Корчаковский интеграционный лагерь «Наш Дом» создан под эгидой региональной общественной организации Молодёжный корчаковский центр и Международного общества Я. Корчака. Ежегодно в лагерь приезжают более 100 здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 17 лет [1].
Каждая лагерная смена интересна и не похожа одна на другую, но все они, начиная с первой в Таганроге в 1993 году до последней в Подмосковье, имеют общее – в основе их деятельности лежат концептуальные идеи Я. Корчака [2].
Воспитательная работа в лагере построена на основе идей Я. Корчака о самоценности детства, о правах ребенка, о диалоге между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, о прощении как основном принципе педагогической деятельности, об отношении к ребенку не как к абстрактной фигуре, а как к конкретному человеку со своей реальной жизнью [3].
Все это имеет непосредственное отношение к проблеме развития ребенка. Личностный рост рассматривается Я. Корчаком как сложнейший процесс, который предполагает соединение в воспитательной деятельности педагога интуиции и научных поисков. Весьма продуктивна идея о «выращивании» ребенка Я. Корчака. Реализация этой идеи, по Я. Корчаку, предполагает нелегкий труд взрослого, который берется помогать ребенку в «трудной работе роста», не стремясь ускорить этот процесс, терпеливо дожидается успехов и побед своих воспитанников. Большое значение при решении этих задач Я. Корчак отводил феномену, которому он также впервые в педагогике дал название «общество детей» [4].
Задачу создания детского интеграционного сообщества как пространства личностного роста каждого ребенка решает совместно с детьми уникальный педагогический коллектив лагеря «Наш Дом». Свыше 16 лет в лагере работают вожатые-волонтеры – активные участники корчаковского движения из России, Голландии, Германии, США и Швейцарии: студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, которые проявляют интерес к работе с детьми и поддерживающие педагогические идеи Я. Корчака. Работая с детьми, они на практике реализуют идеи Я. Корчака о том, что процесс личностного роста требует приближения позиции педагога к позиции врача, основной обязанностью которого является создание условий для развития ребенка, о важности близкой дистанции взрослого и ребенка, о том, что успех в воспитании связан с знаний у воспитателя о ребенке , умением создать условия для самореализации ребенка, вовлечения его в активную творческую деятельность, обеспечения его принятие детским сообществом [5].
Интеграционное сообщество является специфической средой творческого развития детей с нарушением зрения. Каждый ребенок с нарушением зрения, приезжая в «Наш Дом», попадает в достаточно сложное по организации, взаимосвязям и отношениям интеграционное сообщество. Очевидно, что такое сообщество не возникает спонтанно, оно является результатом целенаправленной воспитательной деятельности команды взрослых, объединенных идеологически, владеющих технологией организации совместной жизни детей разных социальных групп и с различными уровнями физического здоровья, способных к постоянному творческому поиску. Попадая в интеграционное сообщество, которое было создано до приезда в лагерь, каждый новый ребенок достаточно быстро становится его частью, и оно для него становится на время совместного проживания действительным центром его жизни, поведения, мыслей и чувств.
На процесс развития творческих возможностей детей всех социальных групп положительное воздействие оказывает чувство принадлежности к сообществу, напоминающему зачастую семью в ее лучших проявлениях, где ребенок вне зависимости от уровня своих способностей и конечного результата, получает похвалу за собственное творчество, что обеспечивает для ребенка эмоциональную стабильность, дает возможность пережить минуты счастья принятия себя взрослыми и товарищами, пережить чувство защищенности и психологического комфорта.
В течение смены ребенок многократно меняет роли своего поведения в обществе – от лидерства до рядового участия в разнообразных видах деятельности, что обеспечивает развитие его творческих возможностей посредством принятия решения, управления коллективом в рисовании стенгазет или подготовке вечерних мероприятий, помощи вожатым в проведении подвижных игр. Накапливание ролей помогает обретению уверенности в себе, развитию коммуникативных навыков.
