УДК 37.01, 0.82

ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Штырова Алима
Университет им. Константина Философа в Нитре (Словацкая республика)

Аннотация
В статье описывается применение исследовательского метода работы при изучении истории русской литературы иностранными студентами в рамках компетентногостного подхода. Ставится исследовательская проблема, над которой работают в курсе «Парадокс как способ художественной рефлексии о мире в русской литературе», предлагаются специальные виды учебной деятельности и их примерное содержание.

Ключевые слова: студенты


APPLICATION OF THE RESEARCH METHOD IN THE TEACHING THE COURSE OF RUSSIAN LITERATURE FOR FOREIGN STUDENTS

Shtyrova Alimа
Constantine the Philosopher University (Nitra SR)

Abstract
The article describes the application of the research method in the teachingthe course of Russian literature for foreign students. The course is based on the competency-based approach. In the article the research problem and the special types of learning activities was defined.

Библиографическая ссылка на статью:
Штырова А. Применение исследовательского метода работы при изучении истории русской литературы иностранными студентами // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4852 (дата обращения: 14.07.2023).

Современный образовательный процесс ориентирован на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей будуших профессионалов-филологов. Способность учиться в течение всей жизни, развивать познания, умения и навыки, самостоятельно мыслить и коммуницировать в профессиональной среде и, шире, в социуме, является необходимым качеством специалиста (1).

Рассматриваемый курс «Парадокс как способ художественной рефлексии о мире в русской литературе» относится к категории «курса по выбору», или «спецкурса». Он изучается на последнем году обучения в университете, т. е. студентами — магистрами. Изучение этого итогового спецкурса требует актуализации знаний, умений и навыков, полученных в курсах теории и истории литературы, анализа и интерпретации текста, а также укрепляет и развивает их. Курс является важным и для совершенствования навыка оформления и презентации доклада, поскольку студентам предстоит защита дипломной работы.

В курсе изучается парадокс в русской классической и новой, а также новейшей литературе. Вводная часть курса состоит из занятий в форме лекций, которые предполагают рассмотрение целей и задач курса, знакомство с содержанием понятия парадокса, его места в истории духовной культуры человечества; историей научного изучения проблемы; проблемой парадокса как предмета интердисциплинарного изучения; изучение использования понятия «парадокс» в узусе, классификации парадоксов, специфики русского менталитета в отношении к парадоксу; соотношение абсурда и парадокса в философско-эстетической гносеологии.

Задания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям: ознакомиться с научно-исследовательской литературой (2), выписать определения и примеры парадоксов; самостоятельно найти примеры парадоксов в художественных произведениях, классифицировать их. Задание предполагает самостоятельную аналитическую работу студентов с последующим выступлением на семинарском занятии.

После освоения этого этапа работы предполагается создание исследовательской ситуации, т. е. постановка исследовательской проблемы, над которой будет производиться работа. Поскольку парадокс, как мы уже установили, особым образом сводит воедино антитетичные понятия, признаки, а истинный смысл обнаруживается при улавливании некоего существующего между ними баланса, взаимосвязи, то каким образом он связан с понятием границы, пограничности человека как существа, всегда стоящего на границе между чем-то и чем-то, которая является его доминирующей константной характеристикой? На этом этапе выявляется, что парадокс является манифестацией личностного сознания в пространстве пограничности (добро-зло, земля-небо, любовь-ненависть, жизнь-смерть и т.д.).

Определим пограничную ситуацию в русской классической литературе (человек на границе между космосом как гармонией, организуемой Божественным присутствием, и хаосом – дисгармонией, отсутствием Бога. Бытие рассматривается в пространстве дихотомий, маркированных конститутивными характеристиками (добро-зло, земля-небо и т.д.). Вектор жизненного пути человека: из вечности в вечность), и в постмодернизме (на границе между пустотой и пустотой человеческое сознание является единственным организующим началом. Вектор жизненного пути человека: из пустоты в пустоту («и мчится бабочка сознанья из ниоткуда в никуда», Пелевин, 1997).

Примем, что понятие границы предполагает наличие центра и периферии. В классической литературе парадокс центрирован вокруг ориентиров, которые внеположны человеку: вечные ценности и истинные смыслы даются ему, а не задаются им самим. Смешение добра и зла отвергается, парадокс вносит определенность в соотношения истина – ложь. Парадокс включен в систему причинно-следственных связей и мотивировок, в конечном счете удовлетворяет ожиданию справедливости читателем. Что является центром в посмодернизме? Постмодернизм избегает любой централизации, ориентирован на буддизм и даосизм, в которых нет понятий абсолютного зла и абсолютного добра. → парадокс включает в категорию докс моральные ценности, «вечные смыслы», существование приоритета одних значений над другими рассматривается как нонсенс. Причинно-следственных связей и детально обоснованных мотивировок поведения героев не дается.

С какой целью парадокс используется в классической и постмодернистской литературе? В классической литературе парадокс используется как средство развенчания доксы, стереотипа, в силу своей однозначности являющегося заблуждением. Парадокс разрушает определенность через сопоставление с ее противоположностью и приводит к новой, парадоксальной определенности, сопряженной с нравственными ценностями («и последние станут первыми»). Он делает систему знаний более полной, приближает к истине.

Как соотносится парадокс и докса в постмодернизме? Движение от определенности через сопоставление с ее противоположностью приводит к новой определенности, которая опровергается, то есть сам парадокс немедленно становится доксой. В классической литературе понимание парадокса требует от читателя рефлексии и логических операций с эксплицитными пропозициями и имплицитными смыслами, которые приводят к осознанию сосуществования противоречий в опыте реальной действительности. Момент понимания рdx парадокс сопряжен с определением места рассматриваемого жизненного явления в системе нравственных координат, вызывает чувство сопереживания и торжества справедливости. Что требуется от читателя при обращении к парадоксу в постмодернизме? Он не дает читателю чувства удовлетворения от интеллектуального озарения, оставляет с пустотой в руках. В интеллектуальной рефлексии нет места личному эмоционально-оценочному компоненту, постулируется некогерентность сознания и окружающей действительности.

