Задача учителя вести за собой детей, учить их жить в обществе, воспитывать Человека и гражданина, патриота своей Родины, вырастить социально активную, чуткую и неравнодушную личность.
Современный мир стремительно меняется, и детям сложно ориентироваться в нем, им проще жить в виртуальном мире. Как же вызвать интерес к предмету, как заставить слушать, как оторвать от мобильного телефона или планшета?
Именно в обществознании рассматриваются темы, которые развивают душу и дают необходимые знания для свободного ориентирования в жизни.
Одна из важнейших, на мой взгляд, и интереснейших тем курса обществознания: «Труд и творчество», ее можно преподавать как по учебнику, так и в расширенном варианте. Данная тема рассматривается в 5 классе по программе ФГОС [1] и в 6 классе по обычной программе. [2]
Возраст 11-12 лет довольно сложный. Ни для учителей, ни для родителей не является секретом, что переход в среднюю школу сопровождается падением успеваемости и дисциплины. И нам, взрослым, начинает казаться, что детям уже ничего не интересно, кроме компьютерных игр и социальных сетей. Однако это не совсем так и работа на уроках по теме «Труд и творчество» может помочь детям по-настоящему раскрыться.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Тема «Труд и творчество» рассчитана на 2 часа по программе ФГОС[1]. Задачей педагога является не только дать определения понятий, но и вызвать в них желание творить, создавать что-то своими руками, а также поднять самооценку ребенка. Многие дети талантливы, но не знают, как себя проявить, не уверены в себе и своих способностях.
На первом уроке по этой теме я знакомлю учеников с такими понятиями как «труд», ««творчество», «мастер», «ремесленник». На втором уроке ученикам дается возможность показать умения, принести свои работы, подготовить индивидуальные и совместные проекты.
Конечно, можно столкнуться с тем, что дети не сразу поймут, чего хочет добиться учитель. Учебник [3], как мне кажется, не предлагает достаточной информации для обдумывания, а ученики отталкиваются в ответах от того, что описано в учебнике, и только после подсказки начинают размышлять и обобщать выводы.
По мнению разработчиков нового стандарта, ученики к 5 классу должны самостоятельно уметь искать необходимую информацию, уметь анализировать и предлагать свои решения [4, с.2]. Однако этими умениями дети не владеют в том объеме, какой необходим. Это создает трудности в работе, приходится искать пути решения данной проблемы и использовать дополнительные методические и методологические приемы, в частности, метапредметные связи.
В прошлом учебном году (2014-2015 гг.) оба пятых класса нашей школы занимались по программе ФГОС [1]. В одном классе пришлось остановиться строго на учебнике и тех заданиях, которые предлагались авторами, а вот во втором классе удалось получить более интересный, на мой взгляд, результат.
На первом уроке по данной теме я в качестве иллюстрации принесла слепленную мною ветку сирени в натуральную величину. Дети заинтересовались и посыпались вопросы: «А как вы это сделали? А из чего? А можно мне научиться? Для чего нужны такие изделия?»
И ответили на эти вопросы тоже сами.
Интересно было всем, и я пообещала научить желающих лепке на внеурочных занятиях.
Так же на первом уроке было дано задание: объединиться в группы, сделать проект совместно и совместно же представить его. Ученики должны были договориться после уроков, кто и что конкретно делает. Мною были даны подсказки, что можно объединиться по рядам или по интересам, выбрать тех, кто будет заниматься поиском материала и тех, кто будет непосредственно делать презентацию.
В классе «A» на второй урок ученики принесли доклады по темам, которые были предложены авторами учебников, несколько человек, кто умел, сделали презентацию. Однако это были личные проекты, а не групповые. Это наглядно показало неумение работать в команде. С этим классом мы составили алгоритм работы над групповым проектом на будущее.
В классе «Б» все получилось, как задумано, только в одной группе. Остальные группы, хотя и справились, в целом, с заданием, были немного разочарованы результатом. Кому-то не удалось влиться в команду, кто-то не нашел себе дела, кто-то наоборот, взвалил на себя слишком много. Конечно же, и в техническом плане презентации были далеки от совершенства. Однако ученики быстро разобрались, как надо выполнять задание творчески и пришли к выводу, что необходимо распределять работу и работать так, чтобы результат понравился и себе самому и окружающим. У некоторых детей возникли идеи, как, используя рукоделие, начать свой бизнес и они решили самостоятельно подготовить бизнес проекты.
В результате использования метапредметных связей, ученики получили:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
- Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках.
- Развитие усидчивости и мелкой моторики.
- Умение работать в команде.
Таким образом, использование на уроках по теме «Труд и творчество» метапредметных связей мотивируют учеников совершенствовать свои навыки, правильно искать информацию, больше читать и развивать умственные способности, планировать личное время. Совместные творческие проекты позволяют научиться работать в команде, реализовать потребность в общении, а часто к тому же поднимают самооценку и изменяют отношение окружающих в лучшую сторону.
Библиографический список
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897)