На развитие творческих возможностей ребенка влияет позиция педагога в условиях интеграционного лагеря. Специфичным является то, что воспитательная деятельность педагога по целям сближается с деятельностью специалистов «помогающих профессий»: психологов, социальных работников, социальных педагогов, детских психотерапевтов. С какой бы группой детей ни работал педагог, он посредством творчества решает задачи социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Адаптивный характер деятельности означает умение педагога приспособить воспитание к особенностям развития ребенка, одновременно работать с детьми, имеющими разные образовательные и иные потребности, используя при этом широкий спектр методов, приемов и средств. В основе адаптационной воспитательной деятельности лежит принцип сочетания систематической деятельности и свободы действий каждого участника, создание условий для реализации индивидуальных интересов и потребностей через игровые ситуации, практические занятия, пение, музыкальное воспитание, ритмические упражнения, психомоторные упражнения, развитие образного мышления, изучение окружающего мира, организацию праздничных мероприятий и др. при постоянной поддержке инициативы детей.
В интеграционной среде лагеря творческие возможности ребенка с нарушением зрения увеличиваются в связи с тем, что активизируются типы связей с другими людьми, проявляются новые способы мышления и поведения, возникающие в совместной деятельности, в процессе целенаправленного объединения людей, каждый из которых владеет уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний.
Основным направлением деятельности лагеря является интеграция детей-инвалидов и здоровых детей в их совместной деятельности; физическая реабилитация больных детей путем вовлечения их в посильные спортивные мероприятия, развитие правовой культуры, построение в лагере отношений демократического общества, где дети и взрослые имеют равные права; интеллектуальное и творческое развитие детей.
Привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий. В лагере ежегодно проводятся фестивали культуры России, Голландии, Германии, карнавалы и другие массовые мероприятия.
В лагере работают такие кружки и мастерские, как «Батик», где дети рисуют на шелке специальными для этого вида изобразительной деятельности красками, кружок «Игры на гитаре», кружок «Плетения фенечек Дружбы», театральный кружок, кружок фотографии, кружки иностранных языков: голландского, английского и др. Таким образом, вести кружковую работу могут не только вожатые, но и дети, так в одной из лагерных смен мальчик и девочка из младшей семьи вели кружок бальных танцев, а ученица Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы–интерната для слепых и слабовидящих детей вела кружок пения.
В лагере был организован кружок «Другие краски». Основной целью кружка явилось знакомство детей с красками разных видов, которыми можно рисовать не только на бумаге, а на других поверхностях. Мы расписывали акриловыми красками ткань, камни, шишки, палочки, разрисовывали предметы одежды. В кружке принимали участие дети разных возрастных групп, а также дети с нарушением зрения разной степени тяжести дефекта. Во время кружковой работы дети имеют возможность пообщаться с ребятами из другой семьи, очень часто зрячие дети помогают слабовидящим в изготовлении поделок, что благотворно влияет на развитие положительного отношения как нормально видящих к незрячим, так и наоборот.
Также большое влияние на развитие творческих возможностей каждого ребенка оказывает насыщенная всевозможными мероприятиями программа каждого лагерного дня. Дети могут проявить свои творческие возможности и актерское мастерство при подготовке и проведении Презентации семьи, Конкурса талантов, танцевальных и вокальных конкурсов, тематических праздников – Дня Голландии, Дня Татарстана, Дня Ангела. В День Ангела каждому ребенку раздается листочек с именем подопечного, за которым ребенок-Ангел целый день должен тайно ухаживать, дарить подарки, делать сюрпризы и всячески удивлять и радовать, что, несомненно, открывает каждому ребенку огромные возможности в проявлении своего творчества.
Таким образом, создание творческой атмосферы в Корчаковском интеграционном лагере «Наш Дом» способствует не только раскрытию творческих возможностей школьников с нарушением зрения, но и их эмоциональному раскрепощению, расширению запаса представлений об окружающем, формированию коммуникативных навыков, развитию интересов и познавательных потребностей, формированию положительного отношения к слепым и слабовидящим детям со стороны окружающих зрячих детей, формированию у ребенка с нарушением зрением чувства уверенности в принятии и одобрении со стороны окружающих.
Библиографический список
- Демакова И.Д., Бородина А.А., Кажевина Ю.И., Киржой Е.В. Международный интеграционный лагерь «Наш Дом» // Народное образование. 2011. №3. С. 246-254.
- Демакова И.Д. специфика опытно-экспериментальной работы педагога-воспитателя в Международном корчаковском интеграционном лагере «Наш Дом» (1993-2013гг.) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. №2. С. 118-135.
- Шипова А.В. Теория и практика воспитания в педагогической концепции Я. Корчака // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Международной научно–практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 38-42.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат,1990. 494 с.
- Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: ЦНПРО, 2013. 200 с.