Статья поддержана граном РГНФ № 15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»
Сегодня чрезвычайно актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы, которая в числе первостепенных задач ставит формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе [1]. Воспитательная работа в высшем учебном заведении должна быть доступной, приспособленной к внешним изменениям, учитывать индивидуальные особенности студентов, быть нацеленной на саморазвитие каждого участника образовательного процесса и его «вживание» в современный мир [2].
В российской педагогической науке разработаны концептуальные основы образовательного и воспитательного процессов, которые представлены разнообразными подходами. Однако эти подходы не всегда соответствуют современным вызовам и преобразованиям общества, не ориентированы на учет личностных особенностей молодежного аппарата, особенностей деятельностной практики. На наш взгляд, личностно-деятельностный подход является наиболее эффективным в вопросе организации воспитательной работы.
Следует отметить, что основы личностно-деятельностного подхода принадлежат работам Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. С позиции ученых (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г.) личность рассматривается как субъект деятельности, но при этом она, формируясь в общении и деятельности, определяет характерные особенности этого общения и деятельности [4].
Рассматривая личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятельностного компонентов, остановимся на их особенностях.
Личностный подход в воспитании – отношение воспитателя к воспитуемому как к личности, полноценному субъекту личного развития. Данный подход подразумевает ориентацию на личность, ее потенциал, особенности, потребности, индивидуальность, которые стоят в основе и определяют методы взаимодействия всех участников процесса. При этом в процессе организации воспитательной работы стоит задача создавать специально ориентированные на личность воспитуемого ситуации, способствующие раскрытию и формированию активности молодого человека, желания реализовывать себя в действе.
Личностно ориентированный подход рассматривали такие исследователи, как Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Якиманская И.С., определяя, что в центре процесса должен стоять человек с его мотивами, целями, психологическими особенностями и т.д. Платонов К.К. обозначает принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, в том числе его деятельности. Рубинштейн С.Л. отмечает, что «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [3, с. 102].
Обозначив роль личностного подхода в процессе организации воспитательного процесса, мы считаем, что следует ориентироваться на то, что воспитатель должен определять цель мероприятия и всего воспитательного процесса исходя из интересов воспитуемого, уровня его умений и знаний и т.д. Поэтому цель любого мероприятия должно строиться с учетом каждого конкретного воспитуемого и особенностей группы в целом. Таким образом, организация воспитательной работы должна прослеживаться через призму личности воспитуемого, его индивидуально-психологических особенностей, потребностей, мотивов, способностей, а также статусных, национальных, половозрастных и других особенностей. Подобная специально организованная воспитательная работа поможет определить содержание и форму взаимодействия, направить воспитательное действие, избежав ошибки и неудачи, а также активизировать личность.
Считаем, что эффективность воспитательной работы будет достигнута, если учитывать как личностный, так и деятельностный подход. Личность выступает субъектом деятельности, но, при этом, в своем действии определяет ее личностное развитие, поэтому необходимо рассматривать взаимосвязь обоих компонентов, как личностного, так и деятельностного. Рубинштейн С.Л. отмечал «сделать личностный аспект единственным – значит закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» [3]. Рассмотрим особенности деятельностного подхода.
Деятельностный подход в основу процесса ставит деятельность как способ развития и формирования личности. Рассмотрение деятельности в качестве особого предмета изучения в психологии было начато Выготским Л.С. Как основоположник Леонтьев А.Н. в этом вопросе ориентировался на различения внешней и внутренней деятельности, считая при этом, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней и формируется в процессе перехода внешней деятельности во внутреннюю. Взглянуть по-другому на данный процесс помогли исследования Рубинштейна С.Л., который обозначил, что внешние причины воздействуют на ребенка непосредственно через внутренние условия [3].
Личностно-деятельностный подход подразумевает разрушение традиционной системы воспитания, при котором в центре процесса стоит усвоение воспитуемым определенных знаний, умений и навыков, а также схема субъектно-объектного общения. При личностно-деятельностном подходе процесс переориентирован на решение воспитательных проблем самими воспитуемыми, где воспитатель, безусловно, определяет специфические особенности процесса и их иерархию, но воспитуемый овладевает основой их реализации. При этом, в отличие от традиционной системы воспитания, имеет место субъект-субъектное общение между участниками процесса, сотрудничества в совместном решении воспитательных задач и проблем.
Интересным нам показались исследования Зимней И.А., которая в основу организации образовательного процесса поставила личностно-деятельностный подход [4]. На наш взгляд, подобный подход может стать основой организации воспитательной работы в вузе, в том числе по формированию гражданской активности молодежи. При этом взаимодействие между участниками воспитательного взаимодействия может реализовываться по алгоритму А1 = А2. А1 – воспитатель, формирующий у студента подлинный интерес к участию в воспитательном мероприятии, координирующий, подкрепляющий реакции, стимулирующий процесс. А2 – студент, взаимодействие с которым рассматривается воспитателем как сотрудничество в решении любых воспитательных задач. Мы предполагаем, что личностно-деятельностный подход в воспитательной работе может стать основой естественной организации данного процесса.
Библиографический список
- Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] /М.Г.Резниченко//Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 8. С. 32-42. (0,5 п.л.).
- Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения/ Е.Н. Степанов // Педагогика – 2001._№4.-С.14-19.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1989.
- Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И.А.Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – С. 244-252