УДК 378

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Соколова Светлана Александровна1, Торчян Нона Рафиковна2, Арустамян Эмилия Артемовна3, Франгулян Нарине Асатуровна4
1Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве
2Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент
3Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент
4Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент

Аннотация
В статье исследуется вопрос актуальности применения инновационных методов в современной системе обучения, отмечается высокая эффективность данных методов и обосновывается необходимость их использования. Приведена характеристика и виды различных инноваций в системе образования, которые поспособствуют повышению интереса учащихся к знаниям, формируют профессиональные навыки и умения, создают комфортные условия процесса обучения.

Ключевые слова: инновационные методы, интерактивные методы, познавательная активность, получение знаний, система образования, творческие способности


THE ROLE OF INNOVATIVE METHODS IN THE EDUCATION SYSTEM

Sokolova Svetlana Aleksandrovna1, Torchyan Nona Rafikovna2, Arustamyan Emiliya Artemovna3, Frangulyan Narine Asaturovna4
1Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of Economics and project management in construction
2Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student
3Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student
4Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student

Abstract
The article examines the relevance of the application of innovative methods in the modern education system there is a high efficiency of these methods and the rationale for their use. The characteristic and different kinds of innovation in the education system, which will contribute to increase students' interest in knowledge, form professional skills, create a comfortable learning process.

Библиографическая ссылка на статью:
Соколова С.А., Торчян Н.Р., Арустамян Э.А., Франгулян Н.А. Роль инновационных методов в системе образования // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5533 (дата обращения: 30.05.2017).

На сегодняшний день общепринятая подготовка будущих специалистов ориентируется на формирование умений, знаний и навыков в предметной сфере и нередко отстает от существующих требований работодателей и рынка [1]. Но сегодня, важно, чтобы основой современной системы образования были не столько стандартные учебные дисциплины, но и различные методы познания и деятельности учащихся.

Задачей любого образовательного учреждения является, в первую очередь, включение учащихся уже в процессе получения образования в разработку новейших технологий, их приспособление к реальным существующим условиям рабочей среды [2, 3 и др.]. Наряду с этим, важным является развитие таких способностей, как: умение анализировать и оценивать, умение творчески мыслить, искать нестандартные решения, уметь быстро приспособиться к изменчивым обстоятельствам внешней среды. Любой учащийся будь он школьник или студент, должен понимать, как он сможет использовать полученные профессиональные навыки в практической деятельности. В решении этой проблемы смогут помочь инновационные методы в системе образования.

Инновации в системе образования – это применение «новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью» [4].

На современном этапе уже ведется поиск, разработка и внедрение новейших методов и форм обучения. В связи с этим, отметим, что основными целями современного преподавания является повышение интереса студента к изучаемому предмету и приближение процесса обучения к практике для повседневной жизни и будущей профессии, то есть развитие коммуникационных навыков, социализация, стрессоустойчивость, креативное мышление и др.

Таким образом, в совокупности инновационные методы в образовательной системе сводятся к достижению высокого интереса студентов в процессе изучения дисциплины, и что очень важно, к самообразованию на протяжении всего периода обучения. С целью качественной подготовки специалистов применяют в работе инновационные методы с интерактивными формами обучения, что является одним из направлений усовершенствования системы подготовки студентов в современном образовательном учреждении.

Основная цель интерактивных методов в образовании заключается в создании удобных условий процесса обучения, при которых студент ощущает свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Иными словами, под интерактивным обучением понимают диалоговое обучение, при котором осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими студентами [4].

На основе обобщения научной и учебной литературы [5-11 и др.], обозначим цели интерактивных методов обучения:

– повышение интереса к дисциплине и самообразованию;

– эффективное понимание изучаемого материала;

– формирование собственного мнения, умение отстаивать личные позиции;

– формирование профессиональных и социальных навыков и знаний;

– самостоятельный поиск студентами решений различных задач и умение аргументированно обосновать принятое решение;

– установление диалога, взаимодействия между студентами, обучение как успешно работать в команде.

Отметим, что в настоящее время признаны эффективными такие инновационные методы обучения, как творческие задания, самостоятельные исследования, игровые ситуации, а также диспуты, тренинги, то есть интерактивные методы. Но при этом сегодня в большинстве случаев студентам читают лекции-монологи и проводят занятия общепринятые, где учащийся выполняет пассивную роль. Приблизительно только лишь половина преподавателей применяет метод дискуссии, треть – занятия инновационного типа и менее 10% проводит по-настоящему интересные занятия, такие как конкурсы работ, деловые игры, тренинги и др.

Таким образом, инновационные методы для сегодняшнего современного поколения являются самыми эффективными и действительно побуждают студентов к обучению. Например, при деловых играх и обсуждениях превалирует продуктивно-преобразовательная деятельность студентов и их применение особенно эффективно на старших курсах при изучении особенно тех дисциплин, которые связаны с организацией и управлением, экономикой, правоведением, бухгалтерским учетом. А исследовательский метод проектов стимулирует развитие познавательных и творческих навыков, умений самостоятельно ориентироваться в информации, развивать свое мышление. Этот инновационный метод предполагает решение проблемы, которая с одной стороны, предусматривает применение инструментов и средств обучения, а с другой, объединение своих знаний из различных областей науки, технологии и других отраслей.

Следовательно, в основе инновационных методов образования лежат активные методы, способствующие созданию творческого подхода к пониманию профессиональной направленности, развитию мышления, умению принимать грамотные решения в различных ситуациях.

Таким образом, применение инновационных методов в процессе обучения представляется необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов, мотивирует к получению знаний и, наряду с этим, решает многоплановые учебные, воспитательные и развивающие задачи [12].

В заключении отметим, что проведенный анализ сегодняшней социально-экономической ситуации в современной системе образования выявил необходимость изменения методов процесса обучения, в связи с чем, мы пришли к выводу, что рассмотренные инновационные методы будут самые эффективные для обучения современного поколения, поскольку они способствуют:

– эффективному усвоению знаний;

– стимулированию развития творческих способностей;

– формированию навыков практических исследований;

– принятие эффективных профессиональных решений в будущей деятельности;

– формированию ценностных ориентаций личности;

– приближению процесса обучения к практике в повседневной жизни и будущей профессии и др.


Библиографический список
  1. Затолкина М.А. Информационные технологии – инструменты повышения качества образования // Качество. Инновации. Образование, 2011. №1. С. 23-26.
  2. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование, 2005. № 7. С. 6.
  3. Соколова Н.Ф. Подходы к определению понятия «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогика, 2012. № 5. С. 89.
  4. Григорьев, О.В. Современные технологии обучения // Инновации в образовании. 2011. №7. С. 17-25.
  5. Баулина О.А. Современные методы обучения студентов экономических специальностей // Территория науки, 2015. № 2. С. 47-52.
  6. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования // Территория науки, 2015. № 3. С. 10-13.
  8. Першина Т.А., Провоторова Е.Ю. Системы дистанционного обучения в образовательной деятельности // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции, 2014. С. 142-144.
  9. Попов В.П., Соколова Н.Ф. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме // Среднее профессиональное образование, 2000. № 2. С. 38.
  10. Соколова С.А. Новые возможности подготовки студентов экономических специальностей с применением объективно-ориентированной учебной среды MOODLE // Волжский: история, культура, образование: сборник статей общегородской научно-практической конференции. Волжский, 2014. С. 129-131.
  11. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика, 2014. № 11 (24). С. 56-60.
  12. Азарова Р.Н. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования // Экономика, статистика и информатика. 2011. №2. С. 3-8.


Все статьи автора «Соколова Светлана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: