от семьи. Они стремятся к самостоятельности, независимости; в этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие. При этом у учащихся могут возникнуть проблемы с учебой: спад показателей внимания, снижение интереса к учебной деятельности, недостаточная мотивированность к обучению. В этот период особенно важно увлечь подростков предметом на эмоциональном уровне, развить позитивное отношение к учебе [2, с. 185].
Ниже рассмотрены возможности использования ряда сервисов на занятиях по технологии в соответствии с учебной программой.
Вводное занятие целесообразно провести с помощью презентации, в которой рассматриваются приблизительные темы проектных работ с учетом программы 6 класса. Такой документ удобно создать на сервисе google-презентаций. Его использование позволит не только ознакомить девочек с возможными проектами, но и впоследствии узнать предпочтения учащихся. Под каждой темой в течение первых двух четвертей учащиеся могут вести обсуждение, либо просто прописывать свой выбор на отдельно для этого выделенном слайде.
Среди всех сайтов, позволяющих создать презентации, выгодно выделяется сервис http://app.emaze.com, позволяющий создавать уникальные трехмерные презентации.
Основные достоинства сервиса:
• Простота создания при помощи использования современных шаблонов.
• Стильный дизайн и 3D переходы между слайдами.
• Автоматический перевод на множество языков.
• Возможность создавать свои презентации можно с помощью компьютера или мобильных устройств.
• Поддержка HTML 5.
• Управление презентацией в автоматическом режиме или по слайдам с помощью мышки или при помощи голосовых команд.
Презентацию, созданную на этом сайте, можно скопировать на любой носитель, благодаря чему её можно воспроизвести с компьютера, не имеющего доступа в интернет. Также презентации можно разместить в соцсетях, чтобы учащиеся могли ее просмотреть дома самостоятельно и выбрать наиболее интересную для них тему.
Одним из разделов, изучаемых в 6 классе, является раздел «Кулинария». Основу уроков кулинарии составляют практические занятия, на которых учащиеся готовят блюда по теме урока. Эти уроки требуют тщательной подготовки: выбор блюда, составление списка необходимых продуктов, расчет стоимости, распределение затрат между ученицами, составление алгоритма приготовления и т.д. Задача учителя в данном случае – не только проконтролировать правильное приготовление блюда, но и не допустить возникновение конфликтов из-за распределения затрат, проконтролировать процесс подготовки к занятию, чтобы девочки заранее знали свои обязанности и ни одна не осталась без задания. Решить эти можно с использованием сервисов Web 2.0, с помощью которых удобно общаться, например, в социальных сетях.
Алгоритм приготовления блюда составляется при помощи любого сервиса, позволяющего создать рисунок с последовательностью действий (google-рисунки, cacoo, boobl.us и т.д). Расчет себестоимости удобно сделать с помощью google-таблиц, в которых ученицы могут отдельным столбиком указать, что они могут принести из дома. Обсудить нюансы, такие, как задача каждой ученицы, можно посредством общего диалога или группы на сервисе В контакте, либо на отдельном сайте с поддержкой чата (например, ChatStep).
Еще одним довольно сложным для шестиклассника разделом является «Интерьер жилого дома», поэтому при работе с ним наиболее важна визуализация. У учащихся еще нет навыков черчения, поэтому самостоятельное построение планировки дома в тетради для них сложно. В данном случае подходят дизайнерские сервисы, помогающие не только построить план дома, но и создать его интерьер. Прост в работе сервис Планоплан [3]. Также хорошо себя зарекомендовал продукт Autodesk Homestyler [4]. Преимущество последнего в том, что он сразу позволяет спланировать расходы на отделку и обстановку квартиры с пояснениями, где это можно купить. Как и любой продукт Autodesk, сервис отлично проработан, имеет широкий функционал, но имеет особенности в управлении, поэтому не рекомендуется новичкам. В то же время, используя Autodesk Homestyler, можно предложить учащимся посмотреть, какие затраты можно избежать при ремонте, а какие уменьшить. Рассмотреть, какие предметы мебели и декора они могли бы сделать сами и из чего. Так ребята научатся грамотно экономить на ремонте квартиры.
Вопросы гигиены девушки, устройства швейной машины, ухода за одеждой можно рассказать так же с помощью презентации или дать ученицам домашнее задание составить краткие доклады по отдельным темам с визуализацией.
Ознакомиться с косметикой и попробовать наложить макияж на модель предлагают производители популярных марок косметики, создающие собственные сервисы Web 2.0 с возможностью оценки их предложения (Marykay.ru, Avon.com, beautycycle.ru, предлагаемый маркой Amway). Социальные сети предлагают пользователям различные игры, в которых можно создать образ девушки: нанести макияж, учитывая форму лица, подобрать одежду в соответствие с фигурой. Грамотное введение подобного ресурса в учебный процесс позволит не только изучить тему косметика, но и познакомит девушек с современной модой.
При изучении раздела «Рукоделие» учащиеся могут ознакомиться с сервисами создания схем, их достоинствами и недостатками. Это xfloss.ru, иголки.нет, crosti.ru и подобные. Будут полезны также калькуляторы канвы, позволяющие рассчитывать метраж ткани, необходимый для вышивки, в соответствии с каунтом, такие как panna.ru/calc.
Целая четверть отводится на изучение раздела «Изготовление конической или клиньевой юбки». Облегчить работу по изготовлению чертежей могут графические онлайн-редакторы, позволяющие чертить в масштабе и работающие с векторной графикой. Это MethodDraw, svg-edit и подобные. Не рекомендуется в данном случае применение редакторов с растровой графикой, так как они предназначены для рисования и редактирования фотографий, в них сложнее заниматься чертежными работами (неровные линии, сбивающийся масштаб, отсутствуют необходимые для черчения инструменты и примитивы).
Для проведения проверочных работ по всем темам удобны сервисы learningapps, формы от google, Zondle и прочие средства Web 2.0, позволяющие создавать тесты, опросы и обучающие игры. Особое внимание стоит уделить сервису learningapps, так как работа с ним очень проста, а прохождение заданий учениками принимается всегда положительно. Упражнения имеют игровой характер. Возможно создание упражнений типа:
1. Кроссворд;
2. Найти пару;
3. Сортировка картинок;
4. Заполнить пропуски;
5. Паззл «Угадай-ка»;
6. Викторина с выбором правильного ответа и т.д.
Указанные сервисы использовались автором при проведении занятий по темам «Интерьер жилого дома» с применением сервиса Планоплан и «ДПИ. Счетная вышивка» с использованием сайтов Иголки.нет и learningapps. При работе с Планопланом учащиеся чертили план дома своей мечты в течение двух занятий. Итогом изучения раздела было выполнение творческой работы, в которой ребята пытались выяснить, можно ли приблизить квартиру, в которой они живут, к дому своей мечты. На уроках счетной вышивки девочки в течение одного занятия разбирали сервис Иголки.нет с точки зрения удобства его применения при разработке схем. Они должны были выявить достоинства и недостатки сервиса, занося их в таблицу. В результате проведенного исследования учащиеся сделали вывод, что сервис удобен, но применение его ограниченно, так как схемы получаются недостаточно хорошего качества.
Для оценки эффективности применения средств Web 2.0 при обучении технологии в 6 классе была проведена диагностика мотивации учения подростков по методике, предложенной Т.Е. Лебедевой [5, с. 49-50] в начале и конце четверти. Анализ результатов показал качественное улучшение мотивированности учащихся: у 25% учеников позиционная мотивация сменилась на учебную.
С использованием данных сервисов достигается большая наглядность материала, сокращается организационное время на уроке, учащиеся становятся более собранными и заинтересованными в предмете. Ребята учатся правильно использовать время, проводимое в интернете, осваивают больше материала на уроке и на этапе подготовки к нему. У учителя сокращается время на проверку контрольных работ, так как необходимые для проверки сервисы сразу выдают результат, остается только занести его в журнал.
В целом ученики позитивно относятся к компьютеризации обучения, им понравились занятия, проведенные с помощью Web 2.0. Учащиеся стали активнее на уроках, легче усваивали материал; уроки проходили организованно и с хорошей дисциплиной.
Библиографический список
- Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. дис…канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.
- Лебедева Т.Е. Информационные технологии: позитивное и негативное влияние на студента//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №6.
- Planoplan – программа для проектирования интерьеров http://www.dr-web.ru/soft/planoplan-programma-dlya-proektirovaniya-intererov.html (Дата обращения 26.06.2015г.).
- Аutodeskhomestyler http://ru.homestyler.com (Дата обращения 28.06.2015г.)/
- Лебедева Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе//Высшее образование сегодня. 2007.№8.