В классической литературе парадокс обращается к вечным ценностям, которые каждое поколение открывает для себя вновь. В чем состоит пародоксальность постмодернистской авторской интенции? Литература – ложь и ничего более. «Я говорю» «я лгу», «я слушаю» – это перформативы, истинность которого зависит только от реального контекста и мировоззрения интерпретатора, авторская интенция: «не учи» – это (парадокс!) поучение.

Использование исследовательского метода предполагает творческую активность субъектов обучения. Поэтому в курсе используется следующие виды учебной деятельности: создание проекта, напиание доклада и выступление с ним, оппонирование. Самостоятельная проектная деятельность студентов состоит в написании работы на одну из выбранных тем, касающуюся референциальных парадоксов (свидетельствующих о парадоксальности мироустройства и мировоззрения), в которой они будут рассмотрены на информативно-смысловом уровне организации текста.

Тема 1: Парадокс на основе понятий жизнь – смерть. Пояснение: парадокс в классической литературе основан на переносном значении, оксюмороне, означающем отсутствие высших смыслов жизни.//Парадокс в постмодернистской литературе: «жизнь в смерти» – буквальный смысл, в котором нет метафорической основы, любящее ничто (Сорокин, Мамлеев).

Тема 2: Парадокс на основе понятий речь – молчание. Пояснение: парадокс в классической литературе: молчание исполнено сакрального смысла, оно информативнее, чем речь//Парадокс в постмодернистской литературе: речь<=>молчание, они одинаково не несут информативной нагрузки, асемантичны; прагматический эффект пустых страниц (Сорокин).

Тема 3: Парадокс на основе понятий мудрость – глупость. Пояснение: парадокс в классической литературе восходит к библейскому «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Характерно использование внутренне парадоксальной библейской символики, соединяющей в себе материальное и духовное, т.е. логически несовместимые начала.//Парадокс в постмодернистской литературе: Бороться за мудрость – значит быть дураком, отстаивая одну из бесконечного множества гипотез непознаваемого. Деструкция религиозных формул (вплоть до введения в них мата; деконструктивная интерпретация библейских сюжетов).

Тема 4: Парадокс на основе понятий пустота – полнота. Пояснение: парадокс в классической литературе концепт пустота соотнесен с негативной характеристикой, это метафора смерти («Окошко», Толстая, 1998, pdx: пустота полна материальных благ, взамен которых она забирает смысл жизни), ср.: «И я глядел бы, счастья полн, // В пустые небеса» (Пушкин, 1833; пустота – симптом безумия и богооставленности.//Парадокс в постмодернистской литературе: Все <=> ничего. Как только пустота становится наполненной неким смыслом, она отвергается (Пелевин). Тотальная нигилистическая пустота как подлинное ничто, равное всему (Сорокин, Мамлеев). Концепт пустота имеет значение онтологического, аксиологического, эпистемологического стимула: это пространство для поиска, его средство и конечная цель (pdx: цель – перечеркнуть достигнутую цель). Pdx полной пустоты (ничто, в котором сосредоточены все отсутствующие смыслы (Макс Фрай, Сорокин): она может быть наполнена любым содержанием, но в конечном итоге остается самой собой; пустота обнаруживается за каждой манифестацией смысла.

Тема 5: Парадокс в аспекте стратификации новейшей русской литературы. Пояснение: Парадокс в аспекте стратификации новейшей русской литературы.имеет диагностическое значение: это маркер элитарной литературы. Детективы Д. Донцовой, полностью построенные на классической для детективного жанра парадоксальности, с 1999 г. выходят под серийным названием «Иронический детектив», что свидетельствует о приоритете социализирующей, а не креативной функции парадокс в страте массовой литературе.

Применение исследовательского метода работы при изучении истории русской литературы иностранными студентами представляется эффективным средством развития всего спектра профессиональных, надпрофессиональных и ключевых компетенций имеет большое значение при изучении русской литературы как иностранной. Использование видов учебной деятельности, предполагаемое этим методом, создает хорошие условия для совершенствования инструментальной, системной и межличностной компетенции субъектов обучения.


Библиографический список
  1. Платонова, Р. И. Развитие ключевых компетенций будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2009. №3. С.83-86; Штоббе, И. А. Профессиональные компетенции педагога // МНКО . 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-pedagoga (дата обращения: 24.08.2015); Мухаметшина, О. В. Полифункциональный анализ понятия «компетенция» // МНКО . 2010. №5. С.115-118; Абрамов А. В., Модель целеустремленного формирования компетенций // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №1. С.11-14.Götz, Ignacio L. 2002. Faith, humor, and paradox. Westport, Conn.: Praeger, 2002; WAYNE, C. Damage: A Logic of Evil. In: Minding Evil: Explorations of Human Iniquity. Edited by Breen, Margaret Sönser. Amsterdam: Rodopi, 2005; The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. N.Y.: Oxford University Press. 2001; Watzlawick, P. Pragmatika lidské komunikace: Interakční vzorce, patologie a paradoxy. Hradec Králové: Konfrontace, 1999; Carroll, N. The Philosophy of Horror or Paradoxes of the Heart. New York: Routledge, 1990; Gahér, F. Logické hádanky, hlavolamy a paradoxy: (nielen pre deti a mládež). Bratislava: Iris, 1996. 108 s.


Все статьи автора «Штырова Алима Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: