В последнее время большинство научных работ в области психологии и социологии посвящено техникам публичного выступления. Как правило, работы затрагивают развитие искусства ораторского мастерства в сфере политики, дипломатии, адвокатуры и творческих профессий, в частности актеров и музыкантов, а также – в сфере продаж. Однако, на наш взгляд, проблема обучения студентов медицинского вуза тесно связана с навыками публичного выступления, так как программа обучения предполагает устный опрос при проведении практических и семинарских занятий. Высокая успеваемость обучающегося обусловлена способностью вступать в контакт с преподавателем и свободно высказывать свои идеи по теме занятия. В связи с этим вызывает интерес исследовать мотивацию обучающихся медицинского вуза к устному ответу.
В общеобразовательной школе устная коммуникация сводится по большей части к ответам на вопросы учителя. К сожалению, даже на уроках русского языка, которые, казалось бы, предполагают развитие навыков устной речи, школьники в основном выполняют разного рода письменные упражнения. А такие задания, как выступление с докладом на уроках истории, географии и пр., в принятой в школьной практике форме, на наш взгляд, также не способствуют развитию навыков публичного выступления: учащиеся ограничиваются чтением доклада с листа, не уделяя внимания «визуальному подкреплению» доклада презентацией, не обращая внимания на соответствие или несоответствие своей речи литературным нормам, не учитывая громкость собственного голоса, темп речи, уместность жестикуляции, не используя вербальные и невербальные средства привлечения внимания слушателей.[1]
Формирование профессиональной компетентности специалиста (будущего врача в нашем случае) должно осуществляться в развитии познавательных способностей через актуализацию имеющихся знаний и опыта, познание языковых и речевых особенностей профессии, согласованию позиций (поиску компромисса) и дальнейшее самосовершенствование. В связи с этим наше исследование мотивации обучающихся медицинской высшей школы к устному ответу приобретает актуальность.
Целью нашего исследования является проведение анонимного анкетирования для определения психолого-педагогических рекомендаций для повышения мотивации к устному ответу обучающихся 1-2 курсов Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко (количество 100 человек). Анкета разработана авторами статьи для проведения исследования (таблица 1).
Таблица 1. Бланк анкеты
№ |
Вопрос |
Ответ (нужное подчеркнуть) |
Отвечали ли Вы когда-нибудь у доски или перед аудиторией? | 1. Да
2.Нет |
|
Что Вы чаще всего испытываете, когда отвечаете у доски? | 1.Страх
2. Стыд 3. Радость 4. Удовольствие
|
|
Что Вас мотивирует отвечать у доски или выступать перед аудиторией | 1. Желание получить высокую оценку
2. Отвечать «надо» 3. Желание принять участие в дискуссии и проявить свои знания 4. Желание выделиться перед преподавателем
|
|
Если Вам страшно / стыдно отвечать у доски или выступать перед аудиторией, то с чем именно связан страх / стыд? | 1. Я не знаю материала
2. Получу «двойку» 3. Я знаю материал, но буду выскочкой, со мной не будут дружить 4. Мне не интересно
|
|
Как Вам было бы удобно и легче вести диалог с преподавателем? | 1. Сидя с места обучающегося
2. Стоя с места обучающегося 3. У доски 4. Письменный ответ |
|
Что могло бы вызвать у Вас желание вступить в открытую дискуссию с преподавателем или другими обучающимися? | 1. Заинтересованность и «расположенность» преподавателя
2. Личный интерес к предмету 3. Опыт, полученный в школе 4. Понимание, что я точно эти знания смогу применить в профессии
|
Известно, что публичные выступления, рассматриваются как ситуация, сопровождающаяся переживаниями субъекта. Эти переживания вызывают тревожность. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Термин «страх» используется обычно для описания процесса, включающего эмоциональную реакцию, связанную с ощущением определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении. Подобную тревожность могут испытывать обучающиеся, которые учатся «хорошо» и даже на «отлично», ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. [2]
Древние греки почитали владеющих словом. Сократ как-то сказал красивому молодому человеку: «Теперь, чтобы я смог тебя увидеть, скажи мне что-нибудь». Многочисленные опросы и исследования показали, что один из самых больших страхов – страх публичного выступления, и все дело в плохой психологической подготовке. Специалисты подтверждают: успех на 60% зависит от того, как мы смотримся, на 30% от того, как мы говорим, и лишь на 10% от того, что мы говорим. Поэтому оратор должен решить три задачи:
- понравиться;
- убедить;
- тронуть души слушателей. [3]
Психологи, работающие в направлении гештальта, обсуждают вопрос ощущения страх, и говорят о страхе отвержения, основанным на чувствовании стыда (переживание «плохости» себя) и вины (переживание «неправильности» конкретных действий). Феноменологически стыд переживается как ощущение себя видимым, ощущение того, что на меня смотрят и видят, импульс к тому, чтобы съежиться и желание «провалиться сквозь землю», чтобы не быть видимым. В одном случае стыд рассматривается как результат травмы, и задача преподавателя связана с расширением самоидентичности обучающегося, что связано с улучшением сознавания и закрепления положительного опыта и его присвоения. [4]
По результатам нашего опроса было выявлено, что 60% обучающихся испытывают страх перед публичным устным ответом, при этом чувство стыда отметили 10% респондентов. Радость испытывают только в 10% и удовольствие 20% опрошенных. Мы предполагаем, что чувство страха в 40% случаев подменено ощущением стыда, так как при ответе на 5 вопрос именно такое количество студентов отдало предпочтение ответам «Получу «двойку»» и «Я знаю материал, но буду выскочкой, со мной не будут дружить».
Большинство респондентов отвечают у доски, потому что это надо делать, и лишь 10% – из-за желания принять участие в дискуссии. При этом в 40% случаев важным оказывается опыт публичных выступлений, приобретённый в школе.
Таким образом, можем отметить целесообразность обучения обучающихся 1-2 курсов медицинской высшей школы ораторскому искусству для снятия тревоги, обусловленной страхом и ощущением стыда.
Студенты отмечают, что преподаватели не всегда обращают внимание на качество выступлений обучающихся на семинарских занятиях, не анализируют их, не указывают на недостатки. Сами же обучающиеся, хоть и осознают важность умения выступать публично, но специальную литературу для этого не читают.[5]
Успешность выступления оратора оценивается главным образом позитивным отношением к нему аудитории – оратор и его позиция должны быть приняты ею, поэтому выступающему необходимо понравиться слушателям, создать о себе благоприятное впечатление, т.е. повысить уровень доверия, которое аудитория испытывает к нему.[6,7] Важную роль для принятия обучающегося-оратора в аудитории играет и преподаватель.
Результаты проведённого анкетирования и анализ литературных источников позволяет сформулировать психолого-педагогические рекомендации для повышения мотивации обучающегося (1-2 курс вуза) к устному ответу.
Рекомендации преподавателям:
1. На первом занятии дать рекомендации обучающимся при устном ответе на вопрос – логика ответа, лексическое наполнениеи необходимые нюансы.
2.Объяснить требования и критерии оценки и отметки.
3. Использовать технику «обратной связи» при оценивании обучающегося.
4. Рекомендовать обучающимся выполнение домашнего задания и подготовки к семинарским и практическим занятиям, выступлению и активное обсуждение нового материала в малых группах (по два-три человека).
5. Разрабатывать новые варианты техники ведения занятия с участием максимально возможного количества обучающихся.
Рекомендации обучающимся:
1. Постоянная практика устных ответов, докладов – активное участие на семинарах, студенческих научных обществах, конференциях.
2. Выполнение домашнего задания и подготовки к семинарам и выступлению в малых группах (по два-три человека) и активное обсуждение нового материала между одногруппниками.
3. Принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельное исследование в области коммуникаций.
4. Владение основными принципами риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления).
Библиографический список
- Алексеева А.А. Развитие навыков публичного выступления у студентов негуманитарных специальностей // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 2. С. 95-99.
- Морозов М.С. Психологический анализ причин возникновения ситуативной тревожности старшеклассников в процессе их публичных выступлений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 146-152.
- Ваганова С.С., Гусева Т.В. Психологические особенности публичного выступления // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 7-11.
- Резник Р. «Порочный круг» стыда: взгляд гештальт-терапии. – В сб.: Гештальт-2000. Московский Гештальт Институт (сб. Материалов), 2000. С. 6 – 20.
- Ванчугова Е. Публичное выступление как один из компонентов формирования коммуникационной компетенции библиотечного специалиста // Студенческая наука и XXI век. 2010. № 7. С. 258-261.
- Антонова Ю.А. Публичное выступление: пан или пропал // Филологический класс. 2010. № 24. С. 48-50.
- Левчаева Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 9.