УДК 377.12:371.13]:[378.016:808.5

РИТОРИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Стурикова Марина Владимировна
ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет
кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки педагога профессионального обучения. В формировании педагога профессионального обучения автор особую роль отводит развитию коммуникативной компетенции, среди компонентов которой основным считает риторико-прагматический компонент. Актуальность статьи обусловлена недостаточно представленными в педагогической литературе дидактическими средствами решения проблемы формирования риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции. В статье предлагаются образцы заданий, направленных на развитие риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагог профессионального обучения, риторико-прагматический компонент


RITORICO-PRAGMATIC COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE FORMATION OF TEACHER PROFESSIONAL LEARNING

Sturikova Marina Vladimirovna
The Russian state professional - pedagogical university
candidate of pedagogical Sciences

Abstract
The article considers the problem of training teachers of vocational training. In the formation of teacher professional learning, the author assigns a special role to the development of communicative competence, the components of which the principal considers ricorico-pragmatic component. The relevance of the article due underrepresented in the pedagogical literature, didactic means of solving the problem of formation of ricorico-pragmatic component of communicative competence. There are samples of tasks aimed at the development of ricorico-pragmatic component of communicative competence.

Библиографическая ссылка на статью:
Стурикова М.В. Риторико-прагматический компонент коммуникативной компетенции в формировании педагога профессионального обучения // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4806 (дата обращения: 01.08.2023).

В современном научном и профессиональном мире особая роль отводится коммуникативной компетенции, формирование которой осуществляется во всех образовательных учреждениях, в том числе и в вузах. Владение коммуникативной компетенцией особенно важно для будущих педагогов  профессионального обучения. Выпускник профессионально-педагогического вуза должен уметь достигать цели в процессе коммуникации, а также анализировать составляющие различных ситуаций речевого взаимодействия, применять стратегии и тактики кооперативного общения, что обеспечивает эффективность коммуникации. Продуктивная профессиональная деятельность педагога возможна при условии приобретения выпускником вуза системных знаний о речи как важном инструменте воздействия, о применяемых в профессиональной сфере речевых жанрах, правилах эффективного общения, а также выработки в себе личностных качеств, обеспечивающих способность к продуктивному взаимодействию.

Реализация современных личностно ориентированных образовательных технологий не возможна, если педагог профессионального обучения не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетенции, не готов управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания, применять коммуникативные стратегии и тактики и содействовать взаимопониманию всех участников образовательного процесса. От коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный моральный, психологический климат на занятиях и эффективность коммуникации с точки зрения решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Развитие коммуникативной компетенции «педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования» [1]. Необходимость развития коммуникативной компетенции педагогов становится очевидной.

Коммуникативная компетенция влияет на формирование других компетенций, в том числе и профессиональных. Работы многих современных исследователей в области педагогики и психологии посвящены коммуникативной компетенции (Г.М. Андреева, М.С. Каган, А. А. Леонтьев, В.Н. Панкратов, Н.И. Шевандрин и др.). Проблеме формирования коммуникативной компетенции педагога посвящены научные работы таких исследователей, как Л. М. Митина, А. К. Михальская, Н. Н. Обозов, Л. А. Шипилина, Е. А. Юнина и др.

Исследуемый нами риторико-прагматический компонент является важной составляющей коммуникативной компетенции и «определяется широкими перспективами и возможностями обучения будущего специалиста, а затем его трудоустройством в престижных местах» [2], т.к. сегодня владение риторико-прагматическим компонентом коммуникативной компетенции является одним из обязательных требований более чем к 70% всех вакансий, имеющихся на отечественном рынке труда, а тем более для педагога профессионального обучения.

Выпускник профессионально-педагогического вуза, будущий педагог, должен уметь не только вступать в коммуникацию с коллегами, студентами, но и добиваться поставленной коммуникативной цели с использованием профессионального, научного, жизненный опыта, что возможно только при достижении высокого уровня риторических способностей. Следовательно, успех напрямую зависит от уровня владения риторическими тактиками и стратегиями. Выпускник профессионально-педагогического вуза должен владеть умениями ориентироваться в особенностях речевого взаимодействия в сфере своей профессии, обладать комплексными навыками эффективной коммуникации, прагматики риторических знаний в профессиональной деятельности. Как показывают практические наблюдения, выпускники вуза не всегда проявляют в процессе коммуникации нужную гибкость, маневренность и вариативность, не умеют вести конструктивный диалог вследствие того, что не в достаточной степени владеют риторико-прагматическим компонентом коммуникативной компетенции.

«Логика развития профессионально-трудовой сферы и мировой экономики диктует новые императивы языковой подготовки специалистов, доктрина результативности которой включает теперь такие критерии, как прагматичность и инструментальность. Прагматизм студенческой молодежи к образованию выражается не только в адекватной оценке знаний, необходимых для профессиональной деятельности, но и в возможности получения определенных непрофессиональных навыков…» [3, с. 159].

Современные работодатели предъявляют повышенные требования к молодым специалистам, выпускникам профессионально-педагогических вузов, обучающимся по разным специальностям 050501.65 «Профессиональное обучение»: большое внимание уделяют не только специальным компетенциям, но и коммуникативной на уровне, приемлемом для общения на профессиональную тематику, грамотного владения письменной и устной речью, умения вести деловые переговоры, готовить документацию (руководство по эксплуатации, паспорт изделия и др.), находить интересные сведения, вычленяя их из общей массы информации, и объединять в одном тексте информационную и рекламную составляющие и т.д. [2, с. 46].

Исходя из этого, представляется необходимой и социально значимой задача развития у студентов риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции, который имеет большое влияние на развитие профессиональной компетенции будущего специалиста.

«Риторико-прагматический компонент коммуникативной компетенции включает в себя способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи, отражает языковую и речевую культуру говорящего, включает связь языка и культуры, духовный мир личности и жанрово-стилистические особенности текстов как продуктов речевой деятельности» [4,  с. 215].

Образ педагога профессионального обучения «может серьёзно повлиять на восприятие того, что он говорит» [5, с. 106], поэтому риторико-прагматический компонент коммуникативной компетенции «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, определяющих способность к эффективному общению. Он соотносится с личностным ценностным отношением человека к кооперативному общению и с опытом общения, направленным на осуществление личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [ 6, с. 127].

Развитие риторико-прагматического компонента предполагает развитие у студентов знаний создания текста, требований, предъявляемых к устному выступлению, умений осознанно создавать, произносить и рефлексировать речь в соответствии с целью и ситуацией, навыков анализа устной речи в риторическом аспекте, установления контакта с адресатом. С прагматической точки зрения важно, что риторические способности соотносимы с изобретением и расположением мысли: умение выбрать тему, сформулировать основную мысль, подобрать аргументы, определить коммуникативное намерение адресанта и адресата; учесть тип адресата, особенности публичного общения с ним; умение расположить факты, материал, аргументы в соответствии с выбранным типом речи, прогнозировать риторическое впечатление и др.

На учебных занятиях мы обучаем студентов умению строить речевое произведение в зависимости от специфики речевой ситуации, поэтому моделируем профессионально значимые тексты, востребованные в практике делового профессионального общения. Для этого выбираем устные диалогические профессиональные жанры, к которым специалисты, связанные, например, с педагогикой (объяснение нового материала, ответ на вопрос, беседа и др.), экономикой (отчет, анализ ситуации на рынке, переговоры) или машиностроением (объяснение производственной задачи, распоряжение, диалог и др.) обращаются постоянно.

Актуальными становятся такие методы и приемы работы, как лекция-беседа, лекция-сообщение, задания к текстам, которые носят продуктивный характер, предполагающий самостоятельный поиск студентами путей решения поставленной задачи. Для развития коммуникативной компетенции студентов используем активные формы обучения, включающие в себя приемы и методы, позволяющие развивать творческий потенциал студентов: дискуссионные, игровые (дидактические, творческие игры: деловая игра, игровое проектирование), речевой видеотренинг, кейс-метод, которые стимулируют познавательную активность обучаемых.

Задания, которые можно использовать для  формирования риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции, должны иметь многовариантность решений с использованием знаний из соответствующей предметной области, деятельностную ориентацию, надпредметность (межпредметность), практическую направленность.

Устная форма языка в профессиональной деятельности часто является основной, но и более сложной по сравнению с письменной.

Так, на занятиях по дисциплине «Стилистика научного текста» для студентов специальности «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» (030500.19) мы предлагаем такого типа задания по работе с научным текстом: Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных терминов: «электротехническое устройство», «временное реле», докажите правильность выбора. Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину (Предлагается текст, в который включены указанные научные термины).

Задания для студентов по специальности «Экономика» (080100):

Из предложенных определений выберите те, которые лучше всего подойдут к рекламе техники: автомобиля, плеера, сотового телефона и др.; услуг: стрижки волос, организации семейных праздников и корпоративных вечеринок; установки счетчиков воды, тепла и др.

Определения для рекламы бытовой техники: длительный (небольшой) срок эксплуатации, местный (зарубежный) производитель, удобный, большой (маленький), красивый, дорогой (дешевый), быстрый, качественный и др.

Определения для рекламы услуг: быстрый, качественный, веселый, дорогой (дешевый), на вашей (нашей) территории, дополнительные расходы, минимальная цена, по вашему заказу, креативный и др.

В газете или журнале найдите рекламу каких-либо товаров или услуг и по аналогии составьте свою.

При выполнении такого типа учебных заданий происходит развитие риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции студентов, при этом явно просматриваются «образовательные тенденции, состоящие в переходе от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности и научного поиска на основе учебного сотрудничества и коммуникации» [7,  с. 18].

Для будущего педагога профессионального обучения важным направлением деятельности является публичное выступление с лекцией, докладом и др. С точки зрения современной науки, начинающие ораторы должны обращать внимание на некоторые факторы, одним из которых является образ самого оратора. Установлено, что при первом восприятии оратора до 60% внимания слушателей отводится на его зрительное восприятие, поэтому в процессе развития риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции у студентов развиваем их ораторские умения.

Данные умения формируют готовность будущего специалиста к выполнению роли педагога профессионального обучения. Вследствие того, что  решение профессиональных задач в сфере образования невозможно без построения системы коммуникационных связей и эффективного общения, можно утверждать, что без формирования риторико-прагматического компонента коммуникативной компетенции невозможна подготовка современного специалиста.


Библиографический список
  1. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура / Е.В. Филатова // «Magister Dixit» – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. №1 (03). Март 2012 (http://md.islu.ru/
  2. Стурикова М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов профессионально-педагогического вуза на занятиях по языковым дисциплинам: дис…кандидата педагогических наук. / М.В. Стурикова. Екатеринбург. 2014. – 242 с.
  3. Шевцова Г.В. Прагматика профессионального знания в образовательной парадигме высшей технической школы: лингвистический аспект / Г.В. Шевцова // Знание. Понимание. Умение. 2008. — №4. – С. 158 – 162.
  4. Горобец Л.Н. Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования / Л.Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 214-218.
  5. Баданина Л. А. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза / Л. А. Баландина, Г. Ф. Кураченкова // Гуманитарные науки. – 2012. – № 4. – С. 102–108.
  6. Фомина Ж.В. Научные семинары-дискуссии как  способ овладения риторической компетенцией  / Ж.В. Фомина, А.Б. Кулакова // Проблемы развития территории. 2014. № 3 (71). С. 126-133.
  7. Кудрявцева Е.Ю. Преемственность формирования коммуникативной компетенции студентов в системе «педагогический колледж-вуз»: автореферат диссертации….кандидата педагогических наук / Е.Ю. Кудрявцева. Чита. 2011. – 21 с.


Все статьи автора «Стурикова